×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

На черно-белом снимке цвет теряет свою главную характеристику - цветовой тон и из синего, зеленого, красного превращается в белый, черные и различные оттенки серого тона.

Но тем не менее и в таком обесцвеченном изображении мы узнаем цвета реального мира и сразу замечаем неправильность в передаче цветов. Синее небо, например, оценивается нами в снимке как синее только в том случае, если оно передается некоторыми оттенками серого тона. Если же на фото графии небо изображается в виде совершенно белой поверхности, мы видим в этом искажение реального цвета неба и оцениваем снимок как неудовлетворительный. Если небо передано на снимке слишком темным тоном, мы оцениваем его как ночное.

Следовательно, черно-белая фотография, лишенная возможности изображать цветовые тона реального мира, может и должна правильно передавать их светлоту.

Цветочувствительность черно-белых фотоматериалов резко отличается от цветочувствительности глаза. И не только тем, что глаз воспринимает всю хроматическую грамму оттенков, а черно-белые фотоматериалы переводят ее в ахроматические тона, но и тем, что светлота цвета также по-разному оценивается глазом и пленкой. Например, для глаза самым ярким является желто-зеленый цвет (длина волны 550—560 mμ), в то время как для пленки самыми яркими являются лучи сине-фиолетовые, в жизни нами оцениваемые как весьма темные. Следовательно, на черно-белом снимке желтые цвета изображаются более темными, чем они нам кажутся в действительности, а сине-фиолетовые приобретают не свойственную им в жизни светлоту.

Возникает необходимость в каком-то техническом средстве, дающем возможность воспроизвести цвета на снимке по светлоте такими же, какими, мы их видим в жизни. Таким техническим приспособлением является светофильтр.

Светофильтр представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластинку, окрашенную в массе в желтый, желто-зеленый, оранжевый, красный, голубой, синий и другие цвета. Иногда, вместо того чтобы прокрашивать стекло в массе, между двумя плоскопараллельными стеклами вклеивают цветную желатиновую пленку.

Из такого стекла вырезают круглые пластинки различных диаметров, которые заключают в специальную оправу, позволяющую легко укреплять светофильтр на объективе фотоаппарата. В отличие от лабораторных и других специальных светофильтров, светофильтры, употребляемые при фотосъемке, называют съемочными.

Светофильтр, установленный на объективе фотоаппарата, является препятствием для лучей света, идущих от объекта съемки к объективу, а через него к светочувствительному слою негативного фотоматериала.

Светофильтр действует избирательно: одни лучи он полностью пропускает, другие частично задерживает, ослабляя их действие на светочувствительный слой, третьи полностью поглощает.

Степень ослабления световых лучей светофильтром зависит как от цветности этих лучей, так и от цвета самого светофильтра.

Желтый светофильтр ЖС-12 полностью пропускает желтые лучи (отчего в проходящем свете он нам и кажется желтым), зеленые, оранжевые, красные. Он частично задерживает синие лучи и, следовательно, несколько ослабляет их действие на фотослой и становится ощутимым препятствием на пути фиолетовых (ослабляет их действие более чем в 10 раз).

Желтый светофильтр ЖС-18, имеющий большую плотность (более темную окраску), пропускает по-прежнему желтые, зеленые, оранжевые, красные лучи, но целиком задерживает лучи фиолетовые и синие и почти в пять раз ослабляет голубые лучи.

Оранжевый светофильтр ОС-12 пропускает лишь жёлто-красные лучи, задерживая лучи зеленые, голубые, синие и фиолетовые.

Красный светофильтр КС-10 беспрепятственно пропускает только красные лучи, частично ослабляет оранжевые, еще более — желтые. Все остальные лучи (голубые, синие, фиолетовые) полностью задерживаются таким фильтром.

Следовательно, применяя светофильтры при съемке, мы имеем возможность изменить на снимке светлоту ахроматических тонов, которыми в черно-белой фотографии передаются цвета реального мира, и тем приблизить фотографическое изображение к зрительному впечатлению, производимому объектом съемки.

В этих целях чаще всего используются желтые светофильтры, задерживающие сине-фиолетовые лучи, которых много в спектральном составе дневного света и к которым особенно чувствительны фотоматериалы. Тона фотоизображения, полученного через желтый светофильтр, будут оставлять у зрителя такое же впечатление (по светлоте), как и цвета реального объекта: небо в пейзажном снимке будет уже не яркой белой поверхностью, лишенной всякого тона, но изобразится несколько притемненным, будет иметь присущую ему в жизни тональность. Фиолетовые тона будут такими же темными, как и в жизни, желтый цвет на снимке станет самым ярким, каким он и является для глаза.

Поскольку для некоторых сортов негативных фотоматериалов сине-фиолетовые цвета являются очень яркими, почти такими же яркими, как и белый цвет, в пейзаже, снятом без светофильтра, трудно воспроизвести рисунок облаков на небе. И синий цвет неба и белые облака сливаются на снимке в одну общую тональность.

Применение желтого светофильтра позволяет на снимке разделить по тональности небо и облака, так как небо приобретает более темную тональность, а рисунок облаков становится тем более отчетливым, чем темнее используемый желтый светофильтр (светофильтр, задерживая синие лучи, делает фон более темным, а на тональность облаков не влияет, они на снимке по-прежнему остаются белыми).

Но приближением тонов фотоизображения к реальным тонам не ограничиваются функции съемочных светофильтров, ибо они помогают фотографу и в решении определенных художественных задач.

Посмотрите, как оперирует художник-живописец красками, добиваясь в своей картине выражения определенного состояния природы, как он использует колорит (сочетание красок) для того, чтобы вызвать у зрителя определенное настроение. И фотограф так же должен строить свою фотокартину, используя ее тональное решение как активное средство для выражения содержания, вложенного в снимок. И поскольку светофильтры дают возможность управлять тонами фотоизображения, они могут и должны быть использованы в художественных целях.

Мы много раз наблюдали за тем, как темнеет небо перед грозой, как оно покрывается тяжелыми тучами. Притемнение неба с помощью оранжевого светофильтра поможет нам передать на снимке это состояние природы.

Нас чаруют легкие синеватые тени на снегу в первые дни весны, когда все наполнено сияющим светом и на опушке леса, у пригретых солнцем: стволов деревьев, образуются первые проталины. Попробуйте снять такой пейзаж без светофильтра. На снимке пропадают тонкие тональные переходы, и мягкий рельеф снежной поверхности в фотографическом изображении может исчезнуть.

Снимите этот же пейзаж с темно-желтым светофильтром. Светотеневой рисунок становится более жестким, тени на снегу на снимке становятся значительно темнее, чем они были в действительности. Проведите эту съемку с голубым светофильтром. Он беспрепятственно пропустит к светочувствительному слою синеватый свет теневых участков снежной поверхности, поможет передаче деталей в тенях, но несколько ослабит действие белых лучей, отраженных снегом в светах, поскольку задержит желто-красные лучи, имеющиеся в составе белого света. Следовательно, светотень на снимке будет более мягкой, чем в действительности. Если в кадре есть небо, то голубой светофильтр не изменит его яркой белизны на снимке, поскольку он пропустит без задержки сине-фиолетовые и голубые лучи. Снимите этот пейзаж со светло-желтым светофильтром. Тени станут несколько более темными, чем при съемке без светофильтра, но небо уже приобретет определенную тональность, не будет таким ярким и белым, как на снимке, сделанном без применения светофильтра. Эти возможности различных светофильтров и должны использоваться фотографом в зависимости от задуманного им изобразительного решения данного снимка.

Светофильтр, задерживая часть световых лучей, идущих через объектив фотоаппарата к светочувствительному слою, ослабляет этот поток света. Поэтому негатив, полученный при съемке со светофильтром, будет иметь меньшие плотности, чем негатив, сделанный с той же выдержкой, но без светофильтра. Следовательно, применение светофильтра требует соответственного увеличения выдержки.