×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Как выбрать расстояние, на котором следует установить фотоаппарат при съемке того или иного объекта? Подойти ли ближе к фотографируемому человеку, снимаемому зданию, группе людей и пр., или вести съемку с отдаленной точки? Чем руководствоваться при решении этих задач? Вот вопросы, которые обычно возникают у фотографа при выборе точки съемки по ее отдаленности от объекта.

Расстояние, с которого ведется съемка, влияет прежде всего на размер снимаемого объекта на снимке или, как еще говорят, на масштаб изображения. Чем ближе к объекту съемки установлен фотоаппарат, тем крупнее будет этот объект на снимке, чем дальше мы отходим с аппаратом, тем мельче становится изображение.

Снимки, сделанные с отдаленных точек, обычно охватывают значительные пространства и показывают объект съемки в целом. Подобные кадры дают возможность ознакомить зрителя с общим характером изображаемого на снимке цеха, завода, полевых работ, городского или сельского пейзажа, действия, развертывающегося на больших пространствах (демонстрации, митинги, спортивные соревнования и пр.).

По этим снимкам зритель может легко составить представление о размерах и размещении в пространстве различных элементов показываемого объекта, о соотношении и взаимосвязи этих элементов, о взаимодействии людей, групп людей, о масштабах происходящих событий и пр. Но в таком общем изображении часто ускользают важные подробности, поскольку отдаленная точка съемки не дает возможности концентрировать внимание зрителя на чем-нибудь определенном, а мелкое изображение отдельных элементов объекта съемки лишает их на снимке необходимой детализации.

Начнем приближаться к объекту съемки. Масштаб изображения постепенно укрупняется, отдельные детали занимают в кадре все больше и больше места, краевые элементы уходят из поля зрения объектива и остаются за пределами рамки кадра.

Приближаясь к одной из частей объекта съемки, мы как бы приближаем к ней и зрителя, который впоследствии будет рассматривать наш снимок, останавливаем его внимание на определенном участке объекта съемки, на определенном моменте действия.

Такая приближенная точка съемки позволяет выразительно показать на снимке человека в действии, его положение, позу, жест, его взаимодействие с другими людьми, с окружающими его орудиями труда, предметами быта и пр. Фигура человека в этом случае занимает главное место в кадре.

Обратите внимание на то, что в кадрах, снятых с таких приближенных точек съемки, человек изображается достаточно крупно и подробно, и в то же время здесь имеется возможность показать и окружающую обстановку. И это делает широко распространенными такие снимки в репортаже при фотографировании жанровых сцен и пр., где важны и люди и их окружение.

Дальнейшее приближение точки съемки к объекту съемки, дальнейшее сближение границ кадра и укрупнение масштаба изображения приводят к исключению из снимка всех элементов обстановки: в кадре теперь остается только человек, занимающий все поле изображения, и мы приходим, по существу, к портретной съемке.

В. Соболев и М. Харлампиев. Спортивный праздник

В. Соболев и М. Харлампиев. Спортивный праздник

Близкие точки съемки дают изображение человека в крупном масштабе, и часто все поле изображения, весь кадр занимает только его лицо. На таком снимке облик человека может быть воспроизведен со всеми индивидуальными особенностями, во всем богатстве и многообразии мимики, движения лица и пр. С близких точек может быть воспроизведен и жест, положение рук фотографируемого человека, а так как поза и жест хорошо помогают раскрытию состояния человека, то в ряде случаев на снимке они улучшают общую выразительность портрета.

Н. Наумов. Птичница

Н. Наумов. Птичница

В. Чешигин. Новая игрушка

В. Чешигин. Новая игрушка

Но подойдем к снимаемому объекту еще ближе, настолько, что весь он уже перестает умещаться в рамке кадра и на снимке изображается лишь часть его. Такие точки съемки тоже могут быть использованы в фотографии, они дают увеличенное изображение отдельной детали объекта съемки. И если это укрупнение выбрано правильно, если оно дает возможность остановить внимание зрителя на существенно важной подробности, ускользающей от зрителя при съемке объекта с более отдаленных точек, снимок хорошо воспринимается зрителем как самостоятельная и законченная фотографическая композиция.

Необходимо также остановиться еще на одном широко распространенном приеме построения снимка, связанном с определением расстояния до главного объекта изображения. Рассмотрим следующее фото. Мы видим здесь достаточно крупное изображение человека, какое получается при съемке с приближенной точки. Фотоаппарат здесь и был установлен на относительно небольшом расстоянии от снимаемого человека. Но позади изображенного человека на снимке мы видим довольно широкий общий вид стройки, такой, каким он обычно получается при съемке с отдаленных точек.

Следовательно, на этом фото сочетаются как бы два изображения, сделанные с двух различных расстояний. Да по существу так оно и есть: отдельные элементы объекта съемки расположены на резко различных расстояниях от выбранной точки съемки — человек находится на переднем плане, фотограф подошел к нему возможно ближе, все остальное как бы отошло в глубь кадра и стало спокойным, но существенно важным фоном в картине.

М. Ардабьевский (студент ВГИК). Натюрморт

М. Ардабьевский (студент ВГИК). Натюрморт

Вынос главного объекта изображения на передний план — прием, широко распространенный в фотографии. При таком построении кадра фотограф часто одновременно увеличивает и высоту точки съемки (снимает сверху), что дает возможность разместить главный объект изображения в нижней части кадра и освободить верхнюю его часть для размещения и показа элементов окружающей обстановки, для создания активного фона.

Таким образом, от выбора расстояния, с которого ведется съемка, зависит прежде всего крупность или масштаб изображения. Но не только это. Выбранное расстояние коренным образом влияет на перспективу фотографического изображения, на характер его линейного рисунка.

Б. Кравец. На стройке

Б. Кравец. На стройке

Сравним между собой два следующих фото. Первое из них сделано с отдаленной точки съемки, поэтому все предметы на нем изображены примерно в одном масштабе, острых линейных сходов здесь не образуется. Перспектива такого снимка мало способствует изображению пространства, глубины; пространственная протяженность объекта съемки здесь выявлена слабо, а весь снимок выглядит несколько плоским.

Второе фото включает в себя элементы, расположенные на различном расстоянии от точки съемки, причем некоторые из них находятся очень близко от аппарата, другие на значительном отдалении. Вследствие этого они передаются на снимке в различных масштабах: передние даны крупно, удаленные — значительно мельче. В кадре образовались линии, стремящиеся сойтись в одной точке. Перспектива такого кадра способствует выражению пространства, снимок выглядит глубинным, как бы получает третье измерение.

Нахабцев (студент ВГИК). Пейзаж

Нахабцев (студент ВГИК). Пейзаж

В. Горемыкин (студент ВГИК). Утро

В. Горемыкин (студент ВГИК). Утро

Следовательно, правильный выбор точки съемки по ее отдаленности от объекта помогает передаче пространства на снимке.

Вот те закономерности, которыми следует руководствоваться при выборе расстояния отточки съемки до объекта. Очевидно, выбор этот зависит от стоящих перед фотографом смысловых задач. Что хочет показать фотограф на снимке? Общий вид праздничной улицы, заполненной проходящими по ней демонстрантами? Здесь будет уместна отдаленная точка съемки, способствующая решению такой задачи. Группу весело танцующих людей?

Здесь нужна приближенная точка съемки, исключающая из кадра лишний изобразительный материал и сосредоточивающая внимание зрителя на данной группе. Участника демонстрации, несущего на плече малыша с красным флажком? Точка съемки перемещается еще ближе, отчего в кадре образуется нужная здесь портретная композиция. Деталь праздничного оформления? Расстояние между фотоаппаратом и объектом еще более уменьшается. Людей, вышедших на балкон своей квартиры, чтобы полюбоваться ярким праздником? Соответственно выбирается точка съемки: люди на балконе располагаются на переднем плане и изображаются достаточно крупно, а в глубине кадра виден общий план праздничного города (съемка ведется с этого же балкона) и т. д.

Таким образом, во всех случаях содержание снимка определяет закономерности его изобразительной формы.