×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Теперь нам предстоит зафиксировать кадр, построенный на матовом стекле или в видоискателе фотоаппарата. Для этого необходимо установить определенную экспозицию, т. е. отрегулировать количество света, которое дойдет до светочувствительного слоя через объектив, и время, в течение которого свет будет действовать на светочувствительный слой.

Таким образом, экспозиция не является синонимом выдержки, как это иногда представляют себе начинающие фотолюбители. Ведь выдержка — это только время, в течение которого свет воздействовал на фотопленку или фотопластинку. Но свет этот может быть очень ярким или совсем незначительным, и одно время выдержки, следовательно, еще ни о чем не говорит.

Экспозиция определяется двумя величинами: освещенностью пленки в кадровом окне фотоаппарата и временем, в течение которого пленка подвергалась воздействию этой освещенности.

В свою очередь, величина освещенности пластинки или пленки, подготовленной к экспонированию, зависит от ряда факторов:

  • от яркости объекта съемки,
  • относительного отверстия объектива и действительного пропускания света объективом (эффективная светосила),
  • от расстояния между объективом и светочувствительным слоем пленки или пластинки.

Но для данного объектива эффективная светосила есть величина постоянная, а расстояние между объективом и светочувствительным слоем хотя и изменяется в зависимости от расстояния до плоскости наводки на резкость, но в таких пределах, что в большинстве случаев съемки решительного влияния на расчет экспозиции не оказывает. Изменение этого расстояния сказывается на экспозиции главным образом при наводке на очень близкие предметы, но допущенные при этом неточности экспозиционного расчета чаще всего вполне компенсируются фотографической широтой негативных материалов.

Поэтому количество света, дошедшего до светочувствительного слоя, практически будет зависеть от яркостей объекта съем кии относительного отверстия объектива.

Поскольку в основу расчета экспозиции кладется яркость объекта съемки, то становится очевидным, что точно рассчитать экспозицию можно лишь для определенного участка объекта съемки, для данной яркости, ибо различные предметы, образующие объект съемки, имеют неодинаковую яркость.

Если объект съемки освещен равномерно и яркости различных его участков близки друг к другу, то расчет будет приблизительно верен для всего объекта. Если же яркости одних участков во много раз выше яркостей других (контрасты освещения высоки), то при определении выдержки по светам тени могут оказаться недодержанными, а при расчете экспозиции по теням света получают сильную передержку.

Таким образом, при определении выдержки и расчете экспозиции фотографу прежде всего следует решить, по какому участку объекта будет экспонироваться негатив. В основу расчета нужно положить замер экспонометром яркости именно этого участка.

Если снимается общий вид улицы, сельский пейзаж и пр., то, как правило, замер яркости ведется от аппарата и экспонометром замеряется общая суммарная яркость объекта. При этом наиболее яркие участки объекта (небо, солнечные блики на поверхности воды и пр.) могут оказаться передержанными. Могут получиться и местные недодержки в самых глубоких теневых участках. Но других способов замеров при съемке таких объектов нет.

Если же снимают портрет, то легко замерить яркости освещенных и теневых участков отдельно. Расчет экспозиции следует вести по яркости освещенных участков, поскольку яркость в тенях при портретной съемке всегда может быть увеличена с помощью осветительных приборов или отражателей.

Вообще же замеры яркости и экспозиционные расчеты в большинстве случаев ведутся по яркости наиболее важной части объекта, по сюжетно важному элементу кадра.

Таким образом, определение экспозиции мы можем свести к трем главным моментам:

  1. замер яркости объекта съемки,
  2. установление необходимой диафрагмы
  3. установление выдержки.

Очевидно, что яркость объекта съемки, рабочая диафрагма и выдержка прямо и непосредственно зависят от светочувствительности применяемого при съемке негативного материала и регулируются в соответствии с ее величиной (понятно, что яркость объекта съемки можно регулировать в тех случаях, когда фотограф работает с осветительными приборами).

Яркость объекта съемки, диафрагма и выдержка компенсируют друг друга: при малой яркости объекта мы увеличиваем диаметр действующего отверстия объектива и выдержку, при увеличении диаметра действующего отверстия объектива (когда по изобразительному замыслу нужна незначительная глубина резко изображаемого пространства) сокращаем время выдержки и т. д.

Определяя экспозицию, мы прежде всего должны оценить яркость объекта съемки, иначе говоря, определить, какое количество света отражает снимаемый объект по направлению к объективу подготовленного к съемке фотоаппарата. Как же это практически осуществить?

Рассмотрим внимательно наш объект съемки с точки зрения распределения на нем яркостей и его общей (интегральной) яркости. Глаз человека обладает хорошей способностью оценивать яркости в сравнении друг с другом: если мы видим рядом две освещенные поверхности, мы всегда можем сказать, какая из них ярче. Но ведь этого недостаточно. Для определения экспозиции важны не только и не столько эти относительные оценки, как абсолютные оценки величин яркостей. Таких абсолютных оценок глаз дать не может. Кроме того, восприятие глазом яркостей зависит от степени утомленности глаза, от того, что перед этим видел глаз. Глаз быстро привыкает к условиям освещения: выйдя из темноты на дневной свет, мы воспринимаем его как ослепительно яркий, но через некоторое весьма короткое время эти условия освещения становятся для нас вполне нормальными. И наоборот, войдя с улицы в полутемную комнату, мы почти ничего в ней не различаем, но по прошествии некоторого времени отлично осваиваемся с этими световыми условиями.

Очевидно, при оценке яркостей нельзя полностью положиться на показания глаза, и это порождает необходимость получения каких-то объективных данных об уровне освещенности снимаемого пейзажа, интерьера, портрета и пр., которые могут быть положены в основу расчета экспозиции.