×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

После того как определена точка зрения на объект (точка съемки) и выбран кадр, перед фотографом встает вопрос наводки на резкость и получения фотографического изображения с четким линейным рисунком.

Установим фотоаппарат с раздвижным мехом и матовым стеклом против снимаемого объекта, откроем затвор и диафрагму и рассмотрим изображение, даваемое объективом на матовом стекле. Если еще не произведена на водка на резкость, на матовом стекле мы увидим лишь расплывчатые пятна, а не предметы и фигуры, составляющие объект съемки и очерненные четкими контурами.

Как известно, объектив в некоторых фотоаппаратах этого типа укреплен на объективной доске, перемещающейся с помощью кремальеры. Начнем вращать голову кремальеры. Объектив приближается к матовому стеклу или удаляется от него и одновременно с изменением расстояния между объективом и матовым стеклом меняется и характер изображения: неясное и расплывчатое вначале, оно постепенно становится все более и более четким и, наконец, приобретает необходимую степень резкости.

Таким образом, техника наводки на резкость сводится к установлению объектива фотоаппарата на определенном расстоянии от матового стекла и светочувствительного слоя пластинки или пленки, что в различных фотоаппаратах осуществляется по-разному.

На следующем рисунке объектив фотоаппарата установлен так, что на матовом стекле получено резкое изображение главного объекта съемки — человека (кадр А). Обратите внимание на то, что расстояния между главным элементом объекта съемки и объективом фотоаппарата (аб) и между объективом и матовым стеклом (бв) связаны между собой. Уже при самом незначительном изменении расстояния бв (например, до величины бв) изображение главного объекта теряет резкость, зато становится резким изображение более близких к аппарату элементов объекта съемки, находящихся в плоскости Г (кадр Б).

Наводка на резкость на различные расстояния

Наводка на резкость на различные расстояния

Таким образом, резким на снимке получается прежде всего тот предмет, на который непосредственно осуществлена наводка, ибо объектив может дать в плоскости изображения безусловно резкое (в пределах разрешающей способности объектива) изображение только тех точек, которые лежат в плоскости наводки объектива.

Если, например, наводка на резкость сделана на предмет, находящийся в плоскости аа, то изображение каждой точки этой плоскости образуется в плоскости a1a1 будет резким.

Лучи, дающие изображение точек, находящихся в плоскости бб, расположенной ближе плоскости наводки, пересекутся дальше плоскости изображения a1a1 и, следовательно, в плоскости изображения эти точки передадутся уже не в виде точек, а в виде круглых размытых дисков, так называемых кружков рассеяния.

И точки, находящиеся в плоскости вв, также передадутся в плоскости изображения a1a1 кружками рассеяния, поскольку лучи, образующие изображения этих точек, пересекутся ближе плоскости изображения.

Очевидно, чем набольшее расстояние будут удалены изображаемые точки объекта съемки от плоскости наводки, тем больше будут диаметры кружков рассеяния, тем меньшей будет резкость изображения этих точек.

Однако устройство человеческого глаза таково, что он воспринимает эти изображения как нерезкие лишь после определенного предела, в то время как кружки рассеяния, диаметры которых меньше этого предела, воспринимаются глазом как резкие изображения точек.