×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Сказанное подтверждается практикой фотографии. Сравните между собой следующие два фото. В первом из них границы случайны, не имеют изобразительных опор, и весь снимок вследствие этого выглядит незаконченным в композиционном отношении. Любую из сторон рамки кадра здесь можно смести без ущерба для качества снимка. Во втором снимке границы обусловлены включенным в кадр изобразительным материалом (слева — домиком, стоящим в глубине; сверху — трубой этого домика и фонарем на переднем плане; справа — темной вертикальной линией стены; внизу — тенью на земле). Поэтому границы кадра не могут быть произвольно передвинуты, и весь снимок производит впечатление законченной фотографической картины.

Пример непродуманного выбора границ кадра

Пример непродуманного выбора границ кадра

С. Иванов-Аллилуев. Старый Таллин.

С. Иванов-Аллилуев. Старый Таллин.

 В. Чередков. Портрет девочки

В. Чередков. Портрет девочки

Неправильное кадрирование снимка

Неправильное кадрирование снимка 

В тех случаях, когда фотограф имеет дело со съемкой быстро движущихся объектов, рамка кадра устанавливается чаще всего так, что по направлению развивающегося движения в снимке оставляется значительно большее свободное пространство, чем позади движущегося объекта.

При съемке портрета свободное пространство оставляется по направлению поворота головы и взгляда портретируемого, ныне со стороны затылка.

Такие закономерности имеют свое логическое обоснование: пространство, оставленное именно в этой части кадра, как бы освобождает место для развития, продолжения движения и поворота, что очень важно для общей живости и динамичности фотографической картины. Когда же рамка кадра возникает непосредственно перед движущимся объектом ил и прямо перед лицом фотографируемого человека, она как бы становится препятствием на пути развивающегося движения. При этом движение останавливается, динамика снимка исчезает.

Свободное пространство, остающееся в таких случаях позади движущегося объекта или позади головы человека в портрете, зрительно оценивается как случайное в снимке, ничем не оправданное, а равновесие в кадре явно нарушается.