×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Изобразительное решение снимка во многом зависит от выбора высоты точки съемки.

Все разнообразные по высоте точки зрения на объект и соответствующие им точки съемки условно могут быть сведены к трем основным группам и классифицированы как нормальные, нижние и верхние точки съемки.

Наиболее распространенными в практике фотографии являются так называемые нормальные точки, высота которых примерно соответствует уровню глаз стоящего человека. Съемки с такой высоты широко распространены потому, что и в жизни подобные точки зрения являются наиболее распространенными и снимки эти, следовательно, дают привычное для человеческого глаза изображение объекта съемки. Перспективный рисунок изображения в этих случаях также получается обычным, привычным для глаза. Изображение, сделанное с нормальной точки, свободно от каких бы то ни было искажений, масштабных преувеличений нижней или верхней части объекта.

Поэтому портретные и архитектурные съемки ведутся, как правило, с нормальных точек, поскольку хорошо знакомые человеку объекты и привычные архитектурные формы не должны иметь никаких искажений на снимке.

Например, съемка портрета с нижней точки приводит к масштабному преувеличению нижней части лица, на снимке получается массивный подбородок и непропорционально узкий лоб. Верхняя точка, напротив, увеличивает на снимке верхнюю часть лица. Изменение правильных пропорций лица, искажение его объемно - пластических форм на снимке недопустимы, потому-то верхние и нижние точки используются в портретной фотографии сравнительно редко.

Съемка с различных по высоте точек

Съемка с различных по высоте точек

Нижние и верхние точки при съемке архитектуры также порождают необычный и непривычный перспективный рисунок фотоизображения. Например, при съемке снизу в снимке образуются ясно видимые сходы вертикальных линий. Вертикали (линии колонн, пилястров, окон и пр.) на объекте, идущие параллельно друг другу, на снимке обнаруживают стремление сойтись в одной точке, расположенной в верхней части снимка или за верхней границей кадра. Съемка сверху смещает эту точку вниз, и сходящиеся линии получают обратное направление. В первом случае масштабно преувеличивается нижняя часть изображения, во втором — верхняя.

Однако фотограф чаще всего вынужден снимать архитектуру именно снизу, поскольку аппарат устанавливается на земле, на мостовой или тротуаре, перед зданием, имеющим значительную высоту. Как же избежать здесь нежелательных искажений привычных архитектурных форм?

Удаление точки съемки от объекта исключает резкие перспективные сходы вертикальных линий

Удаление точки съемки от объекта исключает резкие перспективные сходы вертикальных линий

Прежде всего следует рекомендовать съемку длиннофокусной оптикой. Длиннофокусный объектив позволяет получить необходимый масштаб изображения при съемке с удаленных точек, и увеличение расстояния от точки съемки до объекта уменьшает или даже исключает вовсе перспективные сходы вертикальных линий в снимке.

Съемка с близких точек порождает перспективные сходы вертикальных линий потому, что в этих случаях фотографу приходится придавать фотоаппарату некоторый уклон вверх, иначе угол изображения объектива не охватывает всего объекта целиком (срезается его верх). Таким образом, съемка ведется под определенным углом, вследствие чего и образуется не параллельность вертикальной плоскости здания и наклонной плоскости кассетной части аппарата (линия ВГ). В данных обстоятельствах желательно использование специального фотоаппарата, дающего возможность наклонять кассетную часть (например, фотоаппарат «ФК»). Наклон кассетной части делает параллельными линии АБ и ДЕ и уничтожает не параллельность вертикальных линий на снимке.

Помогает избежать ненужных наклонов оптической оси объектива и подвижная объективная доска фотоаппарата, имеющаяся также у аппарата «ФК». На следующем рисунке показано, как смещение объективной доски вверх позволяет взять в кадр целиком весь объект съемки без уклона аппарата и тем правильно передать на снимке присущие объекту объемные формы. Этого же эффекта можно достичь и простым подъемом фотоаппарата на соответствующую высоту, величина которой относится к величине подъема объективной доски так же, как размеры снимаемого объекта относятся к размерам его изображения на матовом стекле аппарата. Но это далеко не всегда возможно.

Наклон кассетной части фотоаппарата исключает резкие перспективные сходы вертикальных линий на снимке

Наклон кассетной части фотоаппарата исключает резкие перспективные сходы вертикальных линий на снимке

Смещение объективной доски позволяет избежать ракурсных сокращений

Смещение объективной доски позволяет избежать ракурсных сокращений

До сих пор мы говорили об использовании нормальных точек съемки и о возможном устранении искажений, возникающих при съемке сверху или снизу. Но значит ли это, что вообще следует избегать нижних и верхних точек, что они неприменимы в практике фотографии? А если нет, то в каких случаях такие точки могут дать хороший изобразительный результат?

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, рассмотрим два следующих фото. Первый снимок сделан с нижней точки, и потому лица людей частично закрываются их руками и не очень хорошо видны на снимке. Фигуры людей проецируются на фон неба. Все это приводит к тому, что изображение становится несколько необычным, непривычным для глаза. Возможно, что если бы здесь речь шла о простом репродукционном воспроизведении этой сценки, подобное изображение нельзя было бы признать удовлетворительным. Но здесь стоят иные задачи: снимок посвящен теме «Открытие праздника песни». Решая эту тему, автор так выбирает точку съемки, что изображение приобретает черты, вызывающие у зрителя представление о торжественности момента открытия праздника и создающие несколько приподнятое, праздничное настроение. И такой трактовке темы не только не мешает, но, наоборот, способствует выбранный ракурс, несколько непривычный перспективный рисунок изображения. Следовательно, здесь нижняя точка съемки использована вполне сознательно, как продуманный творческий прием, что и дает определенный изобразительный результат.

Д. Печура (студент ВГИК). Открытие праздника песни

Д. Печура (студент ВГИК). Открытие праздника песни

Подобным же образом для раскрытия взятой темы использована верхняя точка при съемке второго фото, где она дает возможность показать зрителю во всех подробностях тяжелый участок трассы, который предстоит пройти участвующим в кроссе автомашинам.

Следует отметить, что при верхней точке съемки предметы переднего плана (если они есть в кадре) проецируются на фон земли и оцениваются зрителем как не имеющие значительной высоты, пониженные, прижатые к земле. Эта особенность верхних ракурсов используется для решения смысловых задач, для изобразительной трактовки взятой темы.

В. Яковлев (студент ВГИК). На трассе атокросса.

В. Яковлев (студент ВГИК). На трассе атокросса.

Удаленные верхние точки способствуют выразительному показу на снимке больших пространств и площадей, так как в подобных снимках могут появиться и быть использованы четкие линии, уходящие от переднего плана в глубину. С отдаленной точки съемки можно также хорошо показать на снимке расположение фигур и предметов в пространстве. Эти возможности верхних точек широко используются в практике фотографии.

К. Новиков (студент ВГИК). На полях

К. Новиков (студент ВГИК). На полях

О снимках, выполненных с верхних или нижних точек, говорят, что они сделаны в ракурсе, являются ракурсными. Этот термин происходит от французского слова raccourci, что в буквальном переводе значит «укороченный», «сокращенный». Ракурсные снимки, следовательно, всегда имеют подчеркнутые перспективные сокращения, а именно сокращения линий, идущих по направлению от точки съемки в глубину кадра. Ракурс является одним из сильных изобразительных средств фотографии и при умелом использовании дает интересный и выразительный результат.

Необычный перспективный рисунок фотографического изображения при ракурсных съемках всегда требует точного обоснования содержанием, раскрываемой снимком темой. Если же верхняя или нижняя точка используется непродуманно или, что еще хуже, чисто формально, вне связи с содержанием, то необычность перспективного рисунка воспринимается как прямое искажение реальных форм объекта съемки, а ракурс из активного выразительного средства превращается в формальный прием построения кадра.

Линия горизонта делит снимок на две равные части

Линия горизонта делит снимок на две равные части

В. Угольников (студент ВГИК). На качелях

В. Угольников (студент ВГИК). На качелях

При изменении высоты точки съемки меняется положение линии горизонта в кадре. Это имеет существенное значение для общей композиции снимка, в связи с чем положение линии горизонта в кадровом окне аппарата должно быть точно установлено при съемке.

Нормальные по высоте точки съемки иногда приводят к тому, что линия горизонта проходит точно по середине кадра и делит его на две равные или примерно равные части. Такой снимок может потерять свое композиционное единство, поскольку он легко распадается на две самостоятельные и ничем не связанные части; верх и низ. Законченной по композиции фотографической картины здесь не получается.

При низкой точке съемки линия горизонта опускается вниз, иногда вообще уходит за пределы кадра, вследствие чего фигуры и предметы, расположенные на переднем плане, проецируются на фон неба или на высокие здания, деревья и пр., находящиеся в глубине, на дальнем плане. Зритель, рассматривающий снимок, невольно сравнивает высоту предметов, находящихся на переднем плане и в отдалении, и оценивает предметы переднего плана как высокие, масштабные, значительные, если они даже на самом деле таковыми не являются.

Эта особенность съемки с нижней точки может быть использована в ряде случаев как творческий прием, и в последнем фото нижняя точка подчеркивает большую высоту, на которую взлетели ребята на качелях.