×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Соблюдение принципа равновесия само по себе еще не обеспечивает получения художественно выразительного снимка. Являясь одним из приемов композиционного решения кадра, равновесие может быть положено в основу построения снимка; но предполагается, что снимок в то же время представляет собой неделимую и целостную картину, где все части взаимосвязаны, где нет линий, делящих кадр на две или несколько самостоятельных частей.

Легче всего снимок распадается на отдельные части в том случае, когда в изображении имеются ясные и четкие линии, идущие параллельно рамкам кадра (вертикальные или горизонтальные), уже сами по себе рассекающие кадр. Такой линией на фото 16 является линия горизонта, проходящая точно посредине кадра; она делит кадр пополам и нарушает единство композиции и собранность снимка.

В фото 55 также имеется линия горизонта, но она не делит кадра. Это происходит потому, что линия горизонта смещена вниз и это лишает ее такого активного изобразительного значения, какое она имеет в фото 16. Кроме того, тон неба и тон земли на фото 55 имеют приблизительно одинаковую светлоту и не контрастируют друг с другом. Имеет также значение и то, что линия горизонта здесь оптически нерезка и пересекается в нескольких местах вертикальными и наклонными линиями, что нарушает ее четкость. В результате фото 55 уже не распадается на две самостоятельные части — верх и низ — и воспринимается как целостная картина.

Сказанное относится не только к четким горизонтальным линиям в кадре, но также и к вертикалям.

Вертикальные линии, особенно если они совпадают с главной вертикальной осью картины, также легко делят изображение и лишают снимок композиционного единства (фото 56). Поэтому не рекомендуется оставлять вертикальные линии в центре кадра. При смещении их в сторону они, как линия горизонта, начинают терять свое активное значение в композиции.

Вывод: место четких горизонтальных и вертикальных линий в кадре должно быть при съемке найдено очень точно. Эти линии, как правило, не должны совпадать с вертикальной или горизонтальной осью картины. Тона снимка по обе стороны этих линий должны быть близкими, не контрастирующими друг с другом. Излишняя четкость этих линий теряется, если они пересекаются другими линиями, идущими в иных направлениях.

При нарушении этих основных правил композиции снимок теряет свою цельность, распадается на отдельные, не объединенные между собой части.

Цельность и неделимость снимка во многом зависят от того, насколько точно при съемке установлена рамка кадра (видоискателя, матового стекла) и насколько осмысленно выбран формат и обрез снимка при печати. Если границы кадра случайны и установлены непродуманно, по краям кадра могут образоваться свободные, незаполненные пространства, а потому и ненужные в снимке, легко, без всякого ущерба для конечного изобразительного результата исключающиеся из композиции.

На фото 57 границы кадра ничем не обусловлены. Левая его часть, например, ничего существенного в себе не содержит, и потому левая граница кадра легко может быть передвинута вправо до положения 11. Точно так же и верхняя граница без труда смещается вниз до тех пор, пока ее дальнейшее смещение не останавливается одним из элементов композиции верхушкой дерева (положение 22). Могут быть передвинуты и правая граница кадра и нижняя его граница, так как и они выбраны случайно и ни на что не опираются. При смещении левой и верхней границ кадра в положение 1—1 и 2—2 снимок даже выглядит более законченным по композиции, чем предложенный первый вариант. Следовательно, композиция первого варианта лишена цельности и делится линиями 1—1 и 22.

Гаршнек (студент ВГИК). Пейзаж

Фото 55. Гаршнек (студент ВГИК). Пейзаж

Необходимо обратить внимание на тот факт, что границы кадра легко передвигаются лишь до известных пределов, а именно до тех пор, пока они не приходят в соприкосновение с конкретными композиционными элементами, которые важны для изобразительного решения снимка. Этот способ выбора границ кадра широко распространен в практике фотосъемки (хотя, конечно, не является единственно возможным), и мы можем сделать вывод, что границы обреза изображения (рамка кадра, формат снимка) выбираются непроизвольно, но очерчивают необходимое по смыслу снимка пространство и обусловливаются линейными очертаниями выбранного для съемки объекта или сюжета.

Четкая вертикальная линия делит кадр пополам

Фото 56. Четкая вертикальная линия делит кадр пополам

Границы кадра ничем не обусловлены

Фото 57. Границы кадра ничем не обусловлены

Кадр распадается на несколько самостоятельных частей

Фото 58. Кадр распадается на несколько самостоятельных частей

Д. Шоломович. Парашютисты

Фото 59. Д. Шоломович. Парашютисты

 

 

Понятно, следовательно, что границы кадра следует выбирать именно при съемке, а при печати снимка — лишь уточнять их. Очевидно также, что во многих случаях (здесь есть и исключения) границы кадра Должны иметь изобразительные опорные точки, которые не позволяют смещать эти границы в иное положение без ущерба для целостности и законченности фотографического снимка.

Мы говорим сейчас об элементарных правилах композиции, которые необходимо изучить фотолюбителю в начале его творческого пути. Вообще же композиционные приемы крайне разнообразны, и фотографическая картина может иметь множество различных изобразительных решений. Встречаются в практике фотографии и разомкнутые композиции, где границы кадра как будто бы и не имеют опор, рассекают фигуры и предметы, оставляя в поле зрения только часть их. Но с этими творческими приемами построения фотоснимка мы встретимся позднее.

Но не только четко видимые или осевые линии приводят к распадению кадра на отдельные части и не только непродуманно выбранные границы изображения лишают снимок единства и цельности,— само распределение в картине изображаемого материала должно предопределять ее завершенность и уравновешенность композиции.

При рассматривании фото 58 сразу становится ясным, что кадр здесь композиционно не завершен. Но что именно является главным недостатком этой композиции? Ответ на этот вопрос дает следующий простейший способ анализа снимка. Возьмем два угольника, вырезанных из картона, и попробуем с их помощью выделить из снимка более точные по композиции кадры, чем первый, основной вариант. Оказывается, что сделать это не трудно, снимок легко распадается на несколько самостоятельных частей. Может быть, например, выделен кадр 1 или 2, причем эти варианты композиции значительно более точны, границы их устойчивы и имеют изобразительные опоры.

Но если снимок так легко делится на части, если легко возникают другие варианты композиции, можно сделать безошибочный вывод, что он случаен, не был хорошо скомпонован при съемке и печати, что отдельные элементы композиции в смысловом и изобразительном отношении недостаточно связаны между собой.

Рассмотрим теперь фото 59. Композиция этого кадра выглядит законченной и гармоничной, и если мы попытаемся проделать над ним один из предыдущих опытов, попробуем, например, передвинуть границы кадра или расчленить его на отдельные части, то увидим, что это нам не удается.

При кадрировании снимок ухудшается, теряет свою законченность, как в смысловом, так и в изобразительном отношении.

Это происходит потому, что при съемке и печати были хорошо продуманы размещение в кадре всех его элементов, их взаимосвязь и конечная композиция картины. И поскольку каждая деталь композиции имеет свое место в кадре, поскольку определено ее соотношение с другими элементами, мы не можем найти здесь линий, делящих изображение на самостоятельные части.

Таким образом, цельность и неделимость композиции предполагают нахождение при съемке и печати точного места в кадре для каждого его элемента и установление необходимой взаимосвязи между этими элементами.