×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Для работы над павильонным портретом следует рекомендовать фотоаппарат с матовым стеклом и размером пластинок или пленки не менее чем 6 x 9 см или, еще лучше, 9 х 12 см. Достаточно большой размер изображения обеспечивает возможность хорошего визуального контроля по матовому стеклу при построении кадра и освещении фотографируемого человека.

Обязательно также пользование штативом, поскольку портретный снимок требует точности и завершенности композиционного и светового построения, значительного времени работы над портретом. Стабильность фотоаппарата, следовательно, здесь необходима.

При портретной съемке предпочтительнее длиннофокусная оптика. Лицо человека не терпит никаких, даже малейших, перспективных искажений на снимке, никаких случайных нарушений пропорций или изменений его объемно-пластических форм. Короткофокусная оптика имеет широкие углы зрения, которые охватывают излишние в портрете пространства. Чтобы исключав, их из снимка, фотограф вынужден подходить к снимаемому человеку и вести съемку с близких расстояний. При этом могут возникнуть небольшие и даже на первый взгляд мало заметные наклоны оптической оси объектива, ракурсы, которые тем не менее приводят к масштабному преувеличение верхней или нижней части лица и. следовательно, к изменению его про порций.

При съемке с близких расстояний пропорции лица на снимке изменяются в силу того, что становится ощутимой разница расстоянии до самых близких и самых отдаленных от объектива частей лица, которые в связи с этим изображаются на снимке в разных масштабах. Все это может лишить снимок необходимого сходства с оригиналом.

Длиннофокусная оптика дает возможность вести съемку со значительного удаления, чем и обеспечивается сохранение в снимке правильны пропорций лица.

Существует довольно распространенное мнение, что в портретной съемке наилучший результат дает так называемая мягко рисующая оптика смягчающая контуры и линии, размывающая оптический рисунок изображения. И действительно, в некоторых случаях портретной съемки и особенно при съемке женского портрета такие объективы применяются довольно часто. В случае их отсутствия используются оптические насадки на объектив — диффузионные диски, сетки и пр. Однако эти насадки лучше использовать не при съемке, а при оптической печати портретного снимка когда можно регулировать степень смягчения оптического рисунка изображения по пробным отпечаткам.

Но не следует думать, что такое смягчение изображения желательно во всех случаях портретной съемки. Все изобразительные и технические средства фотографии используются фотографом в прямой связи состоящими перед ним смысловыми задачами. И если характер лица снимаемого человека таков, что лучше всего воспроизводится с помощью обычного объектива, который убедительно передает характерные черты этого лица, его объемно-пластическую форму, фактуру кожи и пр., то именно такая оптика и даст здесь наилучший изобразительный результат.

Примером могут служить портретные снимки 31 и 71, где мягко рисующая оптика была бы совершенно неуместна.

Существуют определенные требования и к фотографическим материалам, предназначенным для съемки портрета. Прежде всего, негативный материал не должен иметь высокого контраста, так как необходимый контраст светотени фотограф устанавливает с помощью соответствующего освещения снимаемого человека, и тональное соотношение светов и теней не должно подвергаться изменениям в процессе съемки и обработки негатива. С увеличением контраста изображения появляются яркие света и глубокие тени на снимке, что часто ломает объемную форму, и потому такой характер изображения в портрете встречается лишь в единичных и исключительных случаях.

Негативный материал должен обладать достаточно высокой светочувствительностью, поскольку снимается живой человек и выдержка ограниченна, а слишком высокие освещенности устанавливать на объекте съемки нежелательно, так как слишком яркий свет мешает снимаемому человеку, заставляет его, например, щурить глаза.

Имеет значение также и цветочувствительность негативного материала, так как цвет волос, глаз, тон кожи лица и прочее должны правильно передаваться на снимке, т. е. иметь ту же светлоту, что и в действительности. Следовательно, негативный материал должен быть панхроматическим или изопанхроматическим.

Обработка негатива ведется в мелкозернистых мягко работающих выравнивающих проявителях.

Для получения выразительного и пластического светового рисунка на портретном снимке необходимо иметь четыре осветительных прибора, которые описаны в седьмой главе настоящей книги. Три из них предназначаются для освещения снимаемого человека, четвертый используется для освещения фона. Конечно, портретный снимок можно получить и с тремя, Двумя и даже одним осветительным прибором (практика таких съемок будет описана ниже), но четыре прибора дают наибольшие выразительные возможности, и поэтому с таких случаев съемки мы и начнем изучение портретного освещения.

Поскольку портрет требует тонкой светотеневой и светотональной обработки лица, при съемке широко применяются сетки, тубусы и шторки, устанавливаемые на осветительных приборах (они также описаны в седьмой главе).

Как должно выглядеть рабочее место, предназначенное для портретной съемки? Прежде всего необходимо выбрать или специально установить соответствующий фон. Хорошим фоном может служить гладко окрашенная стена, натянутая материя, бумага и пр. Общие требования к фону: он не должен быть пестрым, многоцветным, так как излишняя пестрота фона приводит к тому, что он отвлекает внимание зрителя от главного объекта изображения — лица человека, спорит с ним по значению, начинает доминировать в кадре, зрительный акцент переносится на фон, что, конечно недопустимо. Неудачно выбранный фон часто дает совершенно неудовлетворительный изобразительный результат.

Фон также не должен быть слишком светлым. Очень сложно, например, работать с совершенно белым фоном, а фотолюбители как раз часто в качестве фона используют натянутую белую скатерть или простыню. Свет от приборов, направленный на фотографируемого, часто достигает и фона 1 неизбежно создает на белой поверхности высокие яркости. Фон, как говорят, «забивается» светом, становится однотонным и безжизненным на снимке, а возникающие на фоне при этом яркие световые пятна, как и обща: его пестрота, приводят к смещению зрительного акцента с главного объект изображения на второстепенный.

Фон не может быть и слишком темным, например черным, темно-зеленым и пр. На таком фоне невозможно получить светотональные переходы он остается темным, глухим на снимке и резко контрастирует с тонам главного объекта изображения. И поскольку лицо оказывается во много раз светлее такого фона, этих условиях становится невозможно получить едкую тональность всего изображения.

Рабочее место фотографа при портретной съемке

Рабочее место фотографа при портретной съемке

Итак, установим однотонный, не слишком светлый и не слишком темный (серый, желтоватый и пр.) фон в нашем «портретном фотопавильоне».

Определим теперь положение снимаемого чел века по отношению к этому фону. Прежде всего его не следует помещать слишком близко к фону. Близкий фон часто выходит снимке совершенно резки причем отчетливо воспроизводятся все шероховатости, случайные складки, пятна и прочее, так что в дальнейшем становится необходимой техническая ретушь негатива или отпечатка.

Кроме того, затрудняется, а часто становится и просто невозможным использование задне-бокового и контрового света, поскольку нет места для установки таких приборов между снимаемым человеком и фоном.

Свет прибора, освещающего фон, не должен попадать на человека, так как иначе затрудняется регулировка светотональных соотношений главного объекта изображения и фона. Следовательно, фоновой прибор останавливается позади человека, между ним и фоном, и это тоже требует наличия известных расстояний между объектом и фоном.

Поэтому поместим фотографируемого человека минимум в полутора метрах от фона.

Большая часть фотографических портретов представляет собой крупные или средние планы, на которых изображается только голова человека или он входит в кадр по грудь или по пояс. Могут существовать, конечно, и поколенные портреты и портреты человека, снятого во весь рост, но в описываемой павильонной съемке наиболее распространенными остаются головные, погрудные и поясные портреты.

При съемке всех этих разновидностей портрета человек может не стоять, а сидеть перед аппаратом. Съемка сидящего (а не стоящего) человека имеет те преимущества, что его положение, поворот корпуса и головы, поза, жест являются более стабильными и могут уточняться по изображению на матовом стекле фотоаппарата. Человека, которого нам предстоит снимать, следует посадить на стул без спинки, типа табурета, если, конечно, сам стул, кресло и пр. по замыслу фотографа не входят в композицию снимка.

Компоновка кадра при портретной съемке

Компоновка кадра при портретной съемке

Это необходимо потому, что часто снимок портят случайно попадающие в кадр части спинки стула, неожиданно появляющиеся из-за плеча и нарушающие гармонию линейного рисунка портрета.

В окончательном виде рабочее место для портретной съемки имеет вид, показанный на рисунке выше.