×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Заразительность и завершенность снимка тесно связаны с понятием композиционное равновесие». Под композиционным равновесием в кадре разумеется правильно найденное соотношение правой и левой его частей верха и низа, при котором возникает ощущение гармонии, устойчивости- композиционной стройности картины. Изображаемый материал — фигуры, предметы и другие возможные элементы композиции — размещается рамке видоискателя и на снимке так, что ни одна из частей фотографическойкартины не оказывается перегруженной и гармонично сочетается с другими ее частями.

Соблюдение принципа равновесия чрезвычайно важно при компоновке снимка. Этот принцип в композиционном творчестве рождается из присущего человеку от природы стремления к устойчивости и равновесию, и его нарушение часто лишает снимок стройности и изобразительной четкости.

Например, нельзя назвать уравновешенным фото 52, так как правая нижняя его часть явно перегружена изобразительным материалом, а левая верхняя совершенно не заполнена. Это пространство не использовано в снимке, и если кадр разделить по диагонали, то мы увидим, что все предметы сосредоточиваются по одну сторону этой диагонали, по другую ее сторону нет ничего. Принцип равновесия здесь нарушен: тяжелая правая часть не уравновешивается пустотой левой верхней части кадра; равновесие при таком распределении масс на плоскости недостижимо.

Как же нужно строить снимок, чтобы его композиция стала уравновешенной?

Простейший способ достижения равновесия в кадре — равномерное распределение элементов, составляющих данную композицию по всему полю кадра. Частным случаем такого решения вопроса является композиция, близкая к симметричной (фото 53).

При съемке этого кадра была использована центральная точка зрения на объект, центральная точка съемки. В результате получена фотография с фронтальной композицией, в которой правая и левая части количественно и качественно почти равны, чем и достигается равновесие относительно центральной вертикальной оси картины, устойчивое равновесие, подобное положению двух равно нагруженных чашек весов.

Другая возможность получения уравновешенной композиции — помещение главного объекта изображения в центральную часть кадра, принижение этого объекта к вертикальной оси картины, как это сделано на фото 43.

В фото 54 равновесие достигается тем, что два основных элемента композиции размещены в разных частях кадра (один — левее, другой — несколько правее вертикальной оси картины). Эти элементы сопоставляются друг с другом и взаимно уравновешиваются.

Принцип равновесия в кадре нарушен

Фото 52. Принцип равновесия в кадре нарушен

Приведенные простейшие примеры уравновешенных композиций достаточно широко распространены в практике фотографии, однако далеко не исчерпывают всех возможностей к достижению равновесия в кадре. Построение кадра по закону равновесия — гибкий творческий прием организации материала в картине, и имеется множество других вариантов решения этой проблемы.

Б. Кудояров. На ВДНХ

Фото 53. Б. Кудояров. На ВДНХ

Вернемся еще раз к фото 50. Уравновешена ли здесь композиция? Безусловно, да. Но ведь количество элементов, составляющих изображение, в правой и левой частях картины далеко не одинаково. Справа помещается велосипедист, есть притемненный передний план, слева нет никаких равнозначных элементов. Чем же в этом случае уравновешивается композиция? Оказывается, что элементом, уравновешивающим в кадре фигуру человека, здесь является направление развивающегося в кадре движения. Этого незримого элемента вполне достаточно для достижения равновесия. Более того, если бы мы в левой части кадра разместили какой- то предмет, он был бы здесь совершенно лишним, возникал как препятствие на пути развивающегося движения, что снижает степень динамичности снимка.

Д. Шоломович. В новогоднюю ночь

Фото 54. Д. Шоломович. В новогоднюю ночь

И другие элементы композиции могут завершать ее и делать уравновешенной. Так, в фото 47 основной объект изображения помещен в правом верхнем углу кадра, а противоположная — левая нижняя его часть заполняется только световым пятном и падающей тенью. Однако этих элементов светового рисунка оказывается вполне достаточно для того, чтобы композиция приобрела необходимую законченность и уравновешенность.

К чему же практически сводится работа по установлению композиционного равновесия в кадре? Этот процесс условно, в методических целях, может быть разделен на две фазы: первая — нахождение в рамке видоискателя или на матовом стекле фотоаппарата места для размещения главного объекта изображения (рис. 127, а, б, в, г) и вторая фаза — заполнение противоположной пустой части кадра другими элементами объекта съемки и композиции (рис. 127, д, е, ж, з).

При размещении главного объекта изображения в правом нижнем углу кадра (рис. 127, а) остается незаполненным значительное пространство в кадре, оно легко исключается из композиции проведенными на рисунке пунктирными линиями. Такие же незаполненные пространства остаются и в рис. 127, б, в. Наконец, мы находим положение, показанное на рис. 127, г, в котором незаполненным остается низ кадра, где мы и имеем в виду разместить остальные элементы нашей композиции.

Рис. 127. Композиционное построение кадра при съемке натюрморта

Начинаем искать для них место. Рис. 127, д, е снова позволяют отбросить оставшуюся незаполненной часть кадра, обрезать его по проведен- и; пунктирным линиям. В рис. 127, ж предметы как будто бы разместись закономерно, но остается пустой средняя часть кадра, и композиция легко распадается на две самостоятельные части — верх и низ.

Осветим наш натюрморт контровым светом. Образуются тени, которые заполняют среднюю часть кадра и объединяют два элемента, бывшие до сих пор самостоятельными и изолированными. Дополним натюрморт недостающими деталями и получим законченный кадр, показанный на рис. 127, з.

Первая и вторая фазы композиционного построения снимка так отчетливо разделяются только в первых учебных упражнениях, одним из которых может быть съемка натюрморта. При выполнении этих упражнений у фотографа развивается чувство гармонии, художественный вкус. В дальнейшем приобретаются прочные навыки композиционного творчества и две разделенные фазы, как правило, сливаются в один общий изобразительный прием построения кадра как картины.

Конечно, не все без исключения снимки строятся по принципу уравновешенных композиций. Могут существовать и существуют и неуравновешенные композиции, но они рождаются в процессе творчества отнюдь не случайно, как это получилось при съемке фото 52. Нарушение равновесия в таких картинах является хорошо продуманным приемом организации кадра, этим приемом художник добивается определенного зрительного эффекта, выражает глубже и полнее содержание картины. Нарушение равновесия вносит в картину элемент беспокойства, неустойчивости, отчего может возникнуть своеобразная динамичность. Эти свойства неуравновешенной композиции и используются художником, который сознательно отказывается от равновесия и устойчивости изображения во имя выразительного решения определенных смысловых задач.

Неуравновешенные композиции в фотографии встречаются значительно реже, чем композиции уравновешенные, имеющие самое широкое распространение в пейзаже, портрете, натюрморте и многих других случаях фотосъемки. Выбор точки съемки, границ кадра, условий освещения, момента съемки, применение всех существующих творческих приемов построения фотоснимка позволяют по-разному расположить в кадре элементы композиции, связать их в единую картину и добиться композиционного равновесия.