×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Слово «фотография» происходит от двух греческих слов: «photos» — свет и «grapho» — пишу и в буквальном переводе означает — «светопись».

Действительно, фотографическое изображение «написано» светом и, как говорилось выше, образуется в результате фотохимического воздействия световой энергии на светочувствительный эмульсионный слой, покрывающий фотопленку, фотопластинку или фотобумагу.

Для того чтобы на пластинке или пленке образовалось фотографическое изображение, все предметы, фигуры и другие объекты съемки, попадающие в поле зрения объектива фотоаппарата, должны быть освещены. Свет от источника (солнца, лампы накаливания и пр.) падает на освещаемые поверхности и, отражаясь от них, проходит через объектив съемочного аппарата к эмульсионному слою, образуя в нем скрытое фотографическое изображение.

Различные предметы, материалы, все освещаемые поверхности отражают упавший на них свет неодинаково. Количество и спектральный состав отраженного света зависят от фактуры и цвета поверхности, от угла, который эта поверхность образует с направлением падения света и с направлением съемки. Например, черный бархат поглощает почти весь упавший на него свет, отражая всего 2—4%. Поэтому такой бархат выглядит черным даже при очень ярком солнечном освещении и таким изображается на снимке.

Количество света, отраженного белой бумагой, достигает примерно 80% от общего количества падающего света. Процент этот достаточно высок, и поэтому даже при съемках в условиях низкого уровня освещения, например при свете настольной электрической лампы, белая бумага, лежащая в непосредственной близости к этому источнику, получится на фотоснимке светлой, яркой, а иногда даже «пересвеченной», «забитой светом».

Таким образом, даже в том случае, если на снимаемый объект, на все составляющие его фигуры, предметы и поверхности падает общий поток света, равномерно распределяющийся по всему объекту и с одинаковой силой освещающий все, что попадает в поле зрения объектива съемочного аппарата, фигуры и предметы будут иметь различную яркость, так как в силу неодинаковой отражающей способности и различных коэффициентов яркости они отбросят в сторону фотоаппарата различное количество света. Поэтому одни поверхности будут выглядеть более темными, другие — более светлыми, и в различных участках негатива, следовательно, возникнут разные плотности, образующие фотографическое изображение.

Значит, и при общем, равномерно заливающем весь объект свете можно сделать фотоснимок, однако такая фотография часто выглядит вялой, серой, однотонной и неинтересной. Почему же это происходит?

Во время фотосъемки фотограф встречается с задачей правдивого и выразительного изображения на снимке того, что привлекло его внимание в жизни. Это может быть интересное событие, спортивное соревнование, портрет знакомого человека, бытовая сценка, новое здание, архитектурный ансамбль, аудитория вновь отстроенного института, красивый пейзаж и т. п. Интересная тема — это первое и важнейшее условие получения хорошего снимка.

Но тему еще нужно уметь раскрыть, выразительно показать на снимке, а для этого необходимо уметь правильно использовать те изобразительновыразительные средства, которыми располагает фотография, правильно использовать фотографическую технику. Нужно научиться изображать с помощью фотографической техники фигуры, предметы и другие элементы и изображать их такими, какими мы их видим в жизни.

Предметы в жизни имеют объемы, цвета, обладают поверхностями с различным строением (фактурой). Такие объекты, как пейзаж или интерьер (внутренние помещения), имеют значительные размеры, глубину, они пространственны. Эти характеристики реального мира должны быть заботливо воспроизведены фотографом на снимке, иначе снимок потеряет свою выразительность, будет лишь бледной копией жизни, а не яркой и запоминающейся картиной.

И вот оказывается, что разницы в тонах, которая образуется на объекте и снимке при сплошном равномерном освещении, часто недостаточно для выражения объемов, фактур, пространств и для получения яркого и впечатляющего фотографического изображения. В жизни человек только тогда отчетливо видит объемы и фактуры предметов, оценивает глубину пространства и пространственное расположение фигур и предметов в отношении друг к другу, когда этому помогает освещение.

Существуют, например, такие условия освещения, при которых выразительность объемной формы предметов и ощущение пространства теряются. На фото 61 геометрические тела освещены так, что на всей поверхности цилиндра, на всех поверхностях, ограничивающих объем пирамиды, а также на фоне образовались почти одинаковые яркости. В результате становятся плохо различимыми грани и выпуклости, фигуры на снимке выглядят плоскими, так как никакой светотени или достаточно ощутимой градации тонов, помогающей выражению объемов, здесь нет. А потому и объемная форма на снимке теряется. Невозможно также оценить пространственное положение предметов, так как неясно, находятся ли предметы в непосредственной близости к фону или удалены от него на значительное расстояние.

Если одинаково освещены предметы, расположенные близко к точке съемки, более удаленные и самые далекие, то пространство плохо передается на снимке, так как отсутствует закономерное чередование тонов, способствующее выражению этого пространства. Фото 26 снято в пасмурный день, когда все освещено общим мягким рассеянным светом, а светотень отсутствует. Отсутствуют и воздушная дымка или легкий туман, которые могли бы помочь решению задачи изображения пространства. В результате такого освещения получается чрезвычайно монотонный серый снимок, а глубина пространства, которую важно показать в пейзаже, здесь выражена плохо и снимок выглядит скучным и невыразительным.

Очень тщательной должна быть работа со светом и при портретной съемке, где необходимо выразительно показать пластическую форму лица, добиться сходства изображения с оригиналом, фотографируемым человеком. И опять-таки сильным изобразительным средством здесь является освещение.

При равномерном освещении лица ярким передним светом никаких тональных переходов не образуется, в любом участке лица на снимке мы видим один и тот же тон. В результате лицо на снимке теряет объемность, черты и линии лица стираются, исчезают, а вместе с этим исчезает и всякое портретное сходство изображения с оригиналом, пропадает пластичность и живость фотоизображения. Портрета в подлинном значении этого слова не получается.

Для правильной оценки формы фигуры важны также ее очертания, контуры, которые воспринимаются тем более четко, чем больше фигура отличается от фона по тональности. Иными словами, фигура и фон, на который она проецируется, должны иметь различную яркость, а часто и различный уровень освещенности. Если человек, одетый в темное платье, находится точно на таком же темном фоне, становится трудно отличить фигуру от фона, они сливаются в одну общую тональность. То же самое происходит и в случае, когда светлая фигура проецируется на светлый же фон, совпадающий с ней по тональности.

На фото 45 и 46 фигуры четко отделены от фона, так как сильно отличаются от него по тональности. Тональному разделению фигуры и фона, на который проецируется фигура, способствует раздельное освещение фигуры и фона.

Освещение не способствует выражению объемов

Фото 61. Освещение не способствует выражению объемов

Фактура стекла выражена недостаточно

Фото 62. Фактура стекла выражена недостаточно

Свет использован для выражения объемов

Фото 63. Свет использован для выражения объемов

Если осветить предмет без учета материала, из которого он сделан, предмет теряет на снимке одну из очень важных своих характеристик — фактуру, и изображение становится маловыразительным. Стеклянный стакан на фото 62 освещен верхним светом, и особенности стекла, его блеск на гранях, его прозрачность на снимке не выражены.

Приведенные примеры показывают, что неблагоприятные условия освещения при фотосъемке приводят к обеднению изобразительного результата.

Но существуют и другие условия освещения, которые способствуют получению выразительного снимка, подчеркивают и выявляют объемные формы, пространственность и фактуру объекта съемки. На фото 63, например, свет помогает выражению объемов. Различные участки поверхностей изображенных на снимке геометрических тел, а также разные участки фона, на который проецируются геометрические фигуры, освещены неодинаково, в результате чего образовались светотень и тональные переходы, способствующие отработке объемных форм предметов. Фигуры четко отделяются от фона, который воспринимается как находящийся в некотором отдалении от них.

Пейзажный снимок 64 сделан при заднебоковом солнечном освещении. Предметы и фигуры отбрасывают длинные тени; чередование светов и теней, тональные переходы и воздушная дымка, освещенная солнечными лучами, способствуют выражению пространства. Очень важно для передачи пространства и то обстоятельство, что предметы, находящиеся близко от аппарата притемнены, а второй план и глубина кадра изображаются значительно более светлыми тонами.

Х. Рехе (студент ВГИК). Этюд освещения

Фото 64. Х. Рехе (студент ВГИК). Этюд освещения

Портретный снимок 31 оставляет впечатление живого, объемного, пластичного изображения. Освещение здесь построено очень грамотно, светотень очерчивает объемные формы лица, в результате чего хорошо воспроизводятся его черты и линии. Эти задачи удачно решены благодаря тому, что освещение обусловило необходимую градацию тонов, с помощью этих тональных переходов изображение и приобрело необходимую пластичность.

На фото 44 фигура отделяется от фона, так как они имеют разную тональность — результат правильного освещения фигуры и фона. Стеклянный бокал на фото 42 освещен боковым светом. Световые лучи преломляются на гранях бокала, придают стеклу характерный блеск, подчеркивают фактуру, отчего изображение становится особо убедительным.

Итак, правдивая и выразительная передача на фотоснимке объемов, фактур и пространства при портретной, пейзажной и любой другой съемке решающим образом зависит от условий освещения, при которых ведется съемка. Чтобы получить выразительное фотографическое изображение предмета, необходимо правильно выбрать условия освещения или правильно осветить этот предмет, очертить светом объем, выявить фактуру, уточнить его положение в пространстве. Это достигается с помощью установления на различных участках объекта съемки различных яркостей, распределения светов, теней и полутеней. Ибо, как было показано выше, только в том случае, если снимаемый предмет имеет неодинаковую яркость в разных своих участках, на негативе получается целая гамма плотностей, а на снимке образуются необходимые тональные переходы.

Из каких же элементов складывается выразительное освещение фигур и предметов? Рассмотрим в этих целях фото 65.

Световой поток падает на предметы, составляющие натюрморт, ярко освещает поверхности, обращенные к нему, и образует на объекте съемки так называемые света (фото 65, а).

На глянцевых и зеркальных поверхностях в тех местах, где эти поверхности образуют с направлением падающего светового луча углы зеркального отражения (по отношению к направлению оптической оси объектива), возникают блики (фото 65, б).

На неосвещенных сторонах предметов появляются собственные тени (фото 65, в). Предметы отбрасывают на окружающие их поверхности падающие тени (фото. 65, г).

В свою очередь, и окружающие предмет поверхности, отражая и рассеивая падающий на них свет, «освещают» рассматриваемый предмет. Эта подсветка особенно заметна на теневых сторонах, где образуются рефлексы (фото 65, д).

Резкое деление освещения на света и тени особенно заметно в том случае, если объект освещен одним источником света. Натюрморт на фото 65 снимался при нескольких источниках, а потому градация светотени здесь получилась более тонкой. В тех местах, где предметы освещены всеми действующими источниками, образовались света. На участках, которые не освещает ни один из действующих источников, появились тени. Но некоторые участки предметов освещаются лишь одним из действующих источников и недоступны для лучей других осветительных приборов. Здесь образовались полутени (фото 65, е).

М. Рык (студент ВГИК). Учебный натюрморт

Фото 65. М. Рык (студент ВГИК). Учебный натюрморт

Сочетанием названных элементов освещения — светов, собственных и падающих теней, полутеней, рефлексов и бликов — и образовано освещение этого натюрморта. Свет помогает здесь обрисовать объемную и контурную форму предметов, выявить их фактуры, уточняет их пространственное положение.

Понятно, что далеко не всегда на объекте съемки появляются все названные выше элементы освещения одновременно. Их присутствие в реальной действительности зависит от характера освещения, от условий освещения, при которых ведется съемка, и в жизни эти элементы встречаются в самых различных сочетаниях.

Так, в пасмурную погоду не бывает четкого деления освещения на света и тени, а все освещение приобретает вследствие этого мягкость, отличается малыми контрастами.

При освещении объекта съемки одним источником света, например свечой, образуются резкие радиально расходящиеся тени, полутеней не наблюдается.

Если объект освещен несколькими источниками света, тени теряют свою густоту и резкость очертаний, делаются прозрачными и легкими, на объекте образуются мягкие переходы от света к тени, появляются полутени, контрасты светотени смягчаются. При нескольких источниках света создаются разнообразные яркости на различных участках объекта, и потому в этих условиях света и тени могут быть по силе и густоте самыми различными. На объекте возникают многообразные и тонкие светотональные сочетания, во многом содействующие пластической лепке объемных форм.

М. Колесников (студент ВГИК). Киномеханик

Фото 66. М. Колесников (студент ВГИК). Киномеханик

Итак, освещая объект съемки или выбирая условия освещения, при которых будет вестись фотосъемка, необходимо учесть значение света для обрисовки предметов, их формы, для выявления материалов, из которых они сделаны, что является существенно важным для изображения их на фотоснимке такими, какими мы их видим в жизни.

Эта задача освещения получила название изобразительной и ее значение особенно велико еще и потому, что трехмерный, объемный и пространственный действительный мир фотограф изображает на двухмерном, плоском снимке. Как это было показано выше, свет при этом играет активнейшую роль.

Но решением одной лишь изобразительной задачи еще не исчерпывается все значение освещения при фотосъемках.

Для уяснения всего значения света в построении фотографического снимка рассмотрим фото 66. Значительную роль в композиции этого снимка играет теневой рисунок на фоне. Представьте себе, что этого рисунка нет в кадре,— снимок становится композиционно незавершенным, слева образуются свободные, незаполненные пространства. Возникает желание кадрировать такой снимок — освободить его от случайно образовавшейся пустоты. В настоящем варианте снимок точен по построению, несмотря на то, что главный объект изображения — киномеханик — смещен в нижний правый угол кадра.

Пустоту кадра заполняет световой рисунок фона, чем не только достигается композиционное равновесие, но, что очень важно, разрабатывается и уточняется световая обстановка, световой эффект.

На фото 32 композицию уравновешивают пятна света в левом верхнем углу кадра. Активным элементом композиции на фото 44 является .луч света на фоне. Очень важен в композиции фото 60 световой рисунок облаков на небе, занимающем большую часть кадра. В композиции фото 65 включены тени, отбрасываемые фигурами и предметами. Они наравне с материальными предметами заполняют кадр, завершают его композицию.

Следовательно, световые пятна, блики, тени являются композиционными элементами и учитываются при построении кадра наравне с фигурами и предметами. Отсюда и задача освещения, связанная с композиционным решением кадра, получила название композиционной.

Решая композиционную задачу освещения, фотограф использует как действенные элементы композиции световые пятна, лучи, тени, блики и пр., использует для композиционного построения кадра притемненный передний план и высветленную глубину, добивается светового акцента на главном объекте изображения, затеняет элементы второстепенные и т. д.

Но изобразительная и композиционная задачи освещения не могут быть решены правильно, если снимок технически несовершенен, сделан с недодержкой или передержкой, имеет слишком глухие тени или не пропечатываемые плотности в светах. Фотограф так выбирает освещение или так освещает снимаемый объект, чтобы уровень освещенности позволял вести съемку с определенной экспозицией. Интервал яркостей объекта должен выбираться или устанавливаться таким, чтобы его мог воспроизвести негативный фотоматериал с данной фотографической широтой и т. п. Так возникает третья — техническая задача освещения.

Таким образом, при выборе или специальном создании определенных условий освещения для целей фотосъемки фотографом одновременно и взаимосвязано решаются три основные задачи освещения — изобразительная, композиционная и техническая.

Очевидно, что только обязательное решение всех трех задач освещения даст возможность полноценно использовать важное изобразительно-выразительное средство фотографии — свет — и получить выразительные и впечатляющие фотографические снимки, на которых объект съемки воспроизводится ясно и четко, со всеми присущими ему особенностями и характерными чертами.

Примерами именно такого понимания задач освещения и правильного их решения являются фото 67 и 44, полученные: первое — при соответственно выбранном характере солнечного света, второе — при специально установленных осветительных приборах.

Вместе с тем в практике работы фотолюбителей часто встречаются снимки, в которых свет используется лишь как техническое средство для получения фотографического изображения, без всякого учета его композиционных и изобразительных возможностей. Иными словами, в этих случаях решается лишь одна задача освещения — техническая, и вся работа со светом, таким образом, сводится к созданию на объекте определенного уровня освещенности, достаточного для получения правильно экспонированного негатива.

А. Гаранин. Счастливое утро

Фото 67. А. Гаранин. Счастливое утро

Насколько при этом обедняется изобразительный результат, можно судить по фото 2, 16, 18, 26, выполненным на натуре. Эти кадры снимались при общем рассеянном или переднем солнечном свете, ровным потоком заливающем объект со стороны съемочного аппарата. При таком освещении все предметы и фигуры, как близкие к точке съемки, так и удаленные от нее, освещены одинаково ярко. Тени от предметов и фигур или вовсе отсутствуют, или отбрасываются назад и скрываются за фигурами и предметами. В результате светотень и ее возможности в снимках практически не используются, и изображение становится очень однообразным по тонам, пространства, объемы и фактуры не отрабатываются, фотоснимок делается серым, монотонным, неинтересным по световому рисунку и скучным по тональности.

Таково значение освещения при фотосъемках.