×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

В практике работы фотолюбителя чрезвычайно широко распространена натурная фотосъемка, съемка на открытом воздухе. Многие виды фотографических композиций — пейзаж, репортажные кадры, жанровые сцены и даже портрет — часто выполняются именно в этих условиях.

Как же нужно подходить к световому решению снимка, выполняемого при натурном освещении? Сохраняют ли здесь свое значение свет, как одно из сильнейших изобразительных средств фотографии, найденные основы светового построения кадра, методика работы со светом при создании задуманного светового рисунка?

Было бы неверным думать, что на натуре фотограф бессилен что-либо сделать для светового решения выбранной темы, что там он всегда целиком и полностью зависит от существующих условий освещения и может только фиксировать, протоколировать их. И на натуре фотограф имеет целый ряд возможностей творчески использовать свет для создания выразительного и впечатляющего фотоснимка, и лучшее подтверждение этому — живописные пейзажи, правдивые и убедительные репортажные снимки, вы; разительные портреты, сделанные фотографом на натуре.

Прежде всего, следует отметить, что условия натурного освещений чрезвычайно разнообразны, что они меняются с течением времени, зависят от состояния погоды, характера облачности и от многих другие факторов.

Рано утром, на восходе, солнце посылает свои первые лучи и пригревает влажную от ночной росы землю. Поднимается легкий туман, образуется так называемая воздушная дымка, ослабляющая прямой солнечный свет, смягчающая контрасты светотени. Все освещение вследствие этого приобретает мягкость, градация тонов становится тонкой.

В ясный полдень солнце начинает светить особенно ярко, тени становятся короткими и жесткими, все освещение — контрастным.

К вечеру ложатся длинные тени, облака на западе часто приобретают живописный рисунок, яркость света постепенно уменьшается.

Наступают сумерки. Небо, особенно в летнее время, и после заката долго еще остается светлым, тогда как на земле уже почти совсем темно, деревья, здания и другие предметы темными силуэтами рисуются на фоне светлого неба.

Еще не окончательно погас дневной свет, еще не ушли сумерки, а на улицах, в окнах домов, в витринах магазинов зажигаются огни, создавая Живописную световую картину раннего вечера.

Но вот стало совсем темно. Лишь отдельные световые пятна от фонарей или свет, льющийся из ярко освещенных окон, прорезают темноту ночи.

Эти разнообразные эффекты освещения меняются и со сменой времен года: жаркий летний полдень, серый осенний день, морозный солнечный денек в январе и ликующий весенний день имеют каждый свои световые характеристики и по световому рисунку резко отличаются друг от друга.

Да и в одно и то же время года, в одно и то же время дня могут встретиться самые различные эффекты освещения.

Лето. Ярко светит солнце. Но вот набежала тучка, полил короткий веселый летний дождик, его первые капли засверкали в солнечных лучах. Л тучи все сгущаются и сгущаются, становятся темнее, тяжелее и совсем закрывают солнце и весь небосвод. Все притихло, замолкло. Гроза! И еще льет дождь, еще гремит в отдалении гром, а уже посветлело у горизонта. Скоро сквозь тучи проглянет солнышко, и его лучи, кажущиеся особенно яркими после грозы, заблестят и заискрятся в лужах воды. Так, в течение короткого промежутка времени множество раз меняется световая картина.

Эти эффекты освещения должен уметь наблюдать и отбирать для светового решения своих композиций вдумчиво работающий фотограф.

Таким образом, световое решение натурного снимка определяется прежде всего выбором времени съемки.

Не все темы, конечно, и не все виды съемки позволяют свободно выбирать наиболее благоприятное с точки зрения освещения время для проведения съемки. Часто, особенно в фоторепортаже, съемку приходится вести в точно назначенное время, независимо от того, насколько выразительно в этот момент освещен объект съемки. В таких случаях фотограф, конечно, имеет весьма ограниченные возможности для светового решения снимка особенно если фотографирование производится в плохой световой обстановке.

Но в целом ряде других случаев при съемке портрета, пейзажа, архитектуры и пр. фотограф ничем не связан во времени и может свободно выбрать необходимые условия освещения. И, уж конечно, самым тщательным образом должно выбираться время съемки при выполнении учебных работ и учебных упражнений.

Но одним временем съемки еще не определяется полностью световое решение натурного снимка. Сделанные приблизительно в одно время дня, различные снимки могут иметь совершенно различный световой рисунок.

Если солнце находится позади фотоаппарата, подготовленного для фотосъемки, видимая светотень в кадре практически отсутствует. Все элементы объекта съемки в этом случае освещены одинаково ярко, а потому все предметы видны на снимке с одинаковой четкостью. Это относится буквально к каждому предмету, как расположенному вблизи от точки съемки, так и находящемуся в значительном отдалении. Такое освещение, как уже говорилось выше, мало способствует выражению объемов и пространств, не отрабатывает воздушной дымки, а потому снимок, сделанный при переднем солнечном свете, часто выглядит монотонным, плоским, скучным и неинтересным.

При боковом положении солнца по отношению к съемочному аппарату в кадре образуется четко видимая от аппарата светотень, различные участки объекта съемки освещены неодинаково, их яркости различны. При боковом освещении образуются света, собственные и падающие тени, и это чередование тонов дает хорошую лепку объемных форм, правильно передает характер солнечного освещения.

Контровое направление солнечного света дает своеобразный изобразительный результат: предметы освещаются солнцем сзади и обращены к фотоаппарату неосвещенной стороной. Поэтому в кадре преобладают собственные и падающие тени, а света занимают незначительное место. Солнечные лучи проходят сквозь воздушную дымку и рассеиваются в ней, насыщая воздух светом. Освещенная контровым светом дымка проецируется на находящиеся в глубине притемненные предметы и четко видна на их фоне.

Резкое различие светового рисунка в трех приведенных выше примерах, где съемка велась в одно и то же время дня, показывает, что световой рисунок кадра зависит не только от времени съемки, но также и от выбранного направленния съемки по отношению к направлению падения солнечных лучей.

До сих пор мы говорили о выборе времени съемки и направления съемки по отношению к направлению падения основного потока света. Но этим не исчерпываются все возможности активного использования натурного освещения для целей фотосъемки. В ряде случаев фотограф может не тальк выбирать, но и корректировать натурное освещение путем применения отражательной подсветки, затенителей, подсветки электронно-импульсным лампами. Отражательная подсветка и затенители применяются, например, при портретной съемке.

Отражатели и затенители представляют собой простые приспособления. Отражатель — это легкий фанерный щиток небольшого размера (например, 50 х50 см), окрашенный алюминиевым порошком, оклеенный фольгой или просто белой бумагой. Затенителем является марлевая сетка, тюль или другой полупрозрачный материал, натянутый на проволочный каркас. Такой затенитель, помещенный на пути солнечных лучей, ослабляет свет солнца на лице снимаемого человека.

Эти простейшие приспособления позволяют регулировать соотношение яркости светов и глубины теней в портретном снимке. Рис. 137 показывает типовую схему корректировки солнечного освещения при портретной съемке: затенитель, а ослабляет солнечные лучи, подсветка б насыщает тени отраженным светом.

Такая корректировка света при съемке портрета на натуре имеет очень большое значение, так как солнечное освещение часто дает такие контрасты (соотношение яркости светов и глубины теней), которые не всегда бывают желательны при портретной съемке.

Применение отражательной подсветки и затенителей позволяет корректировать существующее натурное освещение.

Таким образом, работа со светом на натуре сводится к выбору времени съемки (когда это возможно), выбору направления съемки по отношению к направлению падения потока света и корректировке светотени с помощью простейших приспособлений.

Очевидно, при съемке в условиях натурного освещения сохраняют свое значение не только найденные ранее основы светового построения кадра, но и методика работы со светом.

По-прежнему работа над световым решением снимка начинается с выбора характера основного потока свет а, т. е. прямого солнечного света, от которого зависит распределение светотени на объекте. Этот свет и при натурной съемке является основой светового рисунка кадра.

Густота теней на натуре и общий контраст светотени зависят от количества света, рассеянного в воздухе, в земной атмосфере и попадающего на теневые участки объекта не от прямого солнечного света, а от небосвода. Очевидно, чем больше солнечный свет будет рассеиваться в атмосфере, тем мягче будет светотень.

Корректировка натурного освещения

Рис. 137. Корректировка натурного освещения

Так, при совершенно ясном безоблачном небе рассеянного света на объекте имеется относительно немного, а светотень контрастна.

Белые кучевые облака являются своеобразными отражателями, и, если небосвод покрыт такими облаками, количество рассеянного света увеличивается, а светотень на объекте смягчается.

Как и при работе с осветительными приборами, рассеянный свет на натуре не всегда выполняет только вспомогательные функции, сводящие его значение к смягчению контрастов светотени, т. е. к уточнению светового рисунка, созданного на объекте направленным светом. В ряде случаев он становится основой светового построения снимка, образуя светотональное изображение.

Светотональный рисунок снимка получается тогда, когда ярко выраженный направленный солнечный свет на объекте отсутствует. В пасмурный день, в туман, в сумерки на объекте и снимке образуются мягкие тональные переходы, тонкая градация тонов. Как показывает фото 86, такое освещение может дать интересное тональное решение пейзажного снимка.

Как уже говорилось, направленный солнечный свет на натуре может быть использован и как контровой свет. Работа с контровым светом чрезвычайно распространена при натурных съемках.

Контровой свет очерчивает контуры фигур, хорошо отделяя фигуры от фона, создает интересный и выразительный световой рисунок кадра. Поскольку при контровом освещении предметы освещаются сзади и, следовательно, обращены к аппарату своей неосвещенной стороной, снимки, сделанные при таком свете, в ряде случаев имеют низкую, темную тональность (фото 87).

И на натуре контровой свет широко используется для выявления фактур: водные поверхности, снежный наст, лед и пр. изображаются на снимке живо и выразительно именно при контровом свете.

Большое значение имеет контровой свет для отработки на снимке воздушной дымки. Пронизанная солнечными лучами, она насыщается рассеянным светом, приобретает значительную оптическую плотность и, проецируясь на находящиеся позади нее неосвещенные стороны предметов, отлично видна и в натуре и на снимке (фото 88).

При использовании контрового освещения в портретной натурной съемке часто оказывается недостаточной подсветка лица одним рассеянным натурным светом. Контраст фотоизображения при этом становится очень высоким. И здесь на помощь фотографу приходят отражатели, о которых говорилось выше, поднимающие яркость теневых участков до необходимого уровня.

Итак, в работе со светом на натуре мы исходим из светового рисунка, созданного направленным светом, который может иметь различный характер, освещать объект съемки спереди, сбоку или сзади. От него зависит рисунок светотени и принцип светового решения фотографической композиции.

В Корнильев (студент ВГИК). Зимний пейзаж

Фото 86. В Корнильев (студент ВГИК). Зимний пейзаж

В. Степанов (студент ВГИК). Этюд освещения

Фото 87. В. Степанов (студент ВГИК). Этюд освещения

Юрченко (студент ВГИК). Березовая роща

Фото 88. Юрченко (студент ВГИК). Березовая роща

Свет, рассеянный земной атмосферой, насыщает тени, от его количества зависит контраст светотени на снимке. Эти контрасты регулируются также использованием дополнительных приспособлений (подсветки и затенители).

Таким образом, и при натурной съемке фотограф также неизбежно встречается с решением всех трех задач освещения — технической, изобразительной и композиционной — и использует свет как изобразительно-выразительное средство фотографии, помогающее получению художественной картины.