×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Не всегда, однако, в распоряжении фотографа имеются четыре осветительных прибора, портретная съемка может вестись и при меньшем их количестве. Не всегда есть возможность организовать специальное, пусть и не сложное по оборудованию рабочее место: портретная съемка может вестись и просто в существующем интерьере и на натуре.

Разберем несколько случаев такой портретной съемки.

Например, как построить освещение портрета при наличии трех осветительных приборов? Здесь может возникнуть несколько вариантов световых схем.

Первая из этих схем основывается на использовании направленного света, поскольку направленный свет выразительно очерчивает пластическую форму лица и потому очень важен в портрете. Итак, сохраним за самым мощным из имеющихся у нас приборов функции прибора направленного света (источник света 1 на рис. 140). Очевидно, этот прибор осветит только отдельные участки лица, в то время как на других участках образуются густые тени, требующие обязательной подсветки, так как иначе изображение приобретает высокий и недопустимый в портрете контраст. Таким образом, придется использовать второй прибор, который будет выполнять назначение прибора общего рассеянного света. Устанавливается он обычно рядом с аппаратом (источник света 2 на рис. 140).

Схема света к фото 95

Рис. 140. Схема света к фото 95

Из имеющихся у нас трех осветительных приборов теперь свободным остался только один. В данном случае проще всего отказаться от контрового света и использовать этот прибор для подсветки фона (источник света 3 на рис. 140), поскольку тональное единство главного объекта изображения и фона необходимо, а контровой свет далеко не всегда обязателен.

Так возникает один из возможных вариантов схемы освещения при трех осветительных приборах. Как показывает фото 95, такая схема освещения дает возможность получить достаточно интересный изобразительный результат.

Но представим себе, что нам предстоит снимать человека с очень характерным профилем, линию которого хочется четко обрисовать на снимке. Здесь может понадобиться контровой свет. Тогда откажемся от света направленного и построим весь световой рисунок на контровом или задне-боковом направлении основного потока света (рис. 141) Поскольку при контровом свете остаются совершенно неосвещенными поверхности, обращенные к объективу, общий рассеянный свет и здесь будет совершенно необходим. Второй осветительный прибор будет выполнять эти функции и должен быть направлен на снимаемого человека со стороны фотоаппарата. Третьим из имеющихся приборов освещается фон.

Возможны, конечно, и другие варианты расстановки трех источников света.

В обоих описанных выше случаях объект съемки освещается двумя источниками, третий предназначается для освещения фона.

Следовательно, при наличии только двух источников можно сохранить светотеневой или контровой рисунок света на лице, использовав для этого оба имеющихся осветительных прибора и отказавшись от специальной световой отработки фона.

Вместе с тем фон по-прежнему остается важным элементом картины я обязательно должен быть увязан по тону с общей тональностью снимка. И поскольку в данном случае мы отказались от «разрисовки» фона светом, то следует подумать о подборе его по тональности или линейному рисунку, а возможно, и о включении в портретную композицию драпировки, предметов обстановки и пр., лишающих фон скучного однообразия.

В. Калашников (студент ВГИК). Портрет

Фото 95. В. Калашников (студент ВГИК). Портрет

Можно также решить портрет как крупный план и оставить в кадре лишь самые минимальные свободные пространства, т. е., по существу, исключить фон из общей композиции.

Еще раз напомним, что в какой бы манере ни решался фон, он всегда остается второстепенным элементом композиции, не может приобретать самостоятельного значения, не должен отвлекать внимания зрителя от главного в кадре. Решению этой задачи помогают мягкие, не контрастные тона фона, потеря оптической резкости на фоновых элементах и т. д.

Разберем еще одну схему освещения с использованием двух источников. Поставим перед собой задачу осветить лицо всего одним источником света, оставив второй для фона. Где же следует установить этот единственный источник света?

Известно, что всякое боковое положение осветительного прибора по отношению к объекту дает на кем светотеневой рисунок. А светотень требует обязательной подсветки, т. е. включения второго осветительного прибора, которым мы сейчас не располагаем. Следовательно, от бокового положения источника света и от какой бы то ни было светотени в данном случае мы должны отказаться. Тогда остается лишь один вариант установки источника света— спереди и в непосредственной близости к фотоаппарату. Высота установки прибора также имеет здесь большое значение, поскольку подъем источника света на некоторую высоту неизбежно приводит к образованию теней в глазницах, под носом, под подбородком. И лишь в том случае, когда источник света установлен у аппарата, а по высоте — на уровне лица портретируемого или даже несколько ниже, обеспечивается мягкое и бестеневое освещение лица.

Схема света с использованием трех осветительных приборов в портретной съемке

Схема света с использованием трех осветительных приборов в портретной съемке

Схема света с использованием двух осветительных приборов при портретной съемке

Схема света с использованием двух осветительных приборов при портретной съемке

Второй из имеющихся осветительных приборов, таким образом, освобождается для освещения фона.

Надо заметить, что, как бы мы ни старались приблизить источник света к точке съемки, к фотоаппарату, между ними, естественно, всегда останется некоторое расстояние. И это часто приводит к образованию теней на противоположной от источника света стороне лица, теней пусть очень коротких и незначительных, но все же в какой-то мере разрушающих общую мягкую тональность снимка. Для смягчения этих теней может быть рекомендовано применение отражательной подсветки, поскольку свободного осветительного прибора у нас в данном случае нет. Эта подсветка отражает свет, падающий на нее от основного прибора, и направляет его на лицо фотографируемого человека.

Образование теневого контура

Образование теневого контура

Интересный изобразительный результат получается в том случае съемки с одним источником света, освещающим модель, когда этот источник света устанавливается перед фотоаппаратом, ближе к объекту съемки, чем сам фотоаппарат. Как показано на рисунке, поток света охватывает здесь модель в пределах крайних точек А и Б. Но фотоаппарат «видит» модель несколько шире, до точек В и Г, и поскольку расстояния АВ и БГ не освещены, то на модели и ее изображении возникает тонкий теневой контур, отделяющий модель от фона легкой линией, как бы начерченной карандашом. Такой «карандашный» рисунок лучше всего заметен в том случае, когда модель и фон имеют примерно одинаковую яркость.

В описанном выше случае модель освещалась одним прибором, поскольку второй предназначался для освещения фона. Следовательно, если в распоряжении фотографа имеется всего один источник освещения, указанная схема легко может быть использована при соответствующей тональной организации фона, при которой не требуется дополнительного светового рисунка на фоне.

При наличии лишь одного осветительного прибора можно получить иной световой рисунок изображения, если использовать при съемке еще и дневной свет, падающий в комнату из окна.

Разберем такой случай съемки. Снимаемый человек помещен близко к окну, и дневной свет создает на лице достаточные яркости (на фото 96 — справа от аппарата). Очевидно, этот свет является здесь основным, поэтому имеющийся у нас осветительный прибор может быть в данном случае использован лишь как вспомогательный: он работает от аппарата, заполняет мягким рассеянным светом теневые участки лица. При такой схеме на лице образуется мягкая градация тонов, хорошо прорабатывается объемная форма.

Может быть использован другой вариант съемки с дневным светом от окна и одного осветительного прибора: снимаемый человек помещается на значительном расстоянии от окна, так, что дневной свет падает на лицо со стороны аппарата и освещает его совершенно равномерно, т. е. выполняет обычные функции общего рассеянного света. Тогда имеющийся осветительный прибор может быть использован как источник направленного света для образования активного светотеневого рисунка. Образующиеся тени подсвечиваются дневным светом от окна.

Сейчас в практику фотографии широко входят электронно-импульсные лампы, устанавливаемые, на фотоаппарате и связанные синхронизирующими устройствами с затвором фотоаппарата. Эти лампы дают мощный поток света.

Импульсные лампы позволяют вести съемку в любых условиях освещения и потому чрезвычайно расширяют возможности фотографа. В таких мало освещенных интерьерах, где раньше не могло быть и речи о съемке, и в такое время суток, когда съемка без импульсной лампы крайне затруднялась, теперь могут быть получены важные фотодокументы, ионные репортажные снимки.

Б. Апличук. Портрет

Фото 96. Б. Апличук. Портрет

Схема света к фото 96

Схема света к фото 96

Схема света с использованием одного осветительного прибора

Схема света с использованием одного осветительного прибора

 

Но, расширяя возможности фотографа в части более широкого охвата действительности, электронно-импульсные лампы порой снижают художественное значение фотографической картины. Ведь чаще всего эти лампы работают прямо от аппарата и, следовательно, заливают весь объект съемки мощным потоком переднего света (исключение составляют так называемые выносные осветители.

Таким образом, получаются фотографии с бестеневым плоским изображением, и отсутствие выразительной светотени, активного светового рисунка обедняет изобразительный результат.

В таком случае можно ли использовать электронно-импульсные лампы при портретной съемке и какой результат дает их применение?

Портрет в фотографии при правильном понимании задач этого жанра является художественной картиной, где правдиво и выразительно изображается человек, где передается не только его внешний облик, но выражается и характер, дается социальная и общественная характеристика. Ясно, что только при правильном и активном использовании всех изобразительно-выразительных средств фотографии, среди которых свет занимает одно из важнейших мест, могут быть решены такие сложные задачи и получена выразительная фотографическая картина, законченный портрет в полном значении этого слова.

Как говорилось выше, электронно-импульсная лампа не дает возможностей для ювелирно точного построения светового рисунка на объекте съемки, и это ограничивает ее применение при портретной съемке. Ограничивает, но не исключает полностью, поскольку портрет как жанр фотографии, далеко не однороден и включает в себя такой раздел, как репортажный портрет. Эта разновидность портрета имеет свои особенности и, как каждый репортажный снимок, ценится прежде всего за остроту видения, типичность отобранного для съемки материала, за умение запечатлеть на снимке характерное, а часто и неповторимое событие, за меткий выбор момента съемки.

Во всяком репортажном снимке, в том числе и в портретном, требования художественной выразительности и эстетической ценности изображения тесно увязываются с требованиями правдивости и документальности фотографической картины действительности.

Репортажный портрет подчиняется всем закономерностям фоторепортажа, и, следовательно, в такого рода портретных снимках применение электронно-импульсных ламп вполне допустимо, поскольку они расширяют возможности фотографа, позволяют вести съемку с очень короткими выдержками, а следовательно, позволяют снимать человека в действии и движении.

Прекрасный эффект дают электронно-импульсные лампы при съемке портрета на натуре. Как ни велики яркости, образуемые светом этих ламп, они все же значительно ниже яркостей, образуемых прямыми солнечными лучами. Поэтому появляется возможность строить портретное освещение на двух главных его элементах — направленном солнечном свете и дополнительном свете импульсной лампы, которой подсвечиваются тени. С учетом мощной подсветки импульсной лампы может быть использовано боковое, задне-боковое или контровое солнечное освещение, активный светотеневой или контурный рисунок в портрете.

Но портретная съемка на натуре может вестись и без применения электронно-импульсных ламп. Конечно, контрасты солнечного освещения требуют непременной дополнительной подсветки теней, но подсветка эта осуществляется не обязательно источниками искусственного света. Хороший результат дает и применение простых отражателей света, о которых говорилось выше.

При работе с отражателями следует руководствоваться теми же правилами построения освещения, что и при съемке с источниками искусственного света: прежде всего выбирается направление главного потока света—солнечных лучей, определяется характер и рисунок светотени на лице. Очевидно, достигается это в результате выбора поворота портретируемого по отношению к направлению падения солнечных лучен, а также выбора направления съемки. Образовавшиеся тени насыщаются рассеянным светом, отраженным от подсветки.

Использование отражателей при съемке портрета на натуре

Использование отражателей при съемке портрета на натуре

Направление рассеянного света должно быть согласовано с направлением солнечного света, для чего отражатель 1 устанавливается слева от фотоаппарата, со стороны падения основного потока солнечного света. Возможно, что при этом возникнет слишком густая тень на объекте съемки справа, поскольку отраженный свет не достигает этих участков модели. Тогда следует применить еще один отражатель (2), установив его на более далеком расстоянии от объекта съемки для того, чтобы сохранить закономерный спад яркостей слева направо и тем выразительнее передать на снимке объемную форму модели.

Как и при работе с источниками искусственного света, необходимо следить, чтобы основной эффект не разрушался действием дополнительных осветительных приспособлений, играющих лишь вспомогательную роль, чтобы от них не возникали вторые тени или незакономерные яркие блики.

В некоторых случаях бывает возможно вести натурную портретную съемку вообще без применения специальных отражательных щитков. Это бывает тогда, когда снимаемый человек находится в непосредственной близости к сильному естественному отражателю — снежной или песчаной поверхности, стене дома, окрашенной в светлый тон, и т. п. Такие естественные отражатели отбрасывают на объект съемки достаточное количество рассеянного света, что позволяет получить удовлетворительную проработку деталей в тенях.

Возможна натурная съемка портрета и в тени, без участия направленного солнечного света. При мягком рассеянном дневном освещении получаются изображения, подобные портретному снимку 80. В тени фотографируемому человеку яркий солнечный свет не мешает смотреть: он не щурит глаз, чувствует себя свободнее. Поэтому в практике любительской фотографии съемка в тени очень распространена. Однако в тени исчезает выразительный и сочный световой рисунок, характерный для солнечного освещения, и потому работа со светом сводится здесь только к использованию его для, получения правильно экспонированного негатива. Портреты, снятые в тени, получаются технически грамотными, но часто малоинтересными в изобразительном отношении.

Очень внимательно следует относиться к выбору фона для портрета при натурных съемках. На натуре все участки объекта съемки, в том числе и фоновые, часто бывают освещены с одинаковой силой, заливаются общим потоком солнечного света. В результате фон в снимке легко становится излишне активным, рисуется во всех подробностях, а это приводит к пестроте изображения, к тому, что второстепенные элементы изображения приобретают в кадре то же значение, что и главные.

Порой снимок бывает неудачным потому, что фон слишком контрастен и пестр, так как образован он листвой деревьев, через которую просвечивает яркое небо. Эта ошибка в выборе фона является очень распространенной м практике любительской фотографии. Контрастность фона часто еще усугубляется его полной оптической резкостью, поскольку съемка на натуре требует применения малых относительных отверстий объектива. Следовательно, съемка портрета на натуре требует внимательного выбора фона, который должен быть не пестрым и не контрастным. Фоном может являться небо, стена дома, нерезкий по оптическому рисунку пейзаж и т. п.

Можно встретить еще множество вариантов портретной съемки, и разобрать их все сколько-нибудь подробно не представляется возможным. Поэтому мы ограничимся описанными случаями, предоставив фотографу возможность творческих поисков других изобразительных решений портретных снимков.