×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Но не только выбранная точка съемки определяет границы кадра, они зависят также от угла изображения объектива, которым ведется съемка, или, иначе, от его фокусного расстояния и размеров кадрового окна. Большинство моделей современных профессиональных фотоаппаратов позволяют пользоваться сменной оптикой. Малоформатный аппарат «Зоркий» предусматривает использование объективов с фокусными расстояниями 2,8; 3,5;8,5; 13,5 см. Комплект сменной оптики имеют аппараты «Киев», «Зенит», «ФЭД» и др.

Съемка объективами с различными фокусными расстояниями

Съемка объективами с различными фокусными расстояниями

Объективы разных фокусных расстояний позволяют охватить и изобразить на снимке различное пространство и, следовательно, изменить положение границ кадра при съемке с одной и той же точки. Предыдущий рисунок показывает, как меняется охват изображаемого пространства при использовании объективов с различными углами изображения и как при этом смещаются границы кадра.

Съемка с одной точки объективами с различными фокусными расстояниями

Съемка с одной точки объективами с различными фокусными расстояниями

Эти фото также сняты с одной точки. Мы видим, что при съемке объективом с фокусным расстоянием 3,5 см и углом изображения по горизонтали 63° (при размерах кадра 24 х36 мм) рамка кадра охватывает значительное пространство, мы получаем на снимке общий план, городской пейзаж. В кадр входят также элементы переднего плана — чугунной ограды и моста. При съемке с той же точки объективом с фокусным расстоянием 5 см и углом изображения по горизонтали 400 границы кадра сдвигаются и изображаемое пространство сужается. Теперь ограда моста остается за кадром и в поле зрения объектива попадают лишь старинные архитектурные сооружения Кремля.

Объектив с фокусным расстоянием 13,5 см (угол изображения по горизонтали 150) перемещает границы кадра еще ближе к центру изображаемого пространства, теперь все поле зрения заполнено только деталями архитектуры, которые как бы приближаются к зрителю. Объектив с фокусным расстоянием 30 см охватывает еще меньшее пространство, в рамке кадра теперь отчетливо виден даже циферблат часов Спасской башни, на фото 22,а вообще едва различимый.

Пользование сменной оптикой расширяет возможности фотографа при установлении границ кадра. В практической работе не всегда бывает возможно подойти к главному объекту съемки достаточно близко. Так, при съемке футбольного матча нельзя выйти на поле и снимать острые моменты игры с близких расстояний; эти же трудности возникают при съемке в театре и в ряде других случаев. Приходится снимать интересные моменты игры или театрального действия издали и сознательно идти на включение в кадр ненужных и незаполненных пространств, на случайное положение границ кадра. Последующее увеличение снимка при печати позволяет сдвинуть границы кадра к центру и освободиться от лишнего пространства по краям, но это влечет за собой появление ряда технических недостатков фотоизображения, связанных с большой степенью увеличения. Появляется, например, повышенная зернистость изображения и пр.

Использование более длиннофокусных объектов с меньшими углами изображения позволяет взять объект крупнее, получить более крупное его изображение и уже непосредственно во время съемки достаточно четко определить границы кадра.

В ряде случаев, особенно при съемке в тесных помещениях, возникает другая трудность: даже при самых далеких точках отхода, при съемке от противоположной стены или из угла комнаты, в кадр не попадают нужные детали объекта, их не охватывает угол изображения объектива. Задачу решает применение короткофокусной оптики (для аппарата «Зоркий» объективы с фокусными расстояниями 3,5 и 2,8 см), имеющей широкие углы изображения, охватывающие все необходимое пространство.