×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

 

Фотоаппарат, как правило, сопровождает фотографа-любителя во всех его поездках, в туристических походах или просто в воскресных загородных прогулках. И очень распространенным видом любительских снимков, которые обычно привозятся из такой поездки, являются групповые снимки людей — спутников фотолюбителя в его путешествии или прогулке.

Как возникает мысль о такого рода снимке и как строятся такие фотографии? Часто внимание фотографа привлекает какой-нибудь интересный объект — памятник, своеобразный уголок природы, например причудливой формы скалы, зафиксированные на фото 117. Необычные скалы хочется сфотографировать «на память», да еще и так, чтобы было ясно, что сам фотограф и его друзья побывали возле этих скал. И вот группа экскурсантов рассаживается в кадре на первом плане, а позади группы, вдалеке, видна и сама заинтересовавшая фотографа скала.

Фотограф старается разместить группу так, чтобы каждый из снимающихся был хорошо виден на снимке, чтобы никто никого не загораживал, а большинство снимающихся при этом откровенно смотрит прямо в объектив фотоаппарата. И вот получен снимок, вполне профессиональный по технике выполнения, на котором и экскурсанты и феномен природы — необычные по форме скалы — видны очень ясно.

Однако такая фотография никак не может удовлетворить взыскательного зрителя. Она статична, лишена живости, движения, непосредственности действия. И самое главное, здесь совершенно очевидна искусственность построения снимка, выражающаяся, прежде всего в специальном размещении людей в кадре, сделанном в целях фотосъемки.

Каждому рассматривающему такой фотоснимок совершенно ясно, что все снимающиеся приняли специальные, особые и часто нарочитые позы и замерли по сигналу фотографа: «Спокойно, снимаю»!

Группа специально организованная в целях фотосъемки

Фото 117. Группа специально организованная в целях фотосъемки

Такие снимки могут существовать и существуют как обычные бытовые фотографии, но никакой художественной ценности они не имеют, как не имеют и большой силы воздействия на зрителя и зрителем не запоминаются. Эти снимки имеют узколичный интерес, могут быть интересны только узкому кругу друзей и знакомых и годны лишь для семейного альбома. Вряд ли такой снимок может быть использован, например, для публикации в фотографическом журнале и совсем уже непригоден для экспонирования на фотовыставке.Следовательно, зрителю хорошо известно, что фотограф специально инсценировал эту сцену для проведения фотосъемки. И это резко снижает ценность фотоснимка и силу его воздействия на зрителя, а главные и самые сильные специфические особенности фотографического способа изобразительности — правдивость и документальность — здесь никак не используются.

Рассмотрим теперь фото 118. Здесь как будто бы сохранены элементы действия, движения: люди как бы и во время съемки продолжают заниматься своим делом. Однако здесь явно чувствуется какая-то искусственность, тем более опасная, что это уже не откровенное позирование, но инсценировка, фальсифицирующая подлинное действие. Что это не подлинное действие, а инсценировка, мы видим по лишенным естественности напряженным позам людей, по тому, что все они обращены в сторону аппарата, по тому, как они размещены в кадре. Все это обнаруживает специальную организацию действия в целях фотосъемки, и раз это становится ясно зрителю, он перестает верить такому «фотодокументу», видит на фотографии лишь поставленную сцену, а не подсмотренный фотографом и запечатленный на снимке жизненный факт. Следовательно, ни документальной, ни художественной ценности такой снимок не имеет.

Инсценированное действие

Фото 118. Инсценированное действие

Сравните этот снимок с фото 119. Здесь фотограф работает совершенно иначе. Он ничего специально не организует, но внимательно наблюдает за происходящим действием и старается зафиксировать наиболее интересный момент. Это ему удается вполне. Посмотрите на этот отличный репортажный снимок: как разнообразны, динамичны и естественны позы людей, как оживлены их лица! Такие позы, конечно, невозможно специально установить при фотосъемке, они рождаются в жизни как естественная реакция человека на происходящие события, и действия, перенесенные на снимок, делают его живым и непосредственным.

Фото 120 сделано на мотоциклетном кроссе. В ходе этого увлекательного спортивного соревнования, всегда привлекающего массу зрителей, бывает много интересных и острых моментов, и один из них удалось запечатлеть на нашем снимке. Обратите внимание на динамику снимка, она является важнейшим элементом в такого рода фотографиях, и достигается она здесь применением «съемки с проводкой», которая описывалась в шестой главе.

Динамике фото 120 способствует еще и очень правильно выбранный момент съемки: на одной из неровностей дороги мотоцикл подскочил и буквально взлетел на воздух. В это мгновение фотограф нажимает спуск затвора фотоаппарата и получает в результате редкий по пойманной фазе движения кадр.

Движение в этом снимке подчеркивается и таким хорошо известным в практике фотографии приемом, как оставление свободного пространства по направлению развивающегося в кадре движения.

Обратите внимание на позы и лица мотоциклистов в фото 51. Никакая инсценировка или специально придуманная поза не может заменить собой живого и непосредственного изображения того, что и на самом деле происходило на трассе. Один из мотоциклистов напрягает все свои усилия, чтобы помочь водителю сохранить равновесие машины на вираже. Так и фиксирует сцену фотограф. Это, конечно, частный пример, но подобное естественное и непринужденное поведение людей в кадре свойственно любому подлинно репортажному снимку, что и делает репортажные снимки такими живыми и действенными.

Посмотрите на живость и выразительность репортажных фото 121, 122 и жанровых картинок на фото 123 и 124, также снятых репортажно, без всякой «организации». Никакая даже самая «тонкая» инсценировка никогда не даст подобных убедительных фотокадров.

Если мы посмотрим на композиционное построение и световое решение приведенных выше репортажных снимков, то увидим, что в каждом из них есть свой изобразительный замысел, все они построены очень четко и несут в себе черты подлинной художественности.

Рассмотрим, прежде всего, фото 90. Его композиция на первый взгляд может показаться несколько случайной: границы кадра проходят так, что обрезают фигуры людей, весь кадр загружен, его целиком заполняет толпа.

М. Ардабьевский (студент ВГИК). На высокой скорости

Фото 120. М. Ардабьевский (студент ВГИК). На высокой скорости

В групповом павильонном портрете такой композиционный прием, возможно, был бы и недопустим. Но ведь там, у фотографа есть и другие возможности, и изобразительные средства для получения необходимых акцентов. Он мог бы оставить затемненными второстепенные фигуры, более ярко осветив главное действующее лицо, он мог бы разместить их в пространстве в соответствии со своими изобразительными замыслами и пр. В фоторепортаже этих возможностей нет, и автор находит иной способ создания смыслового и изобразительного акцента и получает живое, динамичное фотоизображение, отличный художественный репортажный снимок.Но такая композиция здесь — отнюдь не случайность. Выделяя рамкой кадра лишь небольшое пространство, фотограф концентрирует внимание зрителя на самом главном — на руках, протянутых людьми друг к другу. И поскольку в этих условиях съемки он не может использовать свет или тон для создания необходимого акцента на этом сюжетно важном элементе, он обрезает рамкой кадра фигуры, находящиеся у краев кадра. Тем самым фотограф как бы говорит зрителям: «Вот главное в кадре, именно это я и хочу вам показать, остальное здесь менее важно, играет подсобную роль. Я обрезаю фигуры людей рамкой кадра, чтобы они не отвлекали вашего внимания от главного».

Не менее интересен по композиции и снимок 119. Вертикальный формат кадра включает в рамку небольшую группу, отлично компонующуюся на картинной плоскости. Съемка ведется с нижней точки, и фигуры девушек проецируются на фон неба. Этот прием сообщает изображению приподнятость, значительность. Взгляды девушек направлены вниз, к стоящей здесь девчурке, которая преподносит им драгоценный подарок — белого голубя. Снимок очень интересен по свету: высоко стоящее солнце отбрасывает длинные тени, и они придают картине особую живописность.

В. Сац. Драгоценный подарок

Фото 119. В. Сац. Драгоценный подарок

В. Катаев. Чилийская делегация на фестивале

Фото 121. В. Катаев. Чилийская делегация на фестивале

Т. Потемкин. Юность

Фото 122. Т. Потемкин. Юность

Б. Апличук. Туристы

Фото 123. Б. Апличук. Туристы

Четкость изобразительного построения в фото 120 объясняется тем, что автор добился необходимого акцента на главном объекте и сумел нивелировать все второстепенные элементы: резкие по оптическому рисунку мотоциклисты ясно выделяются на смазанном, почти лишенном деталей фоне. Кроме того, главный объект изображения вынесен на передний план и благодаря этому останавливает на себе внимание зрителя. Нижняя точка, с которой сделан снимок, хорошо подчеркивает высоту «прыжка» мотоцикла.

Снимок 121 сделан при задне-боковом направлении света, в результате чего главная группа очерчивается яркими световыми контурами, отделяющими ее от фона. Фон уводится в нерезкость, отчего становится менее пестрым. Главная группа помещена на переднем плане и изображается в более крупном масштабе, чем все другие фигуры в кадре. Так автор снимка использует изобразительные средства фотографии и достигает точности и законченности композиционного решения.

Отличительной чертой фото 122 является его лаконичность. По существу, в кадре мы видим лишь одну фигуру — девушку, возвышающуюся над толпой, но по многим деталям догадываемся, что вокруг масса народа, что улица забита машинами.

Так же лаконичен и выразителен и снимок 124: смешной малыш воюет с упрямой калиткой. Всего два этих элемента мы и видим в кадре — все остальное образует лишь спокойный фон.

Итак, сделаем необходимые выводы.

Установим,что фото 90, 119, 120, 121, 122,123и 124являются подлинно репортажными снимками. Что же в каком случае следует считать главной отличительной чертой фоторепортажа? Ответ на поставленный вопрос совершенно ясен: в репортажных снимках полностью отсутствует и принципиально недопустима какая бы то ни было инсценировка действия, какое бы то ни было «организационное вмешательство» фотографа в протекающее событие. Фотограф-репортер, если есть возможность, предварительно изучает материал, внимательно наблюдает за ходом события или действия, метким глазом художника, хорошо знающего материал и законы своего изобразительного творчества, оценивает весь процесс в целом, выбирает наиболее яркие и впечатляющие моменты, характерные для этого процесса, которые и фиксирует на снимках.

Только такой вдумчивый отбор материала и умение во время съемки определить наиболее характерный момент развития действия, а не специальные инсценировки, «постановки» и организация действия в кадре позволяют передать на снимке правду жизни, сделать его убедительным и впечатляющим фотодокументом, которому зритель может и должен безоговорочно верить. Значит, в репортажном снимке может быть только то, что действительно происходило в жизни и взято фотографом в поле зрения объектива.

В. Василевский. Упрямая калитка

Фото 124. В. Василевский. Упрямая калитка

Приобретают крайне важное значение умение быстро и оперативно выбрать такую точку съемки, с которой данный сюжет раскрывается наиболее полно и выразительно, правильное распределение отдельных элементов композиции в рамке кадра и их взаимосвязь, умелое использование ракурсов и разнообразных световых решений, создание необходимых смысловых и зрительных акцентов и т. д. Ибо репортажный снимок должен быть не только правдивым по существу, но еще и четким и выразительным по форме, ярким и запоминающимся фотодокументом-картиной.Далее. Как и все другие виды фотографических кадров, репортажный снимок строится по определенным законам композиции. Полное исключение организации объекта съемки в пространстве отнюдь не означает, что перестают иметь значение установленные нами ранее композиционные закономерности. Наоборот, поскольку в репортаже недопустима такая работа с объектом съемки, как, например, в павильонном портрете, поскольку нельзя обратиться к снимаемому человеку и просить его изменить позу или сделать какой-то специальный жест, особая и значительно большая нагрузка падает именно на композиционные приемы построения снимка, свойственные только фотографическому творчеству.

Композиция репортажного снимка имеет свои особенности. Она строится более свободно, чем, например, композиция павильонного портрета или натюрморта. Часто предметы или даже фигуры людей, находящиеся у края кадра, срезаются его рамкой, отчего и вся композиция теряет замкнутость. И это имеет свои обоснования в репортаже: создается впечатление, что действие развертывается более широко, чем это может охватить кадр, что оно продолжается и за его пределами, а фотограф выхватывает лишь самую важную часть общего события и показывает ее зрителю, обращая его внимание на самое главное.

Такая свободная разомкнутая композиция сообщает снимку особую непосредственность, присутствия и деятельности фотографа зритель совершенно не замечает, а все творческие приемы и примененные изобразительно-выразительные и технические средства фотографии как бы скрываются за кажущейся случайностью композиционного построения. В фоторепортаже эти черты композиции крайне важны, так как в том случае, когда композиционный прием слишком очевиден, обнажается работа фотографа как таковая, а простота и безыскусственность рассказа теряются.

Особенно важно для репортажного снимка сохранение динамики и живости действия в единичном и снятом мгновенно кадре, достижение динамичности изображения. Для решения этой задачи в фотографии существует Ряд возможностей и творческих приемов, типа съемки с проводкой, о которой рассказывалось выше, и др.

Именно эти черты репортажного снимка заставляют зрителя с увлечением переживать изображенное событие, как бы переносят его к месту действия, делают участником происходящего.

Следует также отметить особые трудности репортажной съемки, в результате которых получить выразительный и эмоционально впечатляющий снимок удается далеко не всегда. Трудности эти заключаются в том, что фотограф-репортер может только выбирать каждый из элементов своей будущей картины и ничего специально не строить в предметном пространстве. А часто выбор этот бывает весьма ограничен. Если, например, событие — приезд делегации, открытие летнего пионерского лагеря, физкультурный парад и прочее — происходит в пасмурный день, то при всем понимании фотографом значения условий освещения для выразительности снимка он мало что может сделать в направлении активного светового построения снимка. И это — одна из причин отсутствия острой и выразительной изобразительной формы у части репортажных снимков. Событие должно быть запечатлено, снимок рождается и публикуется в журнале и газете, хотя он, может быть, и имеет композиционные или световые недостатки.

Второе, что осложняет творчество фоторепортера,— это необходимость работать в жестком режиме времени. Событие развивается, его нельзя ни остановить, ни задержать, можно только следовать за ним и очень быстро, очень оперативно отбирать необходимый материал и фиксировать его по ходу действия, активно используя изобразительно-выразительные и технические средства фотографии для получения четких, композиционно завершенных кадров. Такая работа требует, конечно, высшей квалификации фотографа.

Итак, очевидны и возможности фотографа-репортера и трудности, с которыми он встречается в процессе своего творчества. Трудности эти до некоторой степени объясняют нам, почему в целом ряде случаев репортажные снимки хотя и регистрируют интереснейшее событие, но выразительными картинами все же не становятся. Но здесь же следует сказать, что если фотографу удалось преодолеть стоящие перед ним сложности репортажной съемки, если значительную тему удалось выразить в яркой и законченной форме, как это, например, имеет место в разобранных выше работах, то нет снимка, равного репортажному по силе его воздействия на зрителя. Ибо именно в репортаже фотография выступает во всей силе ее собственных возможностей.

И будет правильным сказать, что репортаж есть главная область применения фотографии и центральная линия ее развития. Конечно, наряду с этой линией существуют и многие другие, занимающие свое место в практической деятельности фотографа.

С чего же следует начинать работу в фоторепортаже? Хорошие навыки в репортажной съемке дает фотографирование различных видов спорта, особенно тренировочных спортивных занятий, где каждое упражнение повторяется многократно и где, следовательно, есть полная возможность для внимательного изучения материала.

В учебных целях полезно проделать следующую работу. Предположим, что мы решили снимать такой вид спорта, как барьерный бег. Придя на стадион, понаблюдаем, прежде всего, за спортсменами, посмотрим, как они стартуют, как движутся на дистанции, какие фазы движения проходят в беге, в прыжке, во время преодоления препятствий. Вероятно, поначалу и при недостаточном опыте в репортажной съемке нам трудно будет решить, какой же именно момент развивающегося движения следует зафиксировать и показать на снимке. Ведь этот момент должен быть выбран так, чтобы по одному мгновенно сделанному снимку зритель мог судить о характере данного вида спорта в целом.

Сделаем в таком случае ряд снимков по ходу действия, зафиксируем на пленке стартующих спортсменов, их бег, момент атаки барьера, момент нахождения спортсмена над барьером и т. д. (Съемка ведется малоформатным пленочным фотоаппаратом типа «Зоркий», «Киев» и пр.) Полученную серию снимков проанализируем с точки зрения правильности и выразительности показа данного вида спорта. Мы увидим, что в некоторых кадрах момент спуска затвора пришелся на непоказательный, случайный момент движения, отчего снимок теряет свою динамичность, быстрота бега спортсмена не передается, исчезает и красота его движения.

Но среди всех снимков, мы, конечно, найдем и такие, где стоящая задача будет решена правильно. Отберем эти снимки. Скорее всего, среди них окажется такой кадр, где спортсмены в быстром рывке преодолевают барьер, проходя над ним. Это — один из самых характерных моментов для данного вида спорта.

Теперь посмотрим, достаточно ли четко выделен в кадре главный объект изображения, хорошо ли он рисуется на фоне. Если съемка велась со стороны поля стадиона, то спортсмены проецируются на трибуны — фон довольно пестрый, особенно если трибуны заполнены людьми. На этом фоне фигуры спортсменов различаются недостаточно четко, такой фон слишком активен и отвлекает внимание зрителя от главного объекта изображения.

Повторим съемку. Поскольку нужная фаза движения нами найдена по первой серии снимков, будем фиксировать только моменты нахождения бегунов над барьером, но сделаем эту серию снимков с различных точек так, чтобы каждый раз фигуры спортсменов проецировались на другой фон. Фон трибун нас не удовлетворил по изобразительному результату. Сделаем снимок со встречного направления; снимем бегунов также с верхней точки, с тем, чтобы они проецировались на гладкую поверхность земли; обязательно используем и нижнюю точку съемки. Посмотрим также, на какой фон проецируются спортсмены на протяжении всей дистанции, и выберем наиболее подходящие для съемки участки этого фона. Сравним теперь между собой полученные снимки. Можно заранее сказать, что неплохой результат даст съемка с нижней точки. В таком снимке фигуры спортсменов проецируются на фон неба, что подчеркивает высоту прыжка и, следовательно, делает изображение особенно динамичным. Кроме того, самый фон неба лишен ненужной здесь пестроты и перегрузки деталями, а потому на нем хорошо вырисовываются фигуры бегущих. Конечно, в этом случае обязательно применение светофильтра, необходима проработка рисунка облаков или хотя бы тональности неба.

Съемка движущегося объекта с различных направлений

Съемка движущегося объекта с различных направлений

Однако при этой точке все линии в кадре идут горизонтально, параллельно рамке кадра, и, следовательно, в снимке создается устойчивое равновесие, что не способствует динамичности изображения.Проведем еще и следующий эксперимент. Сфотографируем наших спортсменов в установленной первой съемкой фазе движения с различных направлений: выберем направление съемки прямо навстречу движению (рис. 148, положение аппарата 1), под некоторым углом (положение 2) и перпендикулярно беговой дорожке (положение 3). Полученные кадры покажут нам, что соотношение направлений движения и съемки по-разному влияет на степень динамичности изображения. Так, снимок, сделанный с точки 1, чаще всего получается статичным из-за невозможности выразительно показать с этой точки положение спортсмена в пространстве и его устремленность вперед. При малом расстоянии между точкой съемки и объектом линейный рисунок фигуры передается с этой точки часто с перспективными сокращениями, что может привести даже к недопустимым искажениям. Точка 3 дает неплохой результат; здесь при правильном выборе фона и положения фигуры происходящее в кадре движение передается достаточно убедительно.

Наиболее удачной в большинстве случаев оказывается точка 2 или другие варианты боковых точек, дающие диагональную композицию кадра. При диагональной композиции кадра все линии устремляются к общей точке схода, идут наклонно и вся композиция приобретает четко выраженную направленность. Если это линейное направление совпадает с направлением движения, происходящего в кадре, то общая динамичность изображения возрастает.

На спортивных же сюжетах следует потренироваться в съемке с проводкой, попытаться получить резкое изображение объекта на смазанном фоне.

Навыки, полученные в результате съемок спортивных сюжетов, дают возможность хорошо ориентироваться и в более сложных видах фоторепортажа, самым серьезным и ответственным из которых является съемка неповторимых и быстро протекающих событий.

Если для съемки портрета был необходим фотоаппарат с размером кадра 9 x 12 см, штатив и другое стационарное оборудование, если съемка архитектуры требовала по возможности применения специального фотоаппарата с подвижной объективной доской, то условия работы в фоторепортаже также определяют характер аппаратуры, применяемой здесь. Совершенно ясно, что это должна быть легкая и удобная в обращении фотокамера с емкой кассетой, свободно перезаряжаемая на свету, дающая возможность быстро сменить объектив и т. д.

Такими фотоаппаратами, вполне пригодными и для любительской и для профессиональной работы, являются камеры «Зоркий», «Киев» и др.

Поскольку интереснейшее событие, которое необходимо зафиксировать на снимках, может протекать и в крайне неблагоприятных условиях освещения, фотографу-репортеру крайне необходим легкий и подвижный, удобный в обращении осветительный прибор, дающий достаточные для целей фотосъемки освещенности. Таким прибором является электронно-импульсная лампа, устанавливаемая чаще всего непосредственно на фотоаппарате и связанная синхронизирующим устройством с его затвором. В момент спуска затвора лампа дает яркую вспышку, создаваемые ею на объекте освещенности достигают очень высоких значений и позволяют вести съемку с моментальными выдержками.

Но вместе с тем фотографы-любители и профессионалы правильно отмечают серьезные недостатки фотоснимков, полученных при свете электронно-импульсной лампы, установленной на фотоаппарате. Она дает передний свет, равномерно заливающий весь объект. Такое освещение лишает снимок выразительного светового рисунка и необходимых световых акцентов на главном объекте изображения.

Это правильные претензии к характеру освещения, даваемого электронно-импульсной лампой. Но, несмотря на это, в фоторепортаже она необходима. Подумайте о том, сколько событий оказалось бы вовсе не зарегистрированными, если бы не возможности, даваемые этой лампой! Зная это, мы предъявляем к репортажному снимку совсем иные требования, чем, скажем, к павильонному портрету. И если репортажный снимок, посвященный важному событию, четко построен по композиции и менее выразителен по свету, мы, понимая, при каких условиях освещения он выполнялся, оцениваем творчество фотографа соответственно имевшимся у него возможностям.

Маловыразительный световой рисунок необходимо компенсировать другими изобразительными приемами: острой композицией, применением продуманных ракурсов, вынесением главного объекта изображения на передний план, соответствующим кадрированием снимка, исключающим из поля зрения объектива весь второстепенный материал, и т. п. Используя эти фотографические возможности, репортер добивается необходимых для четкого выражения темы смысловых и изобразительных акцентов.

Поскольку фоторепортаж часто связан с воспроизведением действия, движения, перемещения людей в пространстве, вовремя съемки нужны короткие выдержки порядка 1/100 сек. и менее. Но при съемке сюжетов с особо быстрым движением не всегда желательны выдержки еще более короткие — 1/500, 1/1000 сек. и т. п. Выше рассказывалось о том, что движение, снятое так мгновенно, часто и вовсе исчезает на снимке.

Таковы основные требования, предъявляемые к репортажному снимку, и главные элементы его изобразительного и технического построения.