×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

 

Изучив фотоаппаратуру и основные характеристики негативных материалов, перейдем к практической фотосъемке.

Какие вопросы возникают перед фотографом, когда он, выбрав интересующий его объект съемки — пейзаж, архитектурный ансамбль, жанровую сцену и пр.,— приступает к фотографированию? Прежде всего возникает вопрос о том, где, в каком месте следует установить фотоаппарат, откуда показать снимаемый объект зрителю. Следовательно, речь идет о выборе точки съемки.

В выборе точки съемки следует руководствоваться основным положением: фотографическое изображение должно показывать зрителю снимаемый объект правдиво и выразительно, а впечатление, которое производит снимок на зрителя, должно соответствовать тому впечатлению, которое снимаемый объект произвел на фотографа. Необходимо также, чтобы было ясно, что именно привлекло внимание фотографа, из-за чего и с какой целью делается данный снимок.

Важно, чтобы зритель легко узнавал на фотографии снимаемый объект, иными словами, чтобы изображение соответствовало оригиналу, правильно воспроизводило его. Изображение человека в портретном снимке, например, должно иметь сходство с оригиналом, передавать внешние черты человека и выражать его характер; пейзажный снимок должен выразительно передавать и ширь полей, и сумрак леса, и высокое небо с плывущими по нему легкими облаками; репортажный снимок должен быть насыщен действием, движением и т. д.

Но очевидно, для достижения этих целей получения только чисто внешнего сходства фотоизображения и снимаемого объекта еще мало. И действительно, достижение внешнего сходства — необходимое условие создания хорошего снимка, но оно еще не обеспечивает получения интересной и художественной фотокартины. Одним из самых важных достоинств снимка являются его жизненная правдивость, выразительность, живость изображения, связанные с умением верно и убедительно передать сущность происходящего события, характер снимаемого человека, настроение пейзажа, особенности архитектурных форм воспроизводимого здания и т. п. Эти «сущность», «характер», «настроение», «особенности» и пр. могут быть выражены и подчеркнуты на снимке при соответствующем выборе точки съемки.

Предположим, что фотографу необходимо снять новую улицу города, только что застроенную отличными зданиями, засаженную деревьями и пр. Если съемка такого объекта ведется с одной стороны улицы на противоположную, то все поле зрения объектива, по существу, перекрывается зданием, стоящим прямо перед фотоаппаратом.

Таким образом, в видоискателе аппарата мы видим лишь отдельное здание со всеми его архитектурными деталями, но не улицу, как хотели поначалу.

Изменим направление съемки — направим объектив фотоаппарата в глубь улицы. Теперь мы видим в видоискателе ряды зданий справа и слева, уходящие в глубь линии, т. е. перспективу улицы, что и соответствует поставленной задаче.

Так переменой направления съемки мы достигаем иного изобразительного результата.

Другой случай: на одной из строек нам необходимо снять лучшего каменщика, бригада которого систематически перевыполняет существующие нормы. Если съемка ведется со слишком большого расстояния, угол зрения объектива охватывает значительное пространство и в кадр попадают части строящегося здания, краны, работающие на стройке, и пр. В кадре видна также и бригада каменщиков, а среди них где-то находится и интересующий нас бригадир. Но не на нем сейчас сосредоточивается наше внимание, поскольку большое значение в снимке приобретают и все остальные детали изображения: отдаленная точка съемки дает нам общую картину строительства, но не фотографию одного из ведущих работников стройки, как это было задумано раньше.

Подойдем ближе к намеченному объекту съемки. Объектив теперь охватывает значительно меньшее пространство, и в кадре на переднем плане мы видим достаточно крупное изображение бригадира, ведущего кладку. Дальше в меньшем масштабе изображаются другие члены бригады, а совсем в глубине, на фоне, видна перспектива строительства. Таким образом, приближением точки съемки к главному объекту изображения мы Добились необходимого акцента на главном объекте решили стоящую перед нами смысловую задачу, отказавшись от показа в кадре других частей и деталей объекта.

Еще один пример: фотографу необходимо снять празднование Первого мая. Он отбирает в качестве характерного сюжета прохождение колонн демонстрантов по центральной улице города. Очевидно, главным здесь будет массовость демонстрации, и фотографу необходимо в снимке подчеркнуть этот момент. Может ли помочь решению этой задачи соответствующий выбор точки съемки? Безусловно, да. Если съемка ведется с нормальной по высоте точки съемки, т. е. если фотограф стоит на тротуаре, то в поле зрения объектива попадает только один ряд демонстрантов, находящихся ближе всего к аппарату. Все остальное перекрывается этим рядом и скрывается за ним.

На таком снимке можно показать и веселые лица людей и детали оформления демонстрации, но не ее массовость, поскольку в кадр включается лишь относительно небольшая группа людей.

Произведем съемку этого же объекта с верхней точки, например из окна второго этажа. Такая точка открывает широкую перспективу, и теперь снимок показывает нам не отдельную группу людей, но заполненную народом улицу, уходящую далеко в глубину кадра.

Следовательно, выбор точки съемки по высоте помогает в данном случае выразить главную черту намеченного к съемке сюжета— массовость демонстрации, народность праздника Первого мая.

Итак, использование выразительных возможностей точки съемки может помочь и помогает решению стоящих перед фотографом смысловых и изобразительных задач.

Как видно из разобранных выше примеров, при определении точки съемки выбираются три обусловливающие ее координаты: направление съемки, расстояние до снимаемого объекта и высота точки съемки. Разберем поочередно значение каждой из этих координат.