×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Метод экспонометрического замера выбирается в зависимости от характера снимаемого объекта, от условий освещения, в которых ведется съемка. При съемке сюжета с малым интервалом яркостей можно ограничиться замером интегральной яркости, при высоком интервале яркостей экспозиция рассчитывается по яркости сюжетно важного элемента кадра, при малом количестве света на объекте следует пользоваться замерами освещенности.

Замер яркости объекта

Замер яркости объекта

 Замер освещенности объекта

Замер освещенности объекта 

Производя экспонометрический расчет и определяя выдержку, нельзя не учесть то обстоятельство, что во многих случаях съемки в кадр попадают движущиеся объекты: проходят люди, проносятся автомашины, ветер колышет ветви деревьев, облака плывут по небу и т. д.

Если мы будем снимать человека, идущего по улице вдалеке, с выдержкой 1/20 сек., то, очевидно, за это время пешеход успеет переместиться в пространстве на очень незначительное расстояние, тем более незначительным будет смещение изображения, рисуемого на светочувствительном фотослое объективом фотоаппарата. Поэтому изображение движущегося человека на снимке в данном случае может оказаться удовлетворительно резким.

Но представим себе, что мы снимаем с этой же скоростью затвора автомашину, несущуюся по шоссе, и ведем съемку в направлении, перпендикулярном направлению движения автомашины. За 1/20 сек. она проходит расстояние в 1 м (при скорости 72 км в час), и смещение ее изображения на негативе будет настолько значительным, что изображение будет совершенно нерезким из-за смазанности.

Следовательно, наибольшая допустимая выдержка при съемке движущихся объектов зависит прежде всего от скорости их движения. Чем быстрее движется объект, тем короче должна быть выдержка.

Представим себе теперь, что движущийся объект находится на расстоянии 20 м от точки съемки. Его изображение в кадровом окне фотоаппарата и на светочувствительном слое получается очень мелким, и тем более мизерной величиной измеряется его сдвиг в кадровом окне за время выдержки. Вследствие этого при съемке отдаленных движущихся объектов может быть допустима большая выдержка. И, напротив, если объект находится очень близко к аппарату и изображается в крупном масштабе, его малейшее смещение во время выдержки приводит к недопустимой смазанности изображения (например, движение век или перевод взгляда при портретной съемке).

Таким образом, наибольшая допустимая выдержка при съемке движущихся объектов зависит также от удаленности объекта от точки съемки.

Наибольшая допустимая выдержка зависит и от величины угла между направлением движения и оптической осью объектива. Если движение происходит вдоль главной оптической оси объектива (угол между направлением движения и оптической осью равен нулю) и начинается из глубины кадра, то даже значительное перемещение объекта в пространстве сколько-нибудь заметной смазанности на изображении не дает. Если движение развивается в направлении, перпендикулярном оптической оси объектива (угол между направлением движения и оптической осью 90°), то смазанность получается наибольшей при данной скорости движения и данном расстоянии до объекта.

Если же направления движения и оптической оси объектива составляют какой-то промежуточный угол (45, 60° и т. д.), то смазанность будет тем большей, чем большим будет угол, ибо с увеличением данного угла все в больших линейных размерах будет выражаться проекция пройденного движущимся объектом пути на плоскость светочувствительного слоя.

Имеет здесь значение и фокусное расстояние объектива, которым ведется съемка. Ведь чем оно больше, тем крупнее получается изображение при съемке с той же точки, а, как говорилось выше, при увеличении масштаба изображения смазанность начинает ощущаться уже при самых незначительных смещениях объекта съемки в пространстве.