×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

В практической работе при установке осветительных приборов перед фотолюбителем неизбежно возникает ряд вопросов: как следует расставлять осветительные приборы? Какой прибор устанавливается первым? С какого направления и расстояния и насколько ярко должен каждый из них освещать снимаемый объект? Установление определенной методики в работе со светом поможет решению этих вопросов.

При дальнейшем изложении материала потребуется схематическая зарисовка расположения приборов относительно освещаемой модели (схемы света уже встречались и несколько раньше). Введем необходимые условные обозначение, помещенные на рис. 133. Условимся, что все схемы будут даваться в плане, что чертежи будут показывать взаиморасположение объекта съемки, фотоаппарата, фона и осветительных приборов с верхней точки. Условимся также, что, называя направление падения света на объект, мы смотрим на него от аппарата.

Итак, начнем работу со светом. Возьмем гипсовый бюст, на котором очень удобно изучать портретное освещение, и установим его перед аппаратом. Еще до включения осветительных приборов фотограф должен решить для себя: при каком реальном эффекте освещения будет сниматься данный кадр? Иными словами, свет какого источника будет воспроизводиться с помощью осветительных приборов? Ведь гипсовая модель могла быть установлена в комнате у окна, в саду, освещенном солнцем, вблизи от горящей настольной лампы и т.д. и т. п.

Принятые условные обозначения на схемах освещения

Рис. 133. Принятые условные обозначения на схемах освещения

Предположим, что мы остановились на таком варианте освещения: модель установлена в комнате у окна, через которое падает дневной свет. Этот основной замысел светового решения снимка определит его световой рисунок, а, следовательно, и расстановку осветительных приборов. Но ведь в данном случае фотограф совершенно свободен в выборе местоположения предполагаемого окна: оно может находиться справа и слева, спереди и сзади, выше или несколько ниже. Где же нам выгоднее поместить этот предполагаемый источник света?

Предположим для начала, что окно находится перед моделью, которая и освещается прямо от аппарата (рис. 134). Установим основной прибор на месте предполагаемого окна (положение 1-а), направим его на модель и произведем съемку. Рассмотрим фото 73 и проанализируем полученный результат. Поток света, направленный на модель от аппарата, равномерно осветил модель, и на видимой ее стороне светотень не образовалась. Тени упали назад, на ту сторону лица, которая от аппарата нам не видна. Снимок получился технически удовлетворительным, но световой рисунок его не активен, светотень не участвует в обрисовке объемной формы. Про такой снимок мы можем сказать, что по световому рисунку он неинтересен и, следовательно, положение основного прибора найдено нами пока неудачно, ибо не обеспечивает хорошего изобразительного результата.

Переместим осветительный прибор в положение 1-б (рис. 134). Как видно на фото 74, и здесь результат съемки неудачен. Поток света падает на затылок модели, оставляя в густой тени лицо. На носу образуется случайный блик. Световой акцент приходится на второстепенные детали изображения. Объемная форма лица выражена недостаточно пластично.

И только когда мы установили основной прибор в положение 1-в (рис. 134), получается вполне приемлемый результат (фото 75). На модели образовалась четкая светотень, подчеркивающая и выявляющая объемно-пластические формы фигуры. Наметилась определенная закономерность в распределении тонов: светлые тона располагаются со стороны осветительного прибора, на левой (от аппарата) стороне модели. Постепенно эти яркости затухают, переходя в темные тона справа. Зафиксируем это положение прибора, как обеспечивающее правильный результат. Так определилось местоположение основного осветительного прибора, воспроизводящего свет, проникающий в комнату через предполагаемое окно.

Поскольку первый установленный прибор будет главным и ведущим во всей работе со светом, поскольку он определяет основу эффекта освещения и раскладку светотени на объекте, постольку место его установки должно быть найдено особенно точно. Для этого включенный прибор поднимается выше и опускается несколько ниже, сдвигается немного вправо и несколько левее, при этом не теряется его основное найденное нами направление. Фотограф же внимательно следит за изменением характера светотени при уточнениях местоположения прибора. Эта работа должна длиться до тех пор, пока не будет найден такой рисунок светотени, который обеспечивает правильную передачу на снимке черт лица модели.

Следует помнить, что в ряде случаев светотень может принять случайный характер и не только не нарисует выразительно объект на снимке, но может привести и к искажению его формы.

Следовательно, основной прибор устанавливается на месте предполагаемого реального источника освещения с учетом наиболее выразительного распределения светотени на объекте. Этот основной прибор устанавливается первым, и его свет есть основа всего светового рисунка кадра.

Основной освети

Фото 73. Основной осветительный прибор направлен на модель от аппарата

Различные варианты установки осветительных приборов

Рис. 134. Различные варианты установки осветительных приборов 

Понятно, что при установке основного прибора вся остальная осветительная аппаратура должна быть выключена, и только после того, как найдено место установки и направление действия этого важнейшего осветительного прибора и определен рисунок светотени, можно приступать к установке следующего осветительного прибора.

Но если при съемке фото 75 работал бы только один основной прибор, снимок был бы слишком контрастен по световому рисунку, а детали в тенях полностью отсутствовали бы.

Подсветка теней осуществляется с помощью прибора рассеянного света, который устанавливается после того, как определено местоположение первого прибора. И если этот прибор определяет рисунок светотени и яркость светов, то от рассеянного света зависит густота теней, а от соотношения яркостей, образованных основным источником и прибором рассеянного света, зависит контраст светотени.

Значит, рассеянный свет, его сила и направление также играют существенную роль в световом решении снимка. Однако, несмотря на это значение рассеянного света, он все же играет лишь вспомогательную роль: при его включении главным по-прежнему остается свет основного прибора, так как он воспроизводит действие предполагаемого реального источника и определяет основу эффекта освещения.

Следовательно, яркости, образованные на объекте съемки рассеянным светом, всегда бывают меньшими, чем яркости от света направленного, так как тени на объекте при всех условиях должны сохранить свой характер теней.

Прибор рассеянного света, не имеющий данном случае самостоятельного значения, ничем не должен обнаруживать своего действия: при его включении не должны образовываться вторые тени или яркие световые пятна, так как это неизбежно приводит к потере четкости светового рисунка кадра, к нарушению закономерностей принятого за основу реального эффекта освещения. Следовательно, направление и сила рассеянного света должны быть точно увязаны с результатами действия основного осветительного прибора.

Неудачно выбранное направление основного цвета

Фото 74. Неудачно выбранное направление основного цвета

В. Степанов (студент ВГИК). Этюд освещения

В. Степанов (студент ВГИК). Этюд освещения

 Недостаточное количество рассеянного света на модели

Фото 76. Недостаточное количество рассеянного света на модели

Избыточное количество рассеянного света на модели

Фото 77. Избыточное количество рассеянного света на модели

 

В качестве приборов рассеянного света всегда используются приборы небольшой мощности, дающие широкий пучок света. В данном случае это будет открытый прибор (без шторок) с обычной осветительной лампой мощностью 200 вт.

Если основной источник освещает объект съемки слева, как это показано на схеме света (рис. 134) и фото 75, то рассеянный свет устанавливается несколько левее аппарата (прибор 2-а, схема света на рис. 134). Не рекомендуется помещать его при этой схеме света справа от аппарата (2-6) во избежание образования вторых теней, падающих навстречу основным, и нарушения закономерного спада яркостей на объекте слева направо.

Какой же должна быть в данном случае сила рассеянного света? Обратимся снова к воспроизводимому нами эффекту освещения. Дневной свет, проникающий в комнату через окно, не только образует относительно высокие яркости на сторонах объекта съемки, обращенных к окну, но и наполняет комнату некоторым количеством рассеянного света. И наш второй осветительный прибор должен воспроизвести эту закономерность принятого за основу эффекта освещения.

Неправильно установленное количество рассеянного света приводит нежелательным результатам: если рассеянного света недостаточно, образуется высокий контраст светотени, в результате чего на снимке получается скорее эффект ночного, чем дневного освещения (фото 76). В том случае, если рассеянного света слишком много, светотень вовсе исчезает, так как яркости светов и теней сближаются (фото 77). И только на фото 75 соотношение направленного и рассеянного света найдено правильно.

Н Степаненко (студенка ВГИК). Упражнение со светом

Фото 78. Н Степаненко (студенка ВГИК). Упражнение со светом

Схема света к фото 78

Рис. 135. Схема света к фото 78

В. Ковригин. Снег идет

Фото 79. В. Ковригин. Снег идет

 

Но рассеянный свет не всегда выполняет только вспомогательные функции, поддерживая и уточняя рисунок светотени, создаваемый основным источником. Иногда он может стать и основой светового построения снимка, образуя так называемое светотональное изображение.

Снимок гипсовой модели на фото 78 выполнен только при общем рассеянном освещении. Четко выраженная светотень в таком снимке отсутствует, но объемная форма и рельефы модели воспроизводятся достаточно ясно, нарисованные тоном, который мягко переходит от светлого к темному на округлых формах модели.

Модель освещалась одним источником, направленным от аппарата (схема света на рис. 135). Слева модель подсвечивается отражателем, смягчающим тональные переходы на левой стороне модели. Прибор рассеянного света освещает фон. Несмотря на то, что работает лишь один прибор (не считая фонового), яркости различных участков модели неодинаковы. Это различие образуется за счет неодинакового количества света, отраженного от каждого участка модели по направлению к съемочному аппарату. Как выше указывалось, количество отраженного света меняется в зависимости от угла, образованного направлением падения светового луча и поверхностью площадки, на которую падает этот луч по отношению к направлению оптической оси объектива.

Светотональный рисунок изображения, как это показывают фото 79 и 80, может служить основой для получения тонкого, интересного по тональному решению снимка и может быть использован для решения смысловых и изобразительных задач в пейзаже, портрете и других жанрах фотографии.

Дальнейшую отработку светом модель получает с помощью так называемого контрового света, т. е. света, даваемого осветительным прибором, установленным прямо против аппарата и, следовательно, освещающего модель сзади (схема света на рис. 136).

Каково назначение этого вида света? Направленный на объект съемки сзади или сзади и сбоку, этот источник света предназначается не для освещения той стороны модели, которая обращена к фотоаппарату, так как свет этого прибора сюда не попадает.

При установке прибора с заднебокового направления (положение 1) свет еще попадает на поверхности модели, обращенные в сторону аппарата, создавая на них яркие блики, но при перемещении прибора в положение 2 и эти блики исчезают. Остается лишь яркий световой контур вокруг всей фигуры, светом очерчивается ее контурная форма, почему контровой свет часто называется контурным светом.

Яркости, создаваемые контровым светом, легко достигают очень высоких значений, блики контрового света часто дают на негативе такие плотности, которые не пропечатываются на снимке, в них теряется фактура, а иногда и детали рельефа фигуры. Поэтому при установке контрового света необходимо тщательно следить за образуемыми им яркостями снижать их до необходимого уровня, что легко достигается удалением прибора от модели на соответствующее расстояние и использованием марлевых сеток, перекрывающих световой луч.

В практике фотосъемки часто встречаются случаи, когда на двух элементах объекта съемки, находящихся на разном расстоянии от съемочного аппарата и проецирующихся один на другой, например на гипсовой модели и на фоне, создаются близкие по величине фотографические яркости. Иногда это делается и специально, в целях решения снимка на короткой и мягкой тональной гамме, в единой мягкой тональности.

Однако практически это может привести к тому, что фигура сливается с фоном, не отделяется от него. И в этих случаях использование контрового света дает хороший изобразительный результат: световой контур, имеющий повышенную яркость, способствует отделению фигуры от фона, сообщает снимку необходимую пространственность.

Контровой свет широко используется для отработки прозрачных и полупрозрачных сред. Например, стекло, фактура которого характеризуется бликами, образующимися в результате преломления света на его гранях, выглядит на снимке убедительно и вместе с тем живописно именно при освещении контровым светом (фото 42).

Установка источника контрового света

Рис. 136. Установка источника контрового света

Контровой свет используется также для отработки блестящих поверхностей. Отражаясь от этих поверхностей, лучи контрового света выявляют их фактуру, образуя характерные блики. Именно эти возможности контрового света учтены при съемке фото 81, где очень живо и выразительно показана вода, переливающаяся и сверкающая в лучах солнца.

Приборами контрового света обычно служат приборы направленного действия или, во всяком случае, приборы с ограниченным пучком световых лучей. В нашей учебной практике это будет прибор со шторками и фотолампой, имеющей мощность 275 вт. В тех случаях, когда размеры помещения, в котором ведется съемка, не позволяют отодвигать прибор контрового света на достаточное расстояние от объекта съемки, в результате чего на модели возникают слишком высокие яркости фотолампа может быть заменена обычной осветительной лампой мощностью 200 вт.

В. Степанов (студент ВГИК). Портрет

Фото 80. В. Степанов (студент ВГИК). Портрет

При установке контрового света необходимо следить за тем, чтобы прямые лучи этих источников не попадали на объектив съемочного аппарата Попадая на объектив, прямой свет преломляется и рассеивается в его линзах, образует ореолы, приводит к засветке негатива, словом, к техническому браку.

Во избежание этого приборы контрового света обычно поднимаются на штативе вверх, на высоту, большую, чем высота установки фотоаппарату Затем луч прибора уклоняется вниз. Кроме того, для ограничения светового пучка используются шторки или дополнительные экраны (лист кар тона, фанеры и пр.), устанавливаемые на пути луча к объективу и прикрывающие объектив от прямых лучей.

При наличии на объекте направленного света, образующего светотеневой рисунок, контровой свет, как и свет рассеянный, является вспомогательным, самостоятельного значения не имеет, а потому действие прибора контрового света должно быть увязано с действием основного прибора.

Контровой свет как бы разрабатывает эффект освещения, основой которого является свет направленный. Контровой прибор, следовательно, связан с основным прибором и устанавливается на объекте с той же стороны, что и основной прибор. Если бы автору снимка 75 потребовалась установка прибора контрового света, он должен бы был установить его слева от модели (схема света на рис. 134, прибор 3).

Работая с этого направления, контровой свет усиливает нарастание яркостей справа налево, обогащает яркими бликами света, образованные направленным светом. Эти блики гармонически сочетаются со световыми пятнами, образованными основным осветительным прибором. Как показывает фото 82, такое распределение яркостей на модели подчеркивает ее объемы и рельефы, способствует выражению пластической формы на снимке.

Но контровой свет не всегда является вспомогательным, органически включающимся в светотеневой рисунок, образованный основным прибором. Иногда он может стать и основой светового построения снимка, решенного на контровом освещении.

При контровом освещении тени в кадре приобретают доминирующее значение по отношению к светам, так как предметы и фигуры освещаются сзади, а объектив «видит» и фиксирует их с неосвещенной стороны.

Световой рисунок кадра, построенного только на одном контровом свете, отличается некоторой сухостью, графичностью. Полутона и тональные переходы в таком изображении отсутствуют, а следовательно, исчезает возможность выражения объемно-пластических форм за счет тонов, их разнообразия и градации. Поэтому при одном контровом свете фигура приобретает характер силуэта. Такое световое решение снимка встречается довольно редко (фото 83).

В. Чередков. В июле

Фото 81. В. Чередков. В июле

Квас (студент ВГИК). Портретный этюд

Фото 82. Квас (студент ВГИК). Портретный этюд

Н. Немоляев (студент ВГИК). Силуэт

Фото 83. Н. Немоляев (студент ВГИК). Силуэт

 

Использование контрового прибора в качестве основного ключевое света, т. е. света, определяющего весь световой рисунок снимка, обычно связано с дополнительным освещением объекта съемки рассеянным светом установленным со стороны фотоаппарата. При соответствующем количестве рассеянного света изображение приобретает достаточную деталировку в тенях, фигура на снимке становится объемной и рельефной, в то же врем] общий характер контрового освещения сохраняется (фото 84).

При портретной съемке контровой свет чаще всего применяется в сочетании с направленным и рассеянным светом (фото 71).

При таком освещении тени в кадре теряют свое доминирующее значение, пропадает и характерный рисунок, свойственный контровому освещению. Контровой свет становится лишь одним из элементов освещения, разнообразит тона, обогащает кадр живописными бликами.

Установив направленный, рассеянный и контровой свет на модели, мы использовали три осветительных прибора из имеющихся в нашем распоряжении четырех. Четвертый осветительный прибор предназначается для освещения фона.

Фон требует такой же тщательной световой отработки, как и объект съемки, ибо случайное освещение фона, не связанное со световым рисунком модели, приводит к нарушению закономерностей воспроизводимой: эффекта освещения и единства светового решения снимка. Если, например, фон освещается только ярким рассеянным светом, притом распределенным совершенно равномерно по всей площади кадра, а на модели в это время имеется лишь узкий световой луч, образующий световое пятно на небольшом ее участке, общего и единого светового решения снимка не получается Световой мотив, положенный в основу освещения модели, на фоне не разрабатывается, в результате чего образуется разрыв в освещении объекта ^ фона. Кажется, что фигура снималась при одном эффекте освещения, фон - при совершенно другом, в связи с чем пропадает и общая световая обстановка с кадре. Из-за неправильного подхода к освещению фона снимок теряет выразительность и художественность.

Итак, освещение фона находится в прямой зависимости от характера освещения главного объекта изображения. Например, светлая тональность предметов на фото 65 обусловливает светлоту фона, падающие на фо1 тени связаны с общим направлением света в кадре. Дневному натурному освещению на лице в портретном фото 71 соответствует такое же освещение фона. Гамма тонов на фоне фото 84 близка к тональной гамме гипсовой модели, увязано также тональное решение объекта и фона на фото 80- Световой рисунок, образованный контровым светом на модели (фото 85), разрабатывается и на фоне, где имеется световой луч, и т. д.

Обратите внимание на то, что на упомянутых фотоснимках световой рисунок фона менее контрастен, чем световой рисунок главного объекта изображения. Это правильное соотношение светотени и тона в кадре, Ведь известно, что глаз зрителя привлекается прежде всего к тем участкам кадра, где имеется наибольший контраст тонов или яркие световые пятна. В приведенных примерах из-за правильно найденного соотношения контрастов освещения на объекте и на фоне мы и обращаем внимание прежде всего на главное в кадре, а фон отходит на второй план, занимает в композиции соответствующее ему место и не спорит по изобразительному значению с. главным объектом изображения.

В. Корнильев (студент ВГИК). Этюд освещения

Фото 84. В. Корнильев (студент ВГИК). Этюд освещения

Х. Рехе (студент ВГИК). Этюд освещения

Фото 85. Х. Рехе (студент ВГИК). Этюд освещения

Равномерно и плоско освещенный фон часто портит снимок. На фоне, как правило, желательно получить или определенный световой рисунок, или тональные переходы. Если этого нет, фон становится маловыразительной плоскостью и общий изобразительный результат обедняется. Это положение особенно важно учитывать при съемке кадров, в которых фон занимает значительную часть их площади.

Где же должен быть установлен прибор, освещающий фон? Очевидно, свет этого прибора не должен попадать на модель, так как это может принести к неожиданному и ненужному изменению светового рисунка модели, созданного с помощью тщательно установленных приборов направленного, рассеянного и контрового света.

Раздельное освещение объекта и фона необходимо также и потому, что это облегчает регулировку соотношения яркостей, устанавливаемых на объекте и на фоне.

Значит, прибор, освещающий фон, не может быть установлен впереди модели (рис. 136, положение З-а), так как в этом случае луч источника неизбежно попадает на модель.

И только в том случае, если фоновой прибор установлен позади модели, между фигурой и фоном (положение З-б), мы гарантированы от попадания фонового света на модель.

Работающие осветительные приборы направленного, рассеянного и контрового света насыщают съемочную площадку некоторым количеством общего рассеянного света, который обычно создает минимальную общую освещенность на фоне. Таким образом, фоновой прибор может быть использован для получения светового пятна, рисунка, для усиления тона, повышения яркости в одной из частей фона.

Где же именно, на каком участке фона и в какой части кадра должен расположиться световой рисунок или тональное пятно на фоне?

Для того чтобы фоновой рисунок закономерно включался в общую композицию снимка и завершал ее. он должен занять в кадре строго определенное место. Например, наиболее яркие участки фона не могут помещаться со стороны наиболее темной части модели, так как это приводит к несогласованности распределения тонов на объекте и фоне, отчего исчезает единство светового рисунка, лежащее в основе светового решения кадра. Таким образом разрушается воспроизводимый эффект освещения и обнаруживается техника работы фотографа с осветительными приборами.

На фото правильно найдено место для светового пятна на фоне. Оно связано с главными яркостями, образованными на модели основным источником, органически входит в общий световой рисунок и завершает общую композицию кадра, заполняя свободное пространство, оставленное по направлению поворота и взгляда модели.

Итак, в освещении модели мы исходим из определенного реального эффекта освещения. Этот эффект кладется в основу светового решения кадра. Освещение осуществляется с помощью нескольких осветительных приборов, каждый из которых образует на модели лишь один из элементов общего светового рисунка. Действия всех осветительных приборов взаимосвязаны, как связаны между собой определенными закономерностями и образуемые на модели яркости.