×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить выдержку при съемке в данных условиях при данном светофильтре против выдержки при съемке в тех же условиях, но без светофильтра, называется кратностью светофильтра.

Кратность данного светофильтра величина не постоянная, и зависит она от ряда факторов. Прежде всего она зависит от цветочувствительности негативного материала: если, например, негативный материал мало чувствителен к красным лучам, то при съемке с красным светофильтром выдержка должна быть увеличена во много раз и кратность светофильтра, следовательно, при съемке на таких материалах возрастает.

Зависит кратность светофильтра и от цветности света, который отражается от объекта съемки и идет к объективу фотоаппарата. Если на объективе стоит оранжевый светофильтр, а в кадре много предметов такого же цвета, то не требуется повышения выдержки, так как оранжевые лучи, отраженные объектом, не задерживаются светофильтром. Но представьте себе, что объект съемки состоит в основном из желто-зеленых предметов. Отраженные ими лучи частично задерживаются оранжевым светофильтром, и потому здесь потребуется значительное увеличение выдержки.

Меняется кратность светофильтра и в зависимости от спектрального состава света, которым освещен объект съемки. Так, дневной свет имеет в своем составе много синих лучей, которые задерживаются темно-желтым светофильтром, и его кратность при таком спектральном составе света становится величиной значительной. Свет электрической лампы накаливания содержит большое количество желтых лучей, и кратность желтого светофильтра, не задерживающего этих лучей, снижается в таких условиях освещения.

Спектральный состав дневного света меняется в течение дня. Известно, что коротковолновая часть спектра прежде всего раньше остальных лучей рассеивается и поглощается средой, через которую распространяется свет. В земной атмосфере более всего рассеивается фиолетовая, синяя и голубая составляющие белого дневного света, отчего и образуется сине-голубой цвет неба. Чем толще воздушный слой, тем больше он рассеивает и поглощает коротковолновую составляющую сложного дневного света.

Утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом, его лучи проделывают свой наиболее длинный путь в атмосфере, и коротковолновая часть излучения почти полностью рассеивается, не достигает поверхности земли. Оттого свет солнца становится красноватым и кратность желтых светофильтров, легко пропускающих эти лучи, уменьшается. В полдень лучи солнца падают почти отвесно и проходят наиболее короткий путь в атмосфере. Количество синих лучей в спектральном составе дневного света, дошедшего до поверхности земли, резко увеличивается, а кратность желтых светофильтров, задерживающих эти лучи, естественно, повышается.

Несмотря на непостоянство значения кратности одного и того же светофильтра, можно все же указать ее среднюю величину, например для дневного света в полдень

Светофильтр и его марка

Негативный фотоматериал

Ортохром

Изоортто

Изохром

Панхром и Изопанхром

 

 

Кратность

Желтый ЖС-12

3

2

1,5

1,5

Желтый ЖС-17

4

3

2

1,5

Желтый ЖС-18

6

4

3

2

Оранжевый ОС-12

Неприменим

6

5

2,5

Может быть рекомендован очень простой способ определения кратности светофильтра для тех или иных условий съемки, для различных негативных материалов. Он требует некоторой предварительной работы. Прежде всего делается несколько негативов с разными выдержками без светофильтра. Затем — несколько негативов с разными выдержками со светофильтром. Из первой и второй серии выбирают по негативу, которые совпадают друг с другом по общей плотности.

Предположим, что негатив, образовавшийся в результате съемки без светофильтра, получился при выдержке 1/100 сек., а негатив со светофильтром — при выдержке 1/50 сек. Разделим большую выдержку на меньшую:

1/50 : 1/100 =2. Число 2 и будет показывать нам кратность данного светофильтра в конкретных условиях съемки применительно к используемому сорту негативного фотоматериала.

Применение желтых и оранжевых светофильтров на натуре чаще всего обусловливается необходимостью правильно передать на снимке тон неба. Желтый светофильтр, установленный перед объективом, задерживает сине-фиолетовые лучи, отчего небо на снимке темнеет. Но одновременно с этим меняются тона и других элементов изображения: песок, колосящаяся нива и другие объекты, отражающие большое количество желтых лучей, на снимке изображаются более светлыми, чем мы воспринимаем их в действительности; тени, освещенные светом, рассеянным в атмосфере (небосводом) и имеющим голубой цвет, становятся на снимке более темными, чем они есть на самом деле, и весь светотеневой рисунок становится более контрастным.

Как же добиться того, чтобы при использовании светофильтра на снимке менялся только тон неба и передавались без изменения тона других элементов объекта съемки? Такую возможность дают так называемые оттененные светофильтры. Они представляют собой прямоугольную плоскопараллельную стеклянную пластинку. Краситель (светло-желтый, темно-желтый, оранжевый) нанесен не на всю пластинку, а покрывает лишь какую-то ее часть, например половину (в вертикальном направлении).