×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Итак, сообразуясь с изложенными положениями, фотограф выбрал точку съемки. Устанавливая штатив и укрепляя на нем фотоаппарат, он имеет возможность направить объектив правее или несколько левее, установить аппарат строго вертикально, наклонить объектив вниз или вверх, что особенно удобно делать при наличии шаровой головки.

В зависимости от этого угол изображения объектива охватывает различные части предметного пространства, а границы кадра при сдвиге или наклоне аппарата меняют свое положение.

Для того чтобы снимок получился изобразительно интересным, четким и завершенным по композиции, очень важно найти правильное положение для границ кадра, отсекающих и оставляющих вне снимка все лишнее, ненужное для раскрытия темы и ограничивающих изображаемое пространство.

Определение границ кадра

Определение границ кадра

Рассмотрим два кадра. Оба кадра, схематично изображенные на этих рисунках, сняты с одной точки.

Для второго кадра выбран вертикальный формат, причем объектив фотоаппарата направлен на объект так, что главное в кадре дерево оказывается точно посередине снимка. Линия горизонта также проходит по центру снимка и делит его на две примерно равные части.

Образуется чрезвычайно упрощенный линейный рисунок изображения, скучная и малоинтересная композиция.

Посмотрим, как выбрано здесь положение границ кадра. Легко доказать, что они случайны, если попробовать передвигать их. Опустим верхнюю границу до положения аб или еще ниже, до линии вг; поднимем нижнюю границу до линии де; сместим левую границу в положение жз. Оказывается, что мы можем свободно передвигать границы снимка, не ухудшая его, не теряя никаких важных элементов изображения или деталей, не обедняя изобразительный результат.

Вывод: такое свободное перемещение границ кадра возможно только в том случае, если их место недостаточно точно определено при съемке. Фотограф, по-видимому, ничем не руководствовался при их выборе, а потому они и прошли по совершенно случайным местам, в результате чего в снимке образовались свободные, незаполненные пространства, легко исключаемые из кадра.

Третий кадр в этом смысле выгодно отличается от второго кадра. Для него выбран горизонтальный формат, и это не случайно: высота такого прямоугольника обусловлена высотой вписанного в кадр дерева, и очевидно, что место верхней и нижней границ здесь и подсказано очертаниями дерева, размещенного на переднем плане. У границ, таким образом, появились «изобразительные опоры»: вершина дерева — сверху и его основание — внизу. Теперь границы кадра невозможно сдвинуть без того, чтобы не обрезать дерево, или раздвинуть так, чтобы снова в кадре не появились незаполненные и ненужные пространства.

Вертикальные границы также выбраны неслучайно: левая опирается на то же переднеплановое дерево, правая обусловлена местоположением вошедших в кадр кустов и дерева в глубине. Эти границы также устойчивы и не могут произвольно передвигаться.

Вместе с тем линейный строй снимка потерял упрощенность и примитивность, имевшую место на втором фото. Теперь главный объект изображения - дерево — смещено из центра снимка влево, вынесено на передний план и уравновешивается кустами и деревом справа, в глубине кадра. Линия горизонта несколько опустилась и не рассекает более кадр на две равные части. Снимок становится перспективным благодаря свободному пространству, включенному в композицию справа, и линиями дорожки, направленными от переднего плана в глубину.

Вывод: при построении фотографического снимка должно быть точно найдено положение границ кадра. Они не могут занимать случайного места, а очерчивают вполне определенную часть пространства. Границы композиционно завершенного кадра чаще всего имеют изобразительные опоры, делающие их устойчивыми и исключающие возможность произвольного смещения границ.