×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Изучение освещения при фотосъемках, освоение его композиционных изобразительных и технических возможностей следует начинать в условиях искусственного освещения, работая со специальными осветительными приборами.

Такая учебная работа связана с известными трудностями, так как у большинства начинающих фотолюбителей, как правило, чрезвычайно мал опыт работы по установке света, нет соответствующих осветительных приборов, да и «построить» освещение всегда труднее, чем воспользоваться уже существующими, например натурными световыми условиями.

Однако в съемке с осветительными приборами есть такие преимущества, которые делают эту учебную работу единственно возможным путем к систематическому изучению методики и техники освещения при фотосъемках. Главное из этих преимуществ состоит в том, что при работе с искусственным освещением фотограф свободен в выборе светового решения снимка, а следовательно, исчезает прямая зависимость изобразительного результата от уже существующих условий освещения, иногда удачных, а часто и неблагоприятных для съемки, как это бывает на натуре, при естественном дневном освещении.

При работе с осветительными приборами все элементы светового построения снимка могут быть определены и установлены в соответствии с композиционными, изобразительными и техническими задачами, так как потоки света, посылаемые на объект осветительными приборами, управляемы. Приборы могут быть установлены ближе к объекту съемки и дальше от него, подняты выше и опущены ниже, могут быть направлены на объект под различными углами. От направления лучей действующих приборов и соотношения образуемых ими яркостей зависит характер светотени на объекте, световой и тональный рисунок кадра.

Таким образом, передвигая осветительные приборы и регулируя яркости, фотограф сознательно добивается определенного изобразительного результата, «строит» освещение на объекте съемки и в процессе этого построения активно изучает методику и технику работы со светом.

В целях изучения работы со светом следует выполнить ряд предлагаемых ниже упражнений, для чего необходимо иметь соответствующие осветительные приборы и несложное дополнительное оборудование.

Эти осветительные приборы должны отвечать определенным требованиям, главные из которых — подвижность прибора; возможность его установки на различной высоте, под различными углами по отношению к объекту; возможность ограничения зоны действия потока света, регулировки диаметра действующего светового пучка; возможность изменения силы света, посылаемого прибором на объект, два из необходимых осветительных приборов должны быть приборами направленного света, а как раз их-то часто и не имеет фотолюбитель. Однако приборы эти совершенно необходимы для работы.

Осветительный прибор с ограничителем пучка световых лучей

Рис. 132. Осветительный прибор с ограничителем пучка световых лучей

В качестве прибора с ограниченным пучком лучей, в какой-то мере заменяющего собой осветительную аппаратуру направленного действия, может быть предложена модель, показанная на рис. 132. Корпус этого осветительного прибора, играющий также роль рефлектора, легко приобрести (рис. 132, а) или даже сделать самому (рис 132, б). Существенно важной деталью являются здесь шторки (рис. 132, в), устанавливаемые на корпусе прибора. Крылья шторок укреплены на петлях (рис. 132, г) и могут передвигаться, перекрывая световой луч в большей или меньшей степени. Именно эти шторки, с помощью которых ограничивается ширина светового луча, и позволяют использовать предлагаемую осветительную аппаратуру как «приборы направленного света», а вернее, как приборы с ограниченной шириной луча.

Поскольку в этих упрощенных моделях отсутствует сферическое зеркало, линза и механизм передвижения лампы, необходимо найти какую-то иную возможность регулировать силу света прибора и создаваемые им освещенности. В этих целях можно просто передвигать осветительный прибор, приближая его к объекту съемки или удаляя от него. Но одного этого еще недостаточно, и желательно иметь простейшие приспособления, вполне пригодные для этих целей,— марлевые сетки, натянутые на проволочный каркас (рис. 132, д). На корпус прибора следует напаять лапки (рис. 132, е), в пазы которых и устанавливаются сетки-затенители (одна, две, а иногда и три, в зависимости от желательной степени ослабления светового луча). Эти сетки, частично поглощая свет, посылаемый прибором на объект съемки, ослабляют световой луч.

Как говорилось выше, осветительный прибор должен быть установлен на устойчивом и легко передвигаемом штативе. Одна из моделей такого штатива показана на рис. 132, ж, но в практике работы фотолюбителей могут быть использованы и более простые модели, которые должны давать возможность изменять высоту установки прибора и угол его наклона.

Один из необходимых для выполнения учебных упражнений приборов должен быть прибором рассеянного света. Он посылает на объект широкий пучок света и, следовательно, может не иметь шторок, ограничивающих световой луч. В качестве прибора рассеянного света практически может быть использован любой имеющийся у фотографа осветительный прибор.

И, наконец, четвертый осветительный прибор предназначается для освещения фона. Прибор должен быть приспособлен для установки на его корпусе шторок, сеток и тубусов (рис. 132, з), позволяющих получить на фоне световое пятно, светотональные переходы и пр. Часто появляется необходимость установки фонового прибора на незначительной от пола высоте. Поэтому опора, на которую устанавливается прибор, освещающий фон, должна давать возможность такого размещения прибора.

Все указанные приборы снабжены лампами накаливания. Какую же мощность должны иметь эти лампы? Приборы, предназначенные для создания основного потока света на объекте, рекомендуется снабдить специальными матированными фотолампами мощностью 275 вт каждая. Эти лампы работают с некоторым перекалом и потому при относительно небольшой мощности создают достаточно высокие освещенности на объекте (световой поток такой лампы более 8000 лм).

Прибор рассеянного света должен быть менее мощным. В него можно поместить обычную осветительную лампу накаливания в 200 вт. Она даст световой поток примерно в 3000 лм, и свет ее будет почти в 3 раза слабее, чем свет основного прибора. Такая же лампа может быть использована и в приборе, предназначенном для освещения фона.

Описанные модели осветительных приборов не являются единственно возможными. Они приводятся здесь главным образом для того, чтобы определились требования, которым должны удовлетворять осветительные приборы, имеющие различное назначение и выполняющие разные функции в общей схеме света. Существует множество других моделей, да и сам фотолюбитель может сконструировать и построить удобный для его работы осветительный прибор, отвечающий основным требованиям.

Работа с осветительной аппаратурой, подключаемой к обычной электропроводке, требует осторожности и строгого соблюдения правил пожарной безопасности. Перед включением приборов следует проверить их состояние и наличие исправных предохранителей в электрической осветительной сети. Нельзя включать мощные осветительные лампы, перегружающие сеть. Общая мощность включенных ламп не должна превышать одного киловатта, при условии, что на время фотосъемки из сети выключаются все остальные электрические лампы, нагревательные приборы и пр.

Нельзя допускать долговременной работы приборов, что вызывает их перегрев. Необходимо следить за тем, чтобы марлевые сетки-затенители, устанавливаемые на корпусах осветительных приборов, не прикасались к лампам и т. д.