×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Перейдем теперь к самому процессу съемки портрета.

Работа над каждым, в том числе и портретным, фотоснимком начинается с композиционного решения кадра, с размещения и кадровом окне фотоаппарата главного объята изображения и второстепенных элементе композиции. Как известно, композиция кадра во многом зависит от выбранной точки съемки, поэтому займемся выбором точки установки аппарата для нашего случая портретной съемки и определим, с какого направления следует здесь вести съемку.

Установим фотоаппарат прямо против снимаемого человека, точно по центральной оси, произведем съемку и проанализируем полученный результат. Результат, как видите, неудовлетворителен. Снимок получился фронтальным, статичным, в нем попросту отсутствует какое-либо изобразительное решение, не делается никакой попытки раскрыть характер снимаемого человека средствами фотографии. Получился не фотопортрет в подлинном смысле этого слова, а самая примитивная фотографическая копия оригинала.

Л. Жданов. Народный артист СССР. Р. Н. Симонов

Фото 91. Л. Жданов. Народный артист СССР. Р. Н. Симонов

Попробуем сместить точку съемки в сторону от центрального положения, а одновременно изменим и статичную в первом случае позу снимаемого человека. Результат получился несколько лучшим: исчезает примитивность линейного рисунка, появляется большая живость изображения, хотя окончательное композиционное решение снимка пока еще, конечно, не найдено.

А. Трофимов (студент ВГИК). Портрет

Фото 92. А. Трофимов (студент ВГИК). Портрет

Композиционная незавершенность кадра прежде всего заключается в том, что главный объект изображения — человек — занимает в снимке относительно небольшое место. Вокруг него возникают свободные пространства, ничем не заполненные, а потому и ненужные здесь. Очевидно, неверно было выбрано расстояние, с которого велась съемка, и аппарат был установлен слишком далеко от снимаемого человека.

Постараемся уточнить это расстояние, для чего приблизим фотоаппарат к человеку, сохраняя при этом ранее найденное направление съемки. Полученный снимок (рис. 139, в) является другой крайностью — теперь изображение слишком крупно, голова режется рамкой кадра, причем обрез этот совершенно случаен, не продиктован каким-либо продуманным решением и, по существу, является чисто формальным.

Отойдем с аппаратом несколько дальше и установим его на таком расстоянии, чтобы рамка кадра очерчивала только необходимое нам пространство, но не срезала головы (рис. 139, г). И действительно, в данном кадре нет ничего лишнего, а границы его, обусловленные определенными элеметами композиции, введенными в кадр, имеют свои изобразительные и смысловые опоры. Сверху и справа — это контуры головы; слева по направлению поворота головы оставлено некоторое свободное пространство, как бы освобождающее путь развивающемуся движению; снизу граница кадр» обусловлена определенными пропорциями снимка, его форматом.

Обратите внимание на то, что портрет снят с нормальной по высоте точки, когда аппарат устанавливается примерно на уровне лица снимаемого человека. Такие точки являются наиболее распространенными в портретной съемке, так как верхняя или нижняя точка часто приводит к масштабному преувеличению верхней или нижней части лица, а это нарушает правильность его пропорций и приводит порой к исчезновению сходства изображения с оригиналом.

Но, несмотря на то, что нормальные точки наиболее распространены при съемке портрета, могут, конечно, встретиться и случаи ракурсных портретных снимков, в которых ракурс возникает в результате задуманного изобразительного решения и продиктован особым содержанием портретного снимка. Например, портрет на фото 91 сделан с нижней точки. Она обусловлена той изобразительной трактовкой, которая задумана автором.

Такие специально задуманные изобразительные решения в портрете возможны и дают интересный результат. Правильность пропорции здесь сохраняется потому, что съемка ведется с относительно больших расстояний с расчетом на последующее кадрирование снимка во время увеличения.

Так выбирается точка съемки при работе над портретом и устанавливается направление, с которого ведется съемка, расстояние от объекта и высота точки съемки. Выбранная точка в сочетании с поворотом и позой в основном и решает композицию кадра.

Что же следует учесть при выборе позы фотографируемого человека? Выше уже говорилось и показывалось на примере, что общая статичность позы приводит к ненужной статике в портрете. Следовательно, необходимо искать свободное и непринужденное положение человека перед фотоаппаратом, а не усаживать его фронтально, ориентируя его поворот и взгляд прямо на объектив.

Разместив человека, которого мы собираемся снимать, и фотоаппарат в правильно найденном взаиморасположении, дайте возможность человеку свободно подвигаться в пределах пространства, ограниченного рамкой кадра. Проследите по матовому стеклу за изменяющимися поворотами, жестами, позами и оцените все эти варианты с точки зрения образующихся композиционных построений, с точки зрения выразительной передачи на снимке характерных особенностей модели. Остановите человека в том положении, которое вам показалось наиболее интересным и правильным, и только когда такое положение найдено, внесите в него необходимые поправки, подсказав снимающемуся, как следует ему выправить положение руки уточнить положение головы, на какой точке зафиксировать взгляд и т. д. При такой методике работы вы сохраните необходимую в портрете естественность позы человека и в то же время добьетесь точности и завершенности композиции.

Б. Середин (студент ВГИК). Портрет

Фото 93. Б. Середин (студент ВГИК). Портрет

Если же с самого начала вы начнете механически поворачивать человека, предлагая ему подчиняться таким вашим указаниям, как: «плечо ниже» и «еще ниже», «голову левее», «подбородок ниже», «взгляд выше» и т.д., то естественность портрета наверняка будет утрачена, а одновременно пропадут и характерные для этого человека черты.

При выборе поворота и направления взгляда снимаемого человека необходимо исходить из особенностей его лица, черты которого выражаются на снимке. Например, строгий профиль молодой женщины определил позу при съемке фото 92. Только поворот лица в три четверти позволил передать лукавый взгляд бабушки на фото 93 и т. д.

До сих пор мы говорили о крупном плане, о головном портрете человека. Но в портретной съемке распространены также и средние планы, на которых человек изображается по пояс, а иногда и во весь рост. И в этих случаях в кадре, как правило, образуются свободные, незаполненные пространства, которые нуждаются в отработке, требуют композиционного заполнения.

Такими заполнителями являются второстепенные элементы композиции завершающие ее, уравновешивающие главный объект изображения и т. д Этими элементами прежде всего служат предметы обстановки, детали интерьера и т. д., которые вводятся в кадр и размещаются в определенной его части Например, на фото 91 детали интерьера используются в композиции даже головного портрета крупного плана.

Обратите внимание на то, что эти второстепенные элементы композиции, изображаются менее четкими по оптическому рисунку, чем основной объект Эта закономерность в портрете наблюдается довольно часто, потому что ее нарушение может сместить изобразительный акцент, перенести его с главного на второстепенное, в результате чего внимание зрителя отвлекается 01 существенно важного в кадре.

Если снимается портрет человека в полный рост, интерьер становится очень важной частью общей композиции. Но по-прежнему он имеет второстепенное значение (передает обстановку, которая окружает человека, образует живописный фон), человек же всегда остается главным в кадре, и вниманий зрителя должно быть привлечено именно к нему. В качестве примера выразительного портретного снимка, где человек показан в полный рост, а интерьер является активным элементом композиции, может служить интересное по свету фото 91. Каждая деталь интерьера занимает здесь определенное место в рамке кадра, отсюда и рождается законченность композиции.

М. Озерский. На террасе

Фото 94. М. Озерский. На террасе

Если же этот подсобный материал неумело распределен в кадре, предметы на фоне резки и контрастны, занимают случайные места, неожиданно появляются, например, прямо из-за головы и тем совершенно разбивают и линейный и тональный строй кадра, снимок получается неудовлетворительным.

Следовательно, место каждой вещи в кадре должно быть точно найдено и определено в соответствии с разобранными ранее основными принципами композиции снимка.

Следует также остановиться на вопросе ориентировки глубины резко изображаемого пространства в портрете.

Как правило, резкость наводится на глаза снимаемого человека и чаще всего сохраняется на изображении всего лица. При съемке крупных планов становится возможной некоторая потеря резкости на уходящих в глубину частях изображения: на волосах, плече, костюме и пр. Такое распределение, деление резкости помогает сосредоточить внимание зрителя на главном р кадре и делает более нейтральными второстепенные элементы.

Следовательно, при портретной съемке часто используется большое действующее отверстие объектива и исключается работа на малых отверстиях диафрагмы. Закрывать диафрагму более чем до делений 5,6 — 6,3 нежелательно еще и потому, что в этом случае объектив начинает работать только своим центром, изображение образуется только параксиальными (близким к центру) лучами и это приводит к особой жесткости изображения, не всегда нужной, а часто и просто нежелательной в портрете.

Не применяются малые действующие отверстия объектива и при съемке среднего плана в портрете, так как излишняя резкость второстепенных фото новых элементов композиции, расположенных в глубине, ставит их в неправильное соотношение с главным объектом изображения на снимке.

Таким образом, использование того или иного деления диафрагмы в простого технического приема становится одним из приемов изобразительного решения снимка, а это значит, что здесь нельзя регулировать экспозицию только изменением действующего отверстия объектива. Избыток в освещённости пленки компенсируется в этих случаях изменением выдержки или изменением мощности светового потока, освещающего объект.

Перейдем к работе со светом, к освещению снимаемого человека. Основные принципы работы с осветительными приборами изложены в седьмой главе, и они сохраняют свое значение при портретной съемке. Вернемся к методике построения освещения, изученной нами на освещении гипсовой модели, и попробуем применить ее к освещению фотографируемого человека

Первое, что необходимо сделать, это установить прибор направленного света, определяющий всю схему освещения. Внимательно следя за изменением характера и рисунка светотени по матовому стеклу аппарата, будет передвигать прибор направленного действия до тех пор, пока световой луне упадет на лицо под правильно найденным углом и не обрисует достаточно выразительно объемную форму лица. И если эта работа была важна при съемке гипсовой модели, то ее значение при освещении лица человека еще возрастает, поскольку от светового рисунка здесь в какой-то мере зависит характерность портрета.

Установим прибор рассеянного света в соответствии с требованиями, также изложенными в седьмой главе. Найдем удовлетворяющее нас соотношение яркостей, образованных направленным и рассеянным светом, перемещая второй осветительный прибор ближе и дальше по отношению к снимаемому человеку, а в случае необходимости перекрывая его луч марлевыми сетками.

Включим в схему освещения контровой свет, также согласовав его направление и силу действия с главным световым потоком. Установим фоновой прибор.

Образовалась схема освещения при четырех осветительных приборах, при которой и выполнен портретный снимок 71. Конечно, это не единственная возможная схема освещения объекта съемки четырьмя приборами. Другие бесконечные варианты могут быть найдены фотографом при освещении разных людей и возникают в зависимости от характера снимаемых лиц и от творческого изобразительного решения портретной композиции.