×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

 

Общая выдержка подсчитывается по следующей формуле:

где Т2—выдержка при двух работающих одновременно лампах; выдержка для первой лампы; t2— выдержка для второй лампы.

Если объект освещается одновременно тремя лампами, то сначала также определяется выдержка для каждой лампы в отдельности, затем по формуле, приведенной выше, подсчитывается выдержка для двух работающих ламп. Имея эти данные, можно подсчитать выдержку при трех работающих лампах по формуле:

где Т3— выдержка при трех работающих одновременно лампах; t3— выдержка для третьей лампы.

По такой методике может быть подсчитана выдержка при любом числе одновременно работающих осветительных приборов.

Приведем пример. Снимается портрет, при съемке используются две лампы. Первая из них, мощностью 150 вт, установлена на расстоянии 3 м от снимаемого человека. Диафрагма объектива —4,5, светочувствительность негативного материала — 45 единиц ГОСТ. Определим выдержку, необходимую при съемке с одной этой лампой. По таблицам найдем коэффициенты: они равны 14, 6 и 7, их сумма дает 27 единиц. По сумме коэффициентов находим выдержку, равную 4 сек.

Вторая лампа, мощностью 100 вт, работает с расстояния 1 м. Для съемки при этой лампе нужна выдержка в 1 сек.

Рассчитаем общую выдержку, с которой следует вести съемку при двух работающих лампах по соответствующей формуле:

Таким образом, табличные данные для определения экспозиции уже являются некоторым ориентиром для фотографа и позволяют более или менее правильно установить экспозицию и получить негатив, удовлетворительный в техническом отношении.

Ошибки таких предварительных расчетов в значительной мере компенсируются тем, что современные негативные материалы (черно-белые) обладают большой фотографической широтой и обрабатываются в мелкозернистых медленно работающих выравнивающих проявителях. Поэтому-то при сравнении трех негативов, снятых в одинаковых условиях при выдержках 1/40, 1/60 и 1/100 сек., и оказывается, что все они лишь незначительно отличаются друг от друга по плотности и легко печатаются, давая хороший позитив во всех трех случаях при соответствующих коррективах выдержки в печати.

Однако для некоторой страховки при расчете экспозиции по таблицам все же бывает желательно снять данный кадр с тремя или, во всяком случае, с двумя выдержками — с той, которую дал расчет, с несколько большей и несколько меньшей. Такое дублирование кадра гарантирует хороший результат и особенно желательно при съемке в сложных условиях освещения или при съемке неповторимых репортажных сюжетов, если, конечно, есть время и возможность сделать такие дубли.

Таблицы определения выдержки для натурных съемок (дневное освещение) составлены для средней географической широты. При съемке на юге выдержку следует уменьшать в 1,5—2 раза, а для съемки в северных широтах —увеличивать в то же количество раз.

Но и при всех этих поправках очевидна лишь весьма относительная точность такого способа расчета экспозиции. Сводные таблицы, конечно, не могут учесть всех световых особенностей каждого выбранного для съемки сюжета, всего многообразия условий освещения и всех тонкостей светотональных переходов.

В разобранном нами примере со съемкой ландшафта мы не учли такие важные данные, как: сколько места занимал в кадре темный передний план, на каком расстоянии от объекта он находился, насколько ярче переднего плана была освещена глубина кадра. И что представлял собой этот темный передний план: оштукатуренное и окрашенное в светлый тон здание, на которое не попал солнечный свет, глухую темную арку ворот или ствол и ветви дерева? Ведь это совершенно разные обстоятельства съемки, а они при наших расчетах остались неучтенными.

Неточной может быть и оценка фотографом тех или иных факторов, учитываемых таблицами: в первой таблице, например, есть два раздела — «темные здания» и «светлые здания». А куда отнести не светлые и не темные, а средние по тональности здания? Как разграничить понятия «пасмурно» и «очень пасмурно», учитываемые другой таблицей?

Вот в чем коренятся неточности табличного метода определения экспозиции. И все же таблицы приносят свою пользу начинающему фотографу, давая некоторые ориентиры, и достаточно широко распространены среди фотолюбителей. Для компактности и удобства пользования эти таблицы часто выполняются в виде калькуляторов экспозиции, представляющих собой диски, линейки или барабаны, на подвижные части которых нанесены те же основные данные об условиях съемки, с которыми мы знакомились по таблицам. Совмещением соответствующих показателей на подвижных частях калькуляторов и находится величина выдержки.

Несколько более точные данные о яркости объекта дают так называемые оптические экспонометры. Но и здесь могут быть допущены серьезные просчеты, поскольку окончательная оценка яркости по видимым в экспонометре цифрам дается все же глазом и потому является в значительной степени субъективной.

Наиболее совершенным прибором, позволяющим объективно оценить яркости объекта и сделать необходимые количественные замеры, является фотоэлектрический экспонометр, все шире входящий в практику работы фотолюбителя. Одна из моделей фото электрического экспонометра «Ленинград» описана в первой главе настоящей книги.

В селеновом фотоэлементе экспонометра под действием упавшего света возникает электрический ток (фототок), сила которого отмечается на шкале стрелкой микроамперметра. Чем больше света упало на поверхность фотоэлемента, тем больше сила возникающего фототока, тем сильнее отклоняется стрелка микроамперметра, отсчитывающая соответствующие деления на шкале.

Эти замеры яркостей и ложатся в основу экспонометрического расчета. Методика ведения замеров может быть различной для разных случаев съемки.

Предположим, что нам предстоит снимать группу людей, сидящих перед домом в тени. Фоном является стена дома. Очевидно, на всех участках такого объекта съемки образуются яркости, более или менее близкие друг к другу. Во всяком случае, такой сюжет съемки не имеет высокого интервала яркостей. А если это так, то можно, по-видимому, ограничиться замером общей яркости объекта, направить световую шахту экспонометра на объект съемки прямо от аппарата, подготовленного для съемки. По этой суммарной (интегральной) яркости, являющейся средней яркостью объекта, и ведется расчет экспозиции. Интервал яркостей такого объекта легко укладывается в фотографическую широту светочувствительного негативного материала, и потому подобная методика замера дает здесь вполне удовлетворительный результат.

Но представим себе, что мы делаем портретный снимок в комнате и в кадр входит окно, за которым видна освещенная солнцем улица. Можно ли здесь ограничиться замером интегральной яркости? И даст ли такой замер правильный результат? Нет, конечно. Интервал яркостей подобного объекта настолько велик, что средняя яркость здесь отнюдь не является показательной: рассчитывая экспозицию по интегральному замеру, мы рискуем или получить недодержку в изображении человека, стоящего в комнате у окна, или передержку за окном, на фоне.

Очевидно, здесь, как и во многих других случаях, нужен не один, а минимум два замера, важно установление величины яркости как на главном объекте съемки, так и на фоне, с тем чтобы негатив имел нормальные плотности в той своей части, которую фотограф считает важнейшей. В нашем случае расчет экспозиции по калькулятору экспонометра показывает, что для нормальной проработки негатива в портретной его части нужна выдержка 4 сек. (яркость — 1 единица по шкале экспонометра, диафрагма— 8, светочувствительность негативного материала 45 единиц ГОСТ), а для натурного фона за окном нужна выдержка 1/60 сек. Фотографическая широта негативного материала 1 : 128 не компенсирует возникающей разницы потребных для различных частей кадра экспозиций.

Где же выход из создавшегося положения? Он прежде всего в задуманном изобразительном решении снимка. Фотограф может исходить из

такого изобразительного решения: главным в кадре является человек, а фон не нуждается в подробной деталировке, его назначение в снимке лишь создать общее настроение яркого светлого дня за окном; тогда, естественно, расчет экспозиции следует вести по замеру яркости на лице человека. Но может существовать и другой изобразительный замысел: главным в кадре является пейзаж за окном, а человек передается на снимке лишь силуэтом, очерченным контровым светом, падающим в комнату из окна. Тогда расчет экспозиции ведется по замеру яркости за окном. В обоих случаях, таким образом, в основу подсчета выдержки берется яркость сюжетно важного элемента кадра.

Может возникнуть и третья изобразительная задача: в кадре должно быть одинаково хорошо передано и то, что происходит внутри комнаты, и то, что находится за окном. Для такого изобразительного решения снимка наверняка потребуется дополнительная подсветка находящегося у окна человека осветительным прибором или импульсной лампой, если она имеется у фотографа. С помощью дополнительной подсветки балансируются яркости на главном объекте изображения и на фоне, их уровни сближаются, и широта негативного материала позволяет теперь установить такую выдержку, которая обеспечивает хорошую проработку деталей во всех участках негатива.

Техника замера яркостей объекта и расчета экспозиции с помощью экспонометра «Ленинград» и его калькулятора очень проста и уже при небольших навыках отнимает совсем немного времени. Она описана достаточно подробно в первой главе настоящей книги.

Направляя отверстие световой шахты экспонометра на определенный участок объекта съемки, например на лицо фотографируемого человека, следует учитывать, что угол охвата прибора равен примерно 6СР, и если мы хотим получить точный замер яркости интересующего нас участка объекта съемки, необходимо, чтобы все отверстие световой шахты полностью перекрывалось данной замеряемой площадкой. Поэтому часто приходится устанавливать экспонометр очень близко к лицу снимаемого человека, и тогда тень от экспонометра или от держащей его руки падает на лицо. Нужно следить за тем, чтобы тень не попадала, в пределы угла охвата прибора, так как это неизбежно отразится на точности замера и расчета экспозиции.