×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Очень часто начинающий фотолюбитель, снимая здание, скульптуру, группу людей и пр., устанавливает фотоаппарат прямо против снимаемого объекта, точно по его центральной оси. Такое решение диктуется, по-видимому, стремлением отвести снимаемому объекту центральное место в кадре, заполнить все иоле зрения объектива только интересующим фотографа материалом и оставить за рамкой кадра все остальное.

Но в ряде случаев такое расположение объекта съемки на фотоснимке приводит к упрощенному и навязчивому показу здания как такового, скульптуры как результата работы скульптора и пр. Богатые изобразительные возможности фотографии здесь, следовательно, остаются неиспользованными и, по существу, подменяются простым копированием того, что было создано архитектором или скульптором. Снимки при этом получаются протокольными, скучными и неинтересными, являются скорее репродукциями объектов съемки, чем их выразительным и творческим изображением. Такие фотоснимки тоже бывают нужны, но в этих случаях фотография имеет лишь прикладное значение и как самостоятельная область творчества здесь не выступает.

Примитивная фронтальная композиция

Примитивная фронтальная композиция

Центральная точка съемки

Центральная точка съемки

Попробуем разобраться, чем же объясняется такое упрощение и обеднение изобразительного результата в тех случаях, когда съемка ведется со случайной и непродуманной центральной точки установки фотоаппарата.

Центральное положение точки съемки обусловливает фронтальное расположение объекта на матовом стекле или в видоискателе фотоаппарата и приводит к фронтальной композиции кадра.

Обратим внимание на то, что при фронтальной композиции предметы, расположенные в центре кадра или вблизи от него, видны зрителю лишь одной своей стороной, а боковые их стороны не видны совсем или едва намечаются на снимке.

В приведенной фотографии почти полностью отсутствуют линии, направленные от переднего плана в глубину, большинство их идет параллельно границам кадра. Кроме того, само здание закрывает дали, почему глубина пространства в снимке вообще не передана и изображение становится плоским, одноплановым.

Таким образом, недостатками данного снимка являются примитивная центральная композиция, плохая передача объемов (поскольку в кадре видна в основном лишь одна сторона здания — плоскость), отсутствие глубины пространства.

Эти недостатки порождены непродуманным использованием центральной точки съемки, которая в данном случае отнюдь не решает каких-либо смысловых или изобразительных задач.

Но значит ли это, что фотограф должен вообще избегать центральных точек съемки и фронтальных композиций? Приведенный выше снимок является примером неудачного и непродуманного использования центральной точки, но отнюдь не отвергает ее вообще. Напротив, центральные композиции довольно часто используются при съемке архитектурных сооружений, ансамблей, интерьеров, рассчитанных архитектором именно на эту центральную точку зрения.

Фронтальная композиция может быть желательной при съемке объекта с симметрично расположенными частями, если изобразительное решение снимка ставит своей целью подчеркнуть эту особенность снимаемого объекта.

Примером удачного использования закономерностей и особенностей фронтальной композиции может служить следующее фото, на котором изображен зрительный зал студенческого клуба МГУ. Обратите внимание на общую устойчивость, уравновешенность изображения, на спокойствие и строгость изобразительной трактовки темы. Эти качества становятся особенно очевидными при фронтальной и одновременно симметричной композиции.

Отметим, что фронтальная композиция кадра приводит к отсутствию общей композиционной направленности в снимке, к равнозначности всех частей картины, поскольку изобразительный материал распределяется равномерно по всей площади снимка. Как правило, в этих случаях композиционный прием не выделяет в картине какой-то одной ее части как главной, не акцентирует внимания зрителя на каком-то одном сюжетно важном элементе композиции (на фото 3 изобразительный акцент получен с помощью соответствующего освещения). Зрителю здесь представляется возможность обозрения общего вида изображаемого объекта.

Отметим также, что при названных особенностях фронтальной композиции она в силу своей статичности мало пригодна для решения темы, связанной с показом движения, для фотографирования спорта, идущих машин и пр.

Таким образом, зная изобразительные возможности и ограничения фронтальной композиции, ее следует использовать только в таких случаях, где названные выше особенности этой композиции могут способствовать выразительному показу снимаемого объекта и его характерных черт.

Снимки с фронтальными композиционными построениями не всегда бывают плоскими, одноплановыми, не выражающими пространства, подобными фото 2. Эти недостатки свойственны обычно фронтальным снимкам, сделанным с нормальных, но высоте точек. При съемке с верхней, а иногда и с нижней точки и в фронтальных симметричных композициях четко обозначаются закономерности линейной перспективы. Например, на фото 3 линии, идущие от переднего плана к сцене, направляются к центральной точке схода, и этот линейный рисунок отлично передает глубину изображаемого пространства, чему способствуют правильно выбранная высота точки съемки и грамотное композиционное построение кадра.

Н. Рясин. Студенческий клуб МГУ

Н. Рясин. Студенческий клуб МГУ

Таковы особенности съемки с центральных точек.

Начнем теперь постепенно смещать точку съемки в сторону от ее центрального положения. Заметим, что кроме передней, обращенной прямо к аппарату стороны предметов постепенно становится видимой их вторая (боковая) сторона. Теперь объемы предметов очерчиваются двумя видимыми сторонами и стыками этих сторон, гранями предметов. Очевидно, что при этом объемы и формы на снимке выражаются полнее. И это — первая особенность боковых точек съемки.

При боковых точках съемки в кадре намечаются линии, идущие от переднего плана в глубину и устремляющиеся к боковым точкам схода. На этом снимке павильон РСФСР, который при центральной точке съемки закрывает собой все пространство кадра, сейчас, при установке фотоаппарата в точке 4, сдвигается к левому краю снимка. При этом освобождается его правая часть, и тем открывается пространство, перспектива, отсутствующая при фронтальной композиции. Вследствие этого снимок приобретает известную пространственность и глубину, и это—вторая особенность фотографирования с боковых точек съемки.

Таким образом, боковые точки съемки способствуют получению объемного и пространственного изображения.

Композиция кадра при боковых точках съемки лишается того упрощения и примитивности. Если проанализировать композиционный строй следующего фото, можно отметить, что два главных объекта изображения сопоставляются и дополняют друг друга, образуя законченную композицию снимка. Изобразительный материал распределен в кадре так, что не создается перегрузки ни одной из его частей. Выражению архитектурных форм и их объемов способствует также правильно найденное направление солнечного света, что зависит не только от установления определенного направления съемки, но и от выбора времени съемки.

К. Новиков (студент ВГИК). На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке

К. Новиков (студент ВГИК). На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке

Боковые точки съемки

Боковые точки съемки

Подобное построение снимка порождает ясность и четкость линейного рисунка, способствует созданию необходимого изобразительного акцента на главном в кадре (архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) и уводит фотографию от простой примитивной фиксации того, что случайно попало в поле зрения объектива съемочного аппарата.

Обратите внимание на неодинаковость, неравнозначность правой и левой частей кадра: композиционный прием (выбор направления съемки и

границ кадра) выделяет правую часть снимка (павильон СССР) как главную и акцентирует внимание зрителя на помещенном здесь главном объекте изображения. В снимке образуется также общая направленность композиции, в данном случае совпадающая с направлением основных линий в кадре.

В результате неравнозначности частей картины и образования направленности композиции изображение теряет статичность, свойственную фронтальным и особенно симметричным построениям, делается более живым. Следовательно, боковые точки съемки должны способствовать изображению движения, созданию динамических снимков. И действительно, следующее фото, сделанное с боковой точки съемки, хорошо передает движение группы всадников.

Наиболее выразительны в этом смысле снимки, в которых использованы так называемые диагональные построения, где направление движения совпадает с направлением одной из диагоналей прямоугольника кадра. Направление съемки в этом случае выбирается так, что движущийся объект помещается в правом или левом верхнем углу кадра и как бы движется по диагонали из самой глубины кадра на зрителя. Движение из глубины на аппарат воспринимается как быстрое, нарастающее. В ряде случаев движущийся объект направляется из правого или левого нижнего угла кадра в глубину, и такое композиционное построение снимка также передает динамику действия.

При диагональной композиции кадра часто образуются острые перспективные построения, четкие сходящиеся линии, создается очевидная подчеркнутая направленность всего линейного строя кадра. Если направление движения в снимке совпадает с направлением основных линий, движение выражается еще более убедительно. При диагональном построении кадра появляется также возможность оставить широкое свободное пространство перед движущимся объектом в направлении разбивающегося движения, и это, в свою очередь, делает снимок еще более динамичным.

Перечисленные изобразительные возможности различных точек съемки и следует учитывать фотографу при выборе направления съемки.

Г. Зельма. На колхозный праздник

Г. Зельма. На колхозный праздник