×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Для определения глубины резко изображаемого пространства могут быть также использованы так называемые дисковые калькуляторы. Их устройство основано на том же принципе, что и устройство описанного выше кольца глубин. На внешнем диске калькулятора нанесена шкала расстояний, на внутреннем — шкала диафрагм. Указатель внутреннего диска устанавливается против расстояния до плоскости наводки на внешнем диске. Расстояния до передней и задней границ резко изображаемого пространства находятся на внешнем диске против соответствующих делений диафрагмы на внутреннем диске, по обе стороны стрелки указателя.

Калькулятор глубины резко изображаемого пространства

Калькулятор глубины резко изображаемого пространства

Как и при пользовании кольцом глубин, при расчете глубины резко изображаемого пространства по дисковому калькулятору всегда нужно знать, с учетом какого диаметра кружка рассеяния он сделан, потому что, чем больше принятая норма нерезкости (чем больше диаметр принятого кружка рассеяния), тем большую глубину резко изображаемого пространства покажет калькулятор при прочих одинаковых условиях.

Выяснить, из расчета какого диаметра кружка рассеяния нанесена шкала глубины на объективе или дисковом калькуляторе, можно следующим образом. Установите основную риску шкалы глубины против отметки оо на дистанционной шкале. Определите переднюю границу резко изображаемого пространства при каком-либо показателе диафрагмы.

Известно, что расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при наводке на бесконечность есть гиперфокальное расстояние, которое определяется по формуле:

где D — гиперфокальное расстояние; f — фокусное расстояние объектива; К — знаменатель относительного отверстия (число на шкале диафрагм объектива); Z — диаметр допустимого кружка рассеяния.

Поскольку величины гиперфокального расстояния, диафрагмы и фокусного расстояния объектива нам известны, определим по приведенной выше формуле диаметр кружка рассеяния:

Все величины подставляются в формулу в одинаковых единицах измерения, лучше в миллиметрах.

Например, в аппарате «Зоркий-4» с объективом «Юпитер-8» (фокусное расстояние 5 см) установим знак ∞ против основной риски на шкале диафрагм. Возьмем диафрагму 16 и определим при этой диафрагме переднюю границу резко изображаемого пространства. Она равна 4 м. Это будет гиперфокальное расстояние данного объектива при данной диафрагме. Подставим все известные величины в формулу для определения диаметра допустимого кружка рассеяния:

Следовательно, в основу расчета шкалы глубин этого объектива положен диаметр кружка рассеяния 0,04 мм.

При отсутствии шкалы глубин на объективе и дискового калькулятора можно воспользоваться простыми формулами для расчета глубины резко изображаемого пространства и расстояний до его границ. Прежде всего требуется определить величину гиперфокального расстояния. Она исчисляется по формуле, приведенной выше:

Просчитаем гиперфокальное расстояние для объектива с фокусным расстоянием 5 см при диафрагме 1 : 4, принимая за норму резкости кружок рассеяния диаметром 0,04 мм. Подставим эти величины в формулу:

Если мы задаемся определенными границами резко изображаемого пространства, хотим, например, получить на снимке резкими предметы, отстоящие от объектива на 1,5 м (передняя граница резко изображаемого пространства) и на 10 м (задняя граница резко изображаемого пространства),то необходимо определить, на какое расстояние целесообразно производить наводку. Оно подсчитывается по формуле:

где а — расстояние до плоскости наводки; а2 — расстояние до задней границы резко изображаемого пространства; а1— расстояние до передней границы резко изображаемого пространства.

Для нашего случая расстояние до плоскости наводки будет равно:

В других случаях бывает необходимо определить расстояния до передней и задней границ резко изображаемого пространства при заданном расстоянии до плоскости наводки и известной диафрагме.

Например, главный объект изображения находится на расстоянии 3 м от объектива. Мы производим наводку на резкость непосредственно на этот объект и хотим знать, какие из самых близких и самых далеких предметов видимых в кадре, изобразятся на снимке резко.

Подсчитаем расстояние до передней границы резко изображаемого пространства по следующей формуле:

(обозначения давались раньше):

Определим расстояние до задней границы резко изображаемого пространства по формуле:

Итак, для нашего случая резкими на снимке будут все предметы, расположенные в кадре на расстоянии от 2,5 до 3,7 м.

Таковы простейшие расчеты глубины резко изображаемого пространства, расстояний до передней и задней его границ и до плоскости наводки.

До сих пор мы говорили о технике наводки на резкость и о технических задачах, стоящих в связи с этим перед фотографом. Это и правильно, так как достижение возможно большей глубины резко изображаемого пространства является одной из самых распространенных задач в практике фотографии.

Но хотя получение максимальной глубины резко изображаемого пространства и является приемом очень распространенным, он не исчерпывает всех случаев решения вопроса о наводке на резкость. А некоторые художественные задачи требуют как раз противоположного решения — потери резкости на некоторых деталях изображения.

Рассмотрим для примера приводившееся ранее фото 10. На снимке резким является только передний план, за ним резкость сразу же теряется. Очевидно, наводка здесь была осуществлена непосредственно на передний план, где помещается главный объект изображения, и сделано это совершенно сознательно.

Что же достигается в результате такой ориентировки глубины резко изображаемого пространства? Главный объект, изображенный с максимальной резкостью, отчетливо выделяется на фоне, а фоновые элементы стушевываются, как бы отступают в глубину и вследствие мягкости оптического рисунка в этой части изображения не отвлекают внимания зрителя от фигуры, помещенной на переднем плане. Следовательно, соответствующей наводкой на резкость фотограф добился необходимого смыслового и зрительного акцента в кадре. Это показывает, что наводка на резкость из простой технической задачи может быть превращена в один из творческих приемов изобразительного решения снимка.

Фотограф, снимая объект 10, не ставил перед собой задачи достижения максимальной глубины резко изображаемого пространства еще и в других целях: четкий и резкий передний план и некоторая потеря резкости в глубине способствуют передаче пространства, и действительно, снимок выглядит перспективным, глубинным. Отчего это происходит?

Во время одной из летних загородных прогулок посмотрите, как выглядит пейзаж, расстилающийся перед вами. Самые близкие к вам предметы вы увидите более отчетливо, а самые далекие — леса, уходящие к горизонту, холмы или горы вдалеке — кажутся вам значительно менее четкими. Детали их перестают различаться, контрасты светотени в глубине смягчаются, а цвета теряют свою насыщенность, становятся менее выраженными.

Это происходит потому, что между глазом и рассматриваемым предметов всегда находится слой воздуха, среды, не абсолютно прозрачной, а имеющей некоторую оптическую плотность. Воздух как бы задергивает прозрачной кисеей рассматриваемые предметы, но если эти предметы находятся близко то слой воздуха между глазом зрителя и рассматриваемым предметом тонок имеет очень небольшую оптическую плотность и, по существу, нисколько не мешает видению. Когда же мы переводим взгляд на предметы, находящиеся вдалеке, то встречаемся с таким по толщине слоем воздуха, что он уже становится известным препятствием, для глаза. Таким образом, отдаленные предметы как бы заслоняются воздушной дымкой, их контуры становятся неясными и расплывчатыми.

Человек привычно воспринимает эти жизненные закономерности воз душной перспективы, они помогают ему оценивать и правильно воспринимать пространство: предметы и фигуры, очерченные относительно нерезкими контурами, мы оцениваем как находящиеся вдалеке. Именно эти жизненные закономерности и использовал фотограф при съемке фото 10. Нерезкий дальний план как бы отодвигается в глубину, чем и подчеркивается пространственность снимка.

Обратите внимание на то, что резкость в снимке теряется именно в глубине, и поскольку это не противоречит привычным жизненным представлениям, зритель легко мирится с такой нерезкостью.

Но не может ли быть обратного случая, когда в снимке нерезким является передний план, а плоскость наводки смещена к самым отдаленным предметам? Оказывается, что такая ориентировка резко изображаемого пространства не дает хороших изобразительных результатов, нерезкость на переднем плане мешает, воспринимается как техническая погрешность и допускается только в исключительных случаях, главным образом тогда, когда здесь расположены предметы второстепенные, как, например, ветви дерева в пейзажном снимке и пр.

Особенно нежелателен нерезкий передний план тогда, когда расположенные здесь предметы ярко освещены. Светлые и нерезкие предметы на переднем плане дают очень неприятный эффект и часто вообще портят снимок поскольку такая нерезкость идет вразрез с нашим жизненным опытом. Поэтому нерезкие детали на переднем плане, если они есть в кадре, должны быть по возможности темными — силуэтными или полусилуэтными.

И вообще нерезкость на переднем плане редко возникает как следствие применения специально продуманного творческого приема, а встречается скорее как вынужденная неточность наводки в чех случаях, когда главный объект изображения находится в глубине и должен быть передан на снимке резким, в связи с чем при недостаточной глубине резко изображаемого пространства фотографу невольно приходится идти на потерю резкости менее важного переднего плана.

Для достижения возможно большей глубины резко изображаемого пространства часто пользуются малыми относительными отверстиями объектива. Но, закрывая диафрагму, следует учесть, что работа при малых относительных отверстиях объектива часто делает снимок излишне жестким, оптический рисунок изображения при этом теряет свою пластичность, получается резким и грубым. Это происходит потому, что диафрагмой отсекаются все краевые лучи, участвующие в построении изображения, и работает, по существу, только самый центр объектива. Известно, что остаточные аберрации и неисправности объектива связаны именное краями линз, и, когда эти края исключаются, изображение становится особенно четким, что в ряде случаев вредит его художественности.

Следует обратить внимание читателя на то, что иногда незначительное уменьшение действующего отверстия (до деления диафрагмы 4—4,5) также приводит к некоторому понижению оптической резкости изображения, которое при этом получается менее резким, чем, например, при диафрагме 3,5. Такая потеря резкости при незначительном диафрагмировании зависит от конструкции объектива и объясняется тем, что в ряде случаев сферическая аберрация, остаточные явления которой и снижают оптическую резкость, бывает полностью устранена для самой крайней кольцевой зоны линз объектива и не вполне устранена в зонах, находящихся несколько ближе к центру. Диафрагма 4—4,5 срезает именно эти краевые лучи, что и приводит к снижению резкости. Дальнейшее диафрагмирование снова повышает резкость оптического рисунка изображения, как об этом говорилось выше. Но если мы будем закрывать диафрагму еще больше, до самых малых действующих отверстий объектива, то резкость снова может начать снижаться, так как начинают проявляться явления дифракции на краях входного зрачка.

Таким образом, используя малые действующие отверстия объектива в целях увеличения глубины резко изображаемого пространства, следует учитывать их влияние на характер оптического рисунка снимка.

Необходимо также отметить, что на передачу глубины резко изображаемого пространства на снимке влияет конструкция объектива, используемого при съемке.

В объективах различных типов и конструкций неодинаково устранены аберрации. В мягко рисующей оптике, например, они дают себя знать очень ощутимо, размывая очертания фигур и предметов, смягчая контрасты светотени и пр. Хорошо исправленные, почти свободные от аберрации объективы дают ясный и четкий оптический рисунок в плоскости наводки, но зато в снимках, сделанных такими объективами, отчетливо виден спад резкости ближе и дальше плоскости наводки.

Посмотрите теперь на следующее фото. Оно сделано мягко рисующим объективом. Остаточные аберрации такого объектива приводят к тому, что изображение даже в плоскости наводки получается недостаточно резким. Тем не менее все предметы, помещающиеся в этой плоскости, являются самыми резкими в кадре, все остальное еще более нерезко. Глубина резко изображаемого пространства на этом фото нам кажется очень большой, поскольку одинаково резкими или, вернее, одинаково нерезкими здесь выглядят и передний план и предметы, находящиеся в глубине. За счет чего же в этом снимке создается ощущение повышенной глубинности изображения?

В. Корнильева (стедент ВГИК). Осенний пейзаж

В. Корнильева (стедент ВГИК). Осенний пейзаж

Оценивая снимок со стороны его резкости, мы обязательно сравниваем наиболее резкие участки с менее резкими и вовсе нерезкими. Если в плоскости наводки получен абсолютно резкий рисунок, он становится эталоном и уже незначительная потеря резкости в других участках снимка легко улавливается глазом. Но поскольку на этом фото полной резкости нет нигде, эталоном становится лишь относительно резкий оптический рисунок, полученный в плоскости наводки. Потому невольно снижаются требования и к четкости всего оптического рисунка в целом. Практически нерезкие предметы на переднем плане и в глубине в этом случае оцениваются как удовлетворительно резкие. Вследствие этого снимок, сделанный мягко рисующим объективом, и кажется нам более глубинным, пространственным.

Разбирая вопрос о технике наводки на резкость, необходимо установить, где должна находиться плоскость наводки в том случае, если объект съемки состоит из ряда элементов, расположенных на различных расстояниях от точки съемки. Куда в этом случае нужно наводить резкость? Вернемся к рис. 90. Предположим, что мы осуществили наводку не на расстояние аб, как это было раньше, а непосредственно на передний план, находящийся на расстоянии ав от объектива. Тогда передняя граница резко изображаемого пространства переместится в положение ГГ1, а задняя — в положение ДД1. Практически это означает, что максимально резкими будут элементы объекта съемки, находящиеся в плоскости наводки вв1, а удовлетворительно резкими— элементы, расположенные между линиями ГГ1 и ДД1. Но между линиями вв1 и ГГ1 фигур и предметов нет, и это пространство, следовательно, никакого значения при построении снимка не имеет и в расчет не берется. Таким образом, при наводке на резкость на расстояние ав глубина резко изображаемого пространства используется не полностью, а лишь частично.

Отсюда следует вывод, что при съемке не следует наводить на резкость на самые близкие предметы, видимые в кадре, поскольку глубина резко изображаемого пространства используется в таком случае не полностью. Расстояния до плоскости наводки с учетом расстояний до передней и задней границ резко изображаемого пространства рассчитываются по шкале глубин, имеющейся на многих объективах, по специальным дискам-калькуляторам и пр., как об этом говорилось выше.

Таковы основные положения, которые необходимо учитывать при наводке на резкость.

Подводя итоги, заметим, что в практической фотосъемке мы встречаемся, таким образом, со следующими распространенными и типовыми случаями наводки на резкость:

расчет и использование максимальной глубины резко изображаемого пространства; получение резко изображаемого пространства в точно заданных границах; наводка на резкость по главному объекту изображения и потеря ее на второстепенных деталях; потеря резкости изображения в глубине с целью передачи пространства на снимке.

Использование того или другого принципа ориентировки глубины резко изображаемого пространства зависит от стоящих перед фотографом смысловых и изобразительных задач.