×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Если при съемке павильонного портрета часть работы по компоновке кадра переносится на самый объект, в предметное пространство, если фотограф, добиваясь определенного изобразительного решения своей картины, имеет возможность найти задуманную структурную линию композиции с помощью заданных фотографируемому человеку и специально найденных позы и жеста, то при съемке пейзажа такая методика совершенно исключена. Речь может здесь идти только об умелом и активном использовании изобразительных средств фотографии, никакого вмешательства в пространственную композицию объекта съемки в этом случае представить себе нельзя. Не будет же фотограф в композиционных целях пересаживать на новые места деревья и кусты!

Таким образом, единственным методом нахождения задуманного изобразительного решения пейзажа является метод внимательного наблюдения и вдумчивого отбора материала.

Пейзажная съемка — и очень легкий и вместе с тем очень трудный вид Фотографии. Это противоречие легко объяснимо: на натуре чаще всего имеется

достаточный уровень освещенности, позволяющий получить правильно экспонированный негатив, и потому сделать элементарный пейзажный снимок технически не трудно. Достаточно навести на резкость, установить диафграму и произвести съемку с рассчитанной выдержкой, как фотограф получает фотоснимки, на которых достаточно ясно воспроизводится все, что попало в поле зрения объектива,— деревья, кусты, река, дорога и пр.

Однако пейзажные снимки, подобные фото 18, часто разочаровывают и автора и зрителя, обманывают их ожидания, так как ни в какой степени не передают очарования и настроения пейзажа, остановившего внимание фотографа. Вот здесь-то и становятся ясными трудности пейзажной съемки. Оказывается, недостаточно просто зафиксировать на снимке дерево как таковое, дорожку как таковую и прочее, чтобы получить выразительный пейзажный снимок. Более того, часто подобное протокольно точное воспроизведение натуры на снимке делает его сухим, загруженным мелкими подробностями, лишает изображение художественной выразительности.

Происходит это, во-первых, потому, что такой снимок передает только то, что непосредственно видит человек, но не вызывает тех ощущений, которые возникают у человека при созерцании живой натуры. На подобных снимках нет ни ветра, ни плывущих по небу облаков, ни теплоты и яркости солнечного света или пронизывающей сырости осени. Не блестит на них роса, не сверкает на солнце снег, не тонут в воздушной дымке дали. Таким образом, фотографическое изображение пейзажа не вызывает у человека тех переживаний и настроений, которые вызывались самим пейзажем в жизни.

Во-вторых, как уже говорилось раньше, снимок необходимо строить с учетом известных композиционных закономерностей, которые делают изображение четким и выразительным, легко воспринимаемым зрителем и хорошо раскрывающим основную мысль автора. Примитивные натурные снимки, как правило, не имеют в своей основе никакого композиционного принципа и являются скорее результатом работы объектива и фотоаппарата, чем стоящего за аппаратом человека, художника. Отсюда возникает механическое копирование объекта, а не осмысленное и художественное его изображение.

В-третьих, на фото 26 и в подобных ему плохо передана такая важная характеристика пейзажа, как глубина его пространства. Снимок не имеет никаких признаков, по которым мы могли бы судить о пространстве, об отдаленности тех или иных предметов, и потому выглядит плоским. На фото 18 не выражен объем, и рельеф поверхности здесь теряется, исчезает. Снег и вода совершенно безжизненны, не имеют свойственных им в действительности структуры и блеска. Небо потеряло привычную для нас тональность, выглядит плоской белой поверхностью, лишено того тона и глубины, которые чаруют нас в жизни.

Чем же порождены эти серьезные недостатки снимков и что практически следует сделать, чтобы изобразить на фотоснимке пейзаж таким, каким мы его видим и воспринимаем в жизни?

Решение вопроса зависит прежде всего от внимательного наблюдения и правильного анализа того, что предстоит снимать фотографу, от вдумчивых творческих поисков. Успешное решение вопроса зависит также от умения оценить выбранный объект с точки зрения его воспроизведения фотографическим путем и, конечно, от умения активно использовать изобразительно выразительные средства фотографии.

Итак, необходимо тщательно отобрать материал, который составит будущую фотографическую картину. Одна из ошибок, допущенных при съемке фото 18,— отсутствие этого продуманного и мотивированного отбора. Посмотрите, разве в этом кадре необходимо пустое незаполненное пространство слева, такое множество деревьев в глубине? Они не только не необходимы, но и просто не нужны.

Как видите, смысловой отбор элементов изображения неразрывно связан с композиционным решением картины, и потому, после того как автор остановился на теме «Весна» и нашел для выражения этой темы определенный натурный материал (опушка леса), ему следовало подумать о построении картины, о ее композиции.

Очевидно, для раскрытия данной темы в данных конкретных условиях необходимы взятые в кадр два главных элемента — тающий снег, выражающий тему весны, и деревья, изображающие место действия — опушку леса. Но одного этого еще мало. Необходимо установить: а как же должен быть расположен в кадре отобранный материал, чтобы картина весны стала особенно выразительной на снимке?

Попытаемся проследить течение мысли фотографа при отборе материала и съемке фото 18. По-видимому, он рассуждал так: «Вот проталины на снегу, они хорошо передадут на снимке весну». При этом фотограф сосредоточивает все свое внимание на этих проталинах. Затем фотограф переносит свое внимание на лес, находящийся в некотором отдалении. Он так заманчиво синеет в глубине! «Вот что дополнит мою картину весны»,— наверное, подумал фотограф.

Очевидно, на этом рассуждения фотографа и окончились, и он, правильно отобрав материал, решив одну сторону вопроса, не задумался о второй, важнейшей его стороне — о расположении отобранного материала в кадре, о композиции своей будущей картины. Автор снимка увидел каждый из составляющих его элементов в отдельности, но не оценил общей картины и композиционной взаимосвязи частей, их объединения в одно целое. И в этом одна из причин неудачного изобразительного решения анализируемого снимка.

Дальше. Необходимо оценить отобранный материал с точки зрения возможности его воспроизведения фотографическим путем. Ведь фотопленка или фотопластинка «видит» объект съемки несколько иначе, чем фотограф. Когда в нашем примере фотограф рассматривал снежную поверхность, занимающую большую часть кадра, он видел ее рельеф и фактуру вполне отчетливо, несмотря на то, что условия освещения (рассеянный свет пасмурного дня) мало способствуют выражению рельефа и фактуры. На снимке же эта поверхность становится совершенно безжизненной.

Восприятию объемов и пространств в жизни помогает то, что человек рассматривая интересующий его предмет, имеет возможность передвигаться в пространстве и в случае необходимости, для уяснения смысла формы, фактуры или цвета предмета, может переменить точку зрения, отойти дальше или подойти ближе, повернуть голову направо и налево, встать во весь рост или наклониться ниже. Эта возможность обзора, естественно, отсутствует при рассматривании снимка, фиксирующего объект с одной определенной точки видения. Тем более точно должна быть найдена такая точка, с которой и пространства, и рельеф, и фактуры основных поверхностей будут переданы на снимке наиболее убедительно.

Всего сказанного выше не учел фотограф при съемке фото 18, не перевел своих зрительных впечатлений на язык фотоснимка, а потому, несомненно, и был разочарован полученным изобразительным результатом.

В восприятии объемов и пространств в жизни человеку помогает и то обстоятельство, что зрение его бинокулярно, что видит он объект наблюдения одновременно двумя глазами, как бы с двух несколько различающихся между собой точек зрения. Это дает эффект стереоскопичности, отсутствующий в фотоснимке, сделанном одним объективом, с одной точки зрения. И нужны дополнительные средства для убедительной передачи объемов и пространств на снимке. Одним из таких средств, как говорилось выше, в фотографии является свет. В практике фотографии хорошо известно, например, что снежный пейзаж получает свое правильное фотографическое отображение чаще всего при солнечном освещении, подчеркивающем и выражающем его основные особенности. И если бы при съемке фото 18 фотограф задумался над этим различием восприятия пейзажа в действительности и на снимке, то вряд ли он стал бы снимать снег при мягком рассеянном освещении, не помогающем его жизненно правдивому и впечатляющему изображению на фотографии.