×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Итак, если наводка на резкость произведена на расстоянии аб, удовлетворительно резкими получатся все предметы, находящиеся ближе плоскости наводки (бб1), до плоскости вв1 (передняя граница резко изображаемого пространства) и дальше этой плоскости до лини гг1, (задняя граница резко изображаемого пространства). Пространство, заключенное между линиями вв1 и гг1, носит название резко изображаемого пространства.

Ориентировка глубины резко изображаемого пространства

Ориентировка глубины резко изображаемого пространства

Обратите внимание на то, что протяженность резко изображаемого пространства вперед от плоскости наводки (бв) к объективу гораздо меньше, чем назад от объектива (бг).

Изменение глубины резко изображаемого пространства в зависимости от расстояния до плоскости наводки

Изменение глубины резко изображаемого пространства в зависимости от расстояния до плоскости наводки

Чем дальше от точки съемки и объектива находится плоскость наводки, иначе, чем на большее расстояние произведена наводка на резкость, тем больше глубина резко изображаемого пространства, и наоборот,— эта глубина уменьшается с уменьшением расстояния до плоскости наводки.

Например, если съемка ведется фотоаппаратом «Зоркий-4» (объектив «Юпитер-8» с фокусным расстоянием 5 см и относительным отверстием 1 : 2) и наводка на резкость сделана на расстояние 10 м, передняя граница резко изображаемого пространства находится на расстоянии 7,58 м от объектива, а задняя — на расстоянии 14,71 м. Следовательно, глубина резко изображаемого пространства здесь равна 7,13 м. Если же наводка сделана на 3 м, то передняя граница резко изображаемого пространства лежит на расстоянии 2,74 м, задняя — на расстоянии 3,32 м, и глубина резко изображаемого пространства здесь равна всего 0,58 м (за норму резкости при расчетах здесь и в дальнейшем принят диаметр кружка рассеяния 0,04 мм, лежащий в основе расчета шкалы глубин объектива «Юпитер-8» и многих других отечественных оптических систем).

Рассмотрим также табл. 10, которая показывает зависимость глубины резко изображаемого пространства от расстояния до плоскости наводки для объектива «Юпитер-8» с фокусным расстоянием 5 см, при относительном отверстии 1:2.

В приведенной таблице, как и во всех таблицах и примерах, помещаемых дальше, границы и глубина резко изображаемого пространства исчислены, исходя из диаметра допустимого кружка рассеяния 0,04 мм.

Следует обратить внимание читателя на то, что в некоторых фотографических справочниках, на калькуляторах для расчета глубины резко изображаемого пространства и при гравировке колец глубин на оправах ряда фотографических объективов в основу расчетов положен диаметр кружка рассеяния 0,03, а иногда 0,05 мм. Поэтому данные таблиц в разных справочниках и различных калькуляторов могут не совпасть, ибо глубина резко изображаемого пространства и расстояния до его передней и задней границ, зависящие от того, какое изображение мы считаем еще удовлетворительно резким, меняются в соответствии с диаметром кружка рассеяния, принимаемого за точку.

Ниже будет рекомендован элементарный расчет, который позволяет легко установить, какой диаметр кружка рассеяния принят за норму при расчете кольца глубин данного объектива.

Расстояния (в м)

Глубина резко изображаемого пространства (в м)

до плоскости наводки

до передней границы резко изображаемого пространства

До задней границы резко изображаемого пространства

 

1

0,97

1,03

0,06

2

1,88

2,14

0,26

3

2,74

3,32

0,58

4

3,55

4,59

1,04

5

4,31

5,95

1,64

7

5,65

9,02

3,37

10

7,58

14,71

7,13

20

12,20

61,00

48,80

Из всего сказанного выше следует вывод: если объект съемки имеет некоторую протяженность в глубину, а по изобразительному замыслу необходимо получить полную резкость всего объекта — как его переднего плана, так и самых удаленных предметов,— следует вести съемку с отдаленной точки с расчетом на последующее увеличение снимка и укрупнение масштаба изображения предметов до необходимых пределов во время проекционной печати.

Подобная необходимость может встретиться, например, при съемке натюрморта, где фотограф имеет дело с относительно небольшими по величине предметами и, как правило, снимает их с близких расстояний. Глубина резко изображаемого пространства в этих случаях крайне незначительна, и становится трудно получить резкое изображение всех предметов, находящихся в кадре и расположенных на различных расстояниях от объектива.

В таком случае есть смысл после точного построения кадра при положении аппарата в точке А отодвинуть аппарат в положение Б. Глубина резко изображаемого пространства при этом увеличивается, все предметы получаются на снимке удовлетворительно резкими, а композиция снимка при соответствующем его кадрировании во время печати принципиальных изменений не претерпевает.

Удаление точки съемки связано с одновременным подъемом аппарата, без чего меняется композиция кадра

Удаление точки съемки связано с одновременным подъемом аппарата, без чего меняется композиция кадра

Обратите внимание на то, что перемещение аппарата на предыдущем рисунке осуществляется по наклонной линии АБ, совпадающей с направлением оптической оси объектива. Это значит, что, удаляя аппарат от объекта съемки, мы одновременно увеличиваем и высоту его установки, что дает возможность сохранить угол, под которым объектив «видит» и фиксирует натюрморт. Только такое перемещение аппарата и дает возможность сохранить основные принципы композиции снимка, которые значительно меняются в том случае, если мы просто отодвигаем аппарат в точку В, не изменяя высоты его установки.

Понятно, что изменение высоты установки аппарата при его удалении от объекта съемки необходимо здесь лишь потому, что съемка ведется под некоторым углом, при уклоне аппарата и оптической оси объектива вниз. В тех случаях, когда аппарат установлен так, что оптическая ось объектива имеет горизонтальное направление, удаление аппарата от объекта, естественно, не влечет за собой необходимости увеличивать высоту штатива.

Величина глубины резко изображаемого пространства зависит также от фокусного расстояния объектива: чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резко изображаемого пространства, и наоборот.

Например, при съемке объективом с фокусным расстоянием 3,5 см (малоформатный аппарат) и наводке на резкость на 3 м (при диафрагме 4) глубина резко изображаемого пространства равна 2,8 м (от 2,15 до 4,95 м).

Если в этих же условиях используется объектив с фокусным расстоянием 8,5 см, глубина резко изображаемого пространства сокращается до 0,4 м (от 2,81 до 3,21 м).

Для большей наглядности приводим в следующей таблице

Фокусное расстояние объектива (в см)

Расстояния (в м)

Глубина резко изображаемого пространства (в м)

до передней границы резко изображаемого пространства

До задней границы резко изображаемого пространства

2,8

1,15

2,16

1,01

3,5

1,25

1,87

0,62

5,0

1,37

1,66

0,29

8,5

1,45

1,55

0,10

13,5

1,48

1,52

0,04

Расчет сделан для диафрагмы 4 при расстоянии до плоскости наводки 1,5 м.

Из изложенного выше следует, что при наличии нескольких сменных объективов съемку объектов, имеющих значительную протяженность в глубину, предпочтительнее вести короткофокусным объективом (для малоформатного аппарата объективы с фокусным расстоянием 3,5 или 2,8 см), если стоит задача получения возможно большей глубины резко изображаемого пространства.

Сменные объективы могут оказаться необходимыми ив таком случае: предположим, что перед фотографом стоит задача проведения съемки физкультурного праздника. В большом спортивном зале участники парада выполняют гимнастические упражнения. Первая шеренга спортсменов удалена от точки съемки на расстояние 7,2 м, последняя — на 16,5 м. Попробуем провести съемку объективом с фокусным расстоянием 13,5см (фотоаппарат «Зоркий-4»). По кольцу глубин рассчитаем (техника пользования кольцом глубин излагается дальше), на какое деление следует установить диафрагму, чтобы получились резкими и первая шеренга спортсменов и самая последняя. Оказывается, что нужна диафрагма с показателем 22. Такая диафрагма требует значительного увеличения выдержки, что не всегда возможно при съемке быстрого движения, так как часть изображения при этом может оказаться нерезкой, смазанной. Кроме того, уровень освещенности в помещении наверное, почти не позволит диафрагмировать объектив до 22.

Как же поступить в таком случае? Воспользуемся объективом с фокусным расстоянием 5 см. Чтобы добиться той же глубины резко изображаемогопространства при съемке с той же точки, теперь оказывается достаточно диафрагмы 3,5. При этом, естественно, резко сокращается величина выдержки, что и позволяет вести съемку движения при относительно невысоком уровне освещенности объекта.

Величина глубины резко изображаемого пространства находится в непосредственной зависимости от относительного отверстия объектива, от установленной диафрагмы: чем меньше относительное отверстие, тем больше глубина резко изображаемого пространства и наоборот.

Помещаемая ниже таблица показывает изменения глубины резко изображаемого пространства по мере уменьшения действующего отверстия объектива (объектив с фокусным расстоянием 3,5 см, расстояние до плоскости наводки 1,5 м).

Показатель диафрагмы

Расстояния (в м)

Глубина резко изображаемого пространства (в м)

до передней границы резко изображаемого пространства

До задней границы резко изображаемого пространства

2

1,36

1,66

0,3

2,8

1,32

1,74

0,42

4,0

1,25

1,87

0,62

5,6

1,17

2,06

0,89

8

1,08

2,48

1,40

11

0,98

3,23

2,25

16

0,84

7,12

6,28

Очевидно, чем больше расстояние от переднеплановых элементов объекта съемки до предметов, находящихся в глубине, чем больше протяженность объекта съемки в глубину, тем большие деления диафрагмы следует использовать при съемке для достижения возможно большей глубины резко изображаемого пространства.

Приведенная выше таблица показывает, что диафрагмирование объектива по-разному отражается на перемещении передней и задней границ резко изображаемого пространства. И действительно, если установить аппарат «Зоркий-4» (объектив с фокусным расстоянием 3,5 см) на расстояние 8,5 м от объекта съемки и фотографировать сначала с диафрагмой 2, а затем с диафрагмой 11, то передняя граница резко изображаемого пространства в первом случае будет отстоять от объектива на 1,36 м, во втором — на 0,98 м. Следовательно, при уменьшении действующего отверстия объектива от 2 до 11 передняя граница резко изображаемого пространства приблизится к объективу на 38 см. Задняя граница резко изображаемого пространства при диафрагме 2 находится на расстоянии 1,66 м, а при диафрагме 11 сместится на расстояние 3,23 м. Таким образом, она отодвинется в глубину (от объектива) на 1,57 м, т. е. сместится на расстояние в четыре раза большее, чем то, на которое сдвинется передняя граница резко изображаемого пространства.

В тех случаях, когда съемка ведется аппаратом с матовым стеклом и наводка на резкость осуществляется по изображению на матовом стекле, при закрытой диафрагме и малом действующем отверстии объектива наводка на резкость затрудняется. Во-первых, уменьшается освещенность поля изображения и детали становятся трудно различимыми, во-вторых, что особенно важно, увеличенная диафрагмой глубина резко изображаемого пространства не позволяет отчетливо видеть изменение степени резкости главного объекта изображения при перемещении объектива, в связи с чем трудно становится контролировать ориентировку резкости в пространстве. Смещение объектива во время наводки на резкость при закрытой диафрагме не дает отчетливой картины на матовом стекле: при различном положении объектива остаются достаточно резкими все элементы изображения и нет гарантии, что наводка сделана правильно и вся глубина резко изображаемого пространства использована рационально.

Наводить на резкость следует при полностью открытой диафрагме. После того как наводка сделана на главный объект изображения и границы резко изображаемого пространства охватили ближе и дальше расположенные элементы объекта, следует задиафрагмировать объектив и тем увеличить глубину резко изображаемого пространства до необходимых пределов, контролируя изменение глубины резко изображаемого пространства по матовому стеклу фотоаппарата.

Может оказаться, что важный в композиции передний план и после диафрагмирования все еще остается недостаточно резким. Тогда возможно сделать некоторую поправку в положение объектива и передвинуть его уже с закрытой диафрагмой, внимательно наблюдая за изменением оптического рисунка переднего плана на матовом стекле аппарата. При этом желательно использование темного покрывала, изолирующего матовое стекло от постороннего света.

У многих современных объективов, у всех объективов, которыми снабжены современные малоформатные аппараты, на неподвижной части оправы выгравирована шкала расстояний до плоскости наводки (в метрах), а на подвижную часть оправы нанесена шкала диафрагм. В других типах фотоаппаратов расположение шкал обратное: шкала расстояний нанесена на подвижную часть оправы, а шкала диафрагм — на неподвижную. В обоих случаях при вращении объектива во время наводки на резкость шкала диафрагм перемещается вдоль шкалы расстояний (или наоборот).