×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

При фотографировании в большинстве случаев фотограф встречается с необходимостью воспроизведения на снимке движения в том или ином его виде. В репортажном снимке непременно присутствуют люди, идущие, работающие, жестикулирующие; в городской пейзаж чаще всего включается транспорт—автобусы, трамваи, быстро мчащиеся машины; спортивные снимки полны движения; пейзажный снимок изображает сгибающиеся под ветром ветви деревьев, плывущие по небу облака, летящих птиц, волны, набегающие на берег, и даже портретная съемка связана с изображением движения — поворота головы, жеста руки, мимики лица.

Фотография не может изобразить движения как такового так, как это делает кинематограф, поскольку движение развивается во времени, а снимок запечатлевает одинединственный и притом очень короткий момент и, следовательно, лишь какую-либо одну фазу движения. И тем не менее перед фотографом всегда стоит проблема передачи движения на снимке или, как еще говорят, проблема создания динамичного снимка. Ибо фотоснимок, не передающий характера движения, происходящего в кадре, теряет свою жизненную правдивость.

Итак, снимок фиксирует лишь одну из фаз движения, происходящего перед фотоаппаратом, и именно ту, в которой находился движущийся объект в момент спуска затвора фотоаппарата. Следующий рисунок показывает, какое множество фаз проходит спортсмен во время прыжка.

Различные фазы движения спортсмена при прыжке с шестом

Различные фазы движения спортсмена при прыжке с шестом

Одни из этих фаз, как, например, показанная на следующем рисунке, хорошо характеризуют движение в целом, дают о нем верное представление. По одной этой фазе уже можно в какой-то мере судить о предыдущем положении спортсмена и о его дальнейшем перемещении.

Характерная фаза движения спортсмена

Характерная фаза движения спортсмена

Но наряду с такими характерными для воспроизводимого движения фазами существуют и другие, проходные фазы, которые, будучи выделены из общего непрерывного движения, не только не передают его характера, но могут создать и неверное впечатление о нем. Таково, например, положение спортсмена, изображенное на рисунке:

Нехарактерная фаза движения спортсмена

Нехарактерная фаза движения спортсмена

И если при фотосъемке момент спуска затвора совпал с фазой движения, фотографическое изображение верно передаст все движение в целом и снимок становится динамичным.

Если же спусковая кнопка затвора фотоаппарата нажимается в тот момент, когда спортсмен находится в положении,  характер движения в снимке не передается, фигура спортсмена получается на снимке в искаженном виде и фотографическое изображение теряет свою жизненную правдивость (фото 48). (Следовательно, правильный выбор момента съемки — одно из важнейших условий выразительной передачи на снимке движения, происходящего в кадре.

Неправильно выбранный момент съемки

Неправильно выбранный момент съемки

Очевидно, для этого необходимо хорошо знать, как развивается все движение в целом, через какие фазы проходит движущийся объект, какие из них наиболее характерны для данного движения и дают о нем правильное представление. При спортивных съемках фотограф должен быть знаком с фотографируемым видом спорта или, во всяком случае, до съемки побывать на тренировочных занятиях, чтобы иметь возможность оценить движения спортсменов и наметить моменты съемки. При работе над портретом всегда возможно проследить поворот, жест, движения снимаемого человека и нажать спуск затвора в нужный момент, зафиксировав на снимке живую и естественную позу человека. И во всех других видах съемки следует внимательно отнестись к оценке движения, происходящего в кадре, с целью правильного выбора момента спуска затвора фотоаппарата.

Как важен выбор момента спуска затвора для динамичности снимка, ясно также из следующего примера: при съемке фото 49 затвор был спущен слишком поздно. Велосипедист уже прошел через все пространство кадра и находится сейчас у правой его границы. Эта граница кадра становится как бы препятствием на пути развивающегося движения и динамика снимка теряется. В то же время свободное пространство которое осталось в кадре позади велосипедиста, по сути дела, совершенно не нужно и было бы значительно важнее оставить его перед велосипедистом, где этого пространства сейчас явно не хватает. И вообще в этом кадре тесно, при таком обрезе снимка передать движение трудно и динамика теряется.

Момент спуска затвора выбрали неправильно, композиция неточна

Фото 49. Момент спуска затвора выбрали неправильно, композиция неточна

В фото 50 момент съемки выбран правильно, верно использованы возможности композиционного построения снимка. Велосипедист только что вошел в поле зрения объектива и находится в правой части кадра. По направлению его движения оставлено значительное свободное пространство, которое как бы открывает путь развивающемуся движению, подчеркивает направленность движения. И этот простой изобразительный прием позволяет получить значительно более динамичный снимок, чем фото 49. По приведенным выше соображениям, свободное пространство в левой части кадра совершенно необходимо, а потому его исключение из снимка ухудшает изобразительный результат, лишает снимок динамики.

М. Ардабьевский (студент ВГИК). На велотреке

Фото 50. М. Ардабьевский (студент ВГИК). На велотреке

Таким образом, свободное пространство, оставленное кадре в направлении развивающегося движения. способствует получению динамичного снимка.

К композиционным приемам построения фотоснимка, способствующим общей динамичности, можно отнести линейную организацию кадра его использование направления главных линий для передачи движения. Например, снимок 50 построен так, что основные линии в кадре идут наклонно, устремляясь к единой точке схода. Эти линии направляют взгляд зрителя, а движение, происходящее в кадре, по своему направлению совпадает с линейным рисунком и с движением взгляда зрителя. Такое слияние этих трех факторов дает направленность всей композиции, подчеркивает динамику действия. Следовательно, линейный строй снимка дает возможность выразительно передать происходящее в кадре движение.

Если же направление движения в кадре не учтено при общем линейном решении снимка, он может потерять свою динамичность. Например, представьте себе снимок, где все основные линии идут параллельно рамкам кадра, где есть, следовательно, четко выраженные вертикали, а движение направлено так же, как и в фото 50. Подобно тому, как в фото 49 препятствием перед велосипедистом является линия рамки кадра, возникающая прямо перед ним, в таком снимке движение будет как бы останавливаться вертикальными линиями (столбы, стволы деревьев и пр.), в которые это движение упирается.

Быстро движущийся объект, скорость которого превышает некоторый предел, перестает быть четко видимым, особенно если наблюдатель находится на близком расстоянии от этого объекта. Глаз перестает различать отдельные детали, они сливаются в одно общее пятно, иначе говоря, изображение как бы смазывается, становится нерезким, размытым.

Эта закономерность зрительного восприятия может быть использована при фотосъемках в целях создания эффекта движения в кадре, ибо нерезкость отдельных элементов фотографического изображения быстро движущегося объекта подчеркивает движение, происходящее в кадре. Более того, полная оптическая резкость изображения быстро движущегося объекта далеко не всегда бывает желательной: если ничто не указывает на движение объекта, если отчетливо видна каждая его деталь, в снимке исчезает и само движение, а движущийся объект кажется застывшим, остановившимся. Снятые и изображенные таким образом автомашины, мотоциклы и пр., движущиеся с большой скоростью, на снимке кажутся стоящими на месте, ибо детали быстро движущихся элементов, например вращающихся колес и пр., неразличимые в действительности, на снимке становятся отчетливо видимыми.

Другой пример: снимем с очень короткой выдержкой низвергающуюся, массу воды (водопад, плотина гидроэлектростанции и пр.). Фотографическое изображение каждой детали в этом случае становится настолько отчетливым, что поток воды, который в жизни мы видим всегда движущимся, бурлящим, меняющим свои очертания, на снимке застывает, становится похожим скорее на ледяную массу, чем на живой поток воды, Движение исчезает, так как на снимке становится отчетливо видимо то, чего в жизни мы так отчетливо не различаем. Легкая смазанность быстро движущегося потока была бы на фотографическом изображении полезнее чем полная оптическая резкость.

Снимите с выдержкой 1/1000 сек. морскую волну, с грохотом, брызгами и пеной обрушивающуюся на берег. Сверхкороткая выдержка даст абсолютно резкое изображение каждой брызги воды, поскольку за такой короткий отрезок времени движущаяся частица смещается на самое незначительное расстояние, непередаваемое на снимке, т. е. практически как бы остается неподвижной. И это превращает воду на снимке в застывшую неподвижную массу.

Таким образом, оптическая нерезкость на изображении отдельных деталей быстро движущегося объекта помогает передаче движения на фотоснимке, поскольку их смазанное изображение соответствует нашему зрительному восприятию быстрого движения в жизни: глаз не улавливает и не фиксирует каждую отдельную фазу движения при высоких скоростях, не видит, например, спиц вращающегося колеса, винта мотора самолета и пр.

Быстро движущийся объект только тогда отчетливо виден зрителю, когда зритель следит за ним взглядом, провожает его соответствующим поворотом головы. Но при таком движении из внимания зрителя исключается фон, находящийся позади движущегося объекта. Фон в этом случае становится второстепенным, нейтральным, отдельные его детали различаться перестают. И эта жизненная закономерность широко используется при съемках движения в так называемом способе съемки с проводкой.

Техника этого способа заключается в следующем: фотограф берет в кадр быстро движущийся объект и поворачивает фотоаппарат вслед за его движением, следит за его перемещением по видоискателю и ни на секунду не выпускает его из поля зрения объектива. Аппарат продолжает двигаться и в момент спуска затвора, и, таким образом, пленка экспонируется в процессе перемещения аппарата. Казалось бы, что при этих условиях снимок неизбежно должен получиться нерезким, смазанным. Однако на фото 51 главный объект изображения — мотоциклисты — передается с достаточной степенью резкости. Чем же это объясняется?

При перемещении аппарата вслед за мотоциклом мы все время держим последний в кадре, и это обеспечивает примерно одинаковые угловые скорости движения объекта съемки и фотоаппарата. Следовательно, мотоцикл и фотоаппарат, имея определенную скорость движения по отношению к окружающим их предметам, не смещаются относительно друг друга. Отсюда достаточная резкость изображения мотоциклиста на снимке. А вот фон, в отношении которого фотоаппарат перемешается в момент спуска затвора, причем это движение ничем не компенсируется, получается на снимке совершенно нерезким, смазанным. И такая смазанность фона подчеркивает быстроту движения мотоцикла, так как совпадает с нашим жизненным опытом восприятия быстрого движения.

М. Ардабьевский (студент ВГИК). К финишу!

Фото 51. М. Ардабьевский (студент ВГИК). К финишу!

Необходимо отметить, что степень нерезкости (смазанности) фона зависит от выдержки: чем больше выдержка, тем более нерезким получается фон.

Итак, оптическая нерезкость, смазанность фона при резком изображении основного движущегося объекта способствует передаче движения на фотоснимке.

Для жизненности и динамичности фотографического изображения чрезвычайно важно то положение снимаемых людей, их позы, повороты, жесты, направление взглядов и пр., в котором они находятся в момент съемки. Выразительное и динамичное изображение поворота, жеста, мимики лица не менее важно, чем убедительная передача перемещения в пространстве быстро движущихся объектов.

Например, надуманный жест, не свойственный снимаемому человек поворот, не характерные для него и не подсказанные самим происходящая действием, заставляют человека специально позировать перед аппаратом, такой снимок теряет непосредственность и правдивость. Надуманный жесты всегда выглядят на снимке принужденными, движение здесь останавливается, люди замирают перед фотоаппаратом в напряженных позах В то же время правильно найденный поворот, хорошо воспроизведен! ный жест дополняют общую картину действия и полнее ее раскрывают Очевидно, при репортажной съемке характерные позы, повороты я жесты специально не диктуются снимаемым людям, что наверняка привело бы к потере документальности снимка и недопустимой в репортаже инсценировке, а выбираются из множества положений, которые наблюдает фотограф. И здесь также важно найти характерную фазу движения и совместить с ней момент спуска затвора фотоаппарата.

При портретной съемке фотограф может просить снимаемого человека свободно подвигаться перед аппаратом в пределах пространства, ограниченного рамкой кадра, и, наблюдая за положением человека, выбрать наиболее характерные и выразительные позу, поворот головы и фигуры, жест.

Еще более внимательно должен относиться фотограф к передаче мимики, выражения лица человека в момент съемки. Выражение лица человека, передающее внутреннее его состояние, обусловливается движением мышц лица, и это движение, как и всякое движение, складывается из множества фаз, одни из которых характеризуют состояние человека, другие являются проходными, нехарактерными. И если момент съемки, момент спуска затвора фотографического аппарата приходится на одну из нехарактерных фаз, результат съемки оказывается неудовлетворительным, потому что изображение теряет сходство с оригиналом, сфотографированный человек становится неузнаваемым на снимке, а иногда бывает и так, что лицо его как бы искажается гримасой.

Таким образом, для общей динамичности и действенности снимка важны не только выразительная передача движения как такового, перемещения объекта съемки в пространстве, но и правдивое и живое изображение поворота фигуры, жеста, мимики снимаемых людей.

Композиционное построение кадра должно способствовать выражению движения: на пути, движущегося объекта не должны встречаться препятствия в виде четких вертикальных линий или границ кадра, направление основных линий в кадре следует совмещать с направлением, в котором развивается движение, и т. д.

Эти и другие композиционные приемы позволяют в снимке, фиксирующем лишь очень короткий момент и единственную фазу непрерывно развивающегося движения, передать его характер, темп, направление и вызвать у зрителя, рассматривающего снимок, те же впечатления и представления, которые возникают и при наблюдении подобного движения в жизни.