×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Правдивое и выразительное раскрытие в фотографическом снимке его содержания требует непременного выделения тем или иным способом главного объекта изображения. Снимок 41 пестр и невыразителен именно потому, что внимание зрителя здесь ни на чем определенном не сосредоточивается и взгляд скользит по всей площади снимка, нигде не задерживаясь. Основной недостаток этого снимка состоит в том, что в нем не выделен главный объект изображения, нет необходимого смыслового и зрительного акцента. Второстепенные элементы композиции воспроизведены в кадре с теми же подробностями, что и главный объект, и отвлекают на себя внимание зрителя. Изобразительный результат, кроме того, ухудшается пестрым фоном, рисунок которого столь же отчетливо виден в кадре, как и любой из находящихся на столе предметов.

Сравните с этим снимком фото 42. Здесь взгляд сразу же останавливается на главном объекте изображения — бокале — благодаря тому, что он находится значительно ближе к точке съемки, чем другие элементы композиции, или, как еще говорят, главный объект изображения здесь вынесен на передний план.

Известно, что предметы и фигуры, расположенные близко к точке съемки, изображаются на снимке в более крупном масштабе, чем предметы удаленные. И, конечно, укрупненные предметы, находящиеся на снимке впереди, у самой рамки кадра, ничем не заслоненные и отчетливо видимые, привлекают к себе внимание, прежде всего.

Таким образом, вынесение главного объекта изображения на передний план есть один из способов его выделения в кадре.

Возьмите любой снимок, в котором нет никаких специально организованных акцентов, где изобразительный материал равномерно распределен по всему полю кадра. Куда, прежде всего, обращается взгляд зрителя при рассматривании такого кадра? Опыт показывает, что чаще всего это будет геометрический центр снимка, место пересечения диагоналей прямоугольника кадра.

В снимке отсутствует необходимый изобразительный акцент

Фото 41. В снимке отсутствует необходимый изобразительный акцент

А. Трофимов (студент ВГИК). Учебный натюрморт

 

Фото 42. А. Трофимов (студент ВГИК). Учебный натюрморт

 

Эта закономерность может быть использована для привлечения взгляда зрителя к тому, на что автор хочет обратить его внимание прежде всего. И действительно, рассматривая фото 43, мы прежде всего обращаем внимание на малыша, представляющего собой смысловой центр картины, видим его отчетливо и ясно. Это происходит именно потому, что его местоположение совпадает с центром кадра.

Следовательно, вы деление в снимке главного объекта изображения может быть осуществлено совмещением смыслового центра композиции с геометрическим центром кадра.

Чрезвычайно действенным средством в решении задачи выделения главного объекта изображения из всего материала фотографической картины является свет, который часто используется при фотосъемке для этой цели.

На фото 28 и 41 не сразу становится ясным, что, собственно, является здесь главным объектом изображения, что привлекло внимание фотографа при съемке, ради чего сняты эти кадры и на что в первую очередь следует обращать здесь внимание тем, кто рассматривает эти снимки. Такая неопределенность возникает потому, что все элементы объекта съемки в обоих снимках освещены совершенно одинаково, а потому они и становятся равнозначными для зрителя, ни один из них не имеет каких-либо преимуществ. Равномерное освещение всего объекта съемки как бы нивелирует фотографическое изображение, выравнивает его тона, лишает кадр необходимых зрительных акцентов.

Иначе построено освещение в фото 44. Основной поток света направлен на главный объект изображения, освещает его, четко обрисовывая контурные формы. Другие участки поля кадра освещены менее ярко, и потому главный объект изображения отчетливо вырисовывается на снимке и сразу же привлекает к себе внимание.

Световой акцент на главном объекте изображения — один из способов привлечь к нему внимание зрителя.

Поставленную задачу может также решить линейное построение снимка. Все линии в снимке устремляются к единой точке схода, и по ним направляется взгляд зрителя, например, от переднего плана в глубину в том случае, если основные линии идут именно таким образом. И если здесь, в глубине, в точке схода линий, помещается главный объект изображения, то благодаря такому композиционному построению снимка главное в кадре приобретает доминирующее значение.

Тональная организация кадра может быть использована в тех же целях. В фото 45 обращает на себя внимание темная по тональности скульптура, выделяющаяся на более светлом фоне. Может существовать и другое решение: фон притемнен и с ним контрастирует светлая фигура, привлекающая к себе внимание зрителя (фото 46).

В. Корнильев (студент ВГИК). Фотоэтюд

Фото 43. В. Корнильев (студент ВГИК). Фотоэтюд

Н. Сибилев. Танец

 

Фото 44. Н. Сибилев. Танец

В. Павлов. Памятник Ломоносову

Фото 45. В. Павлов. Памятник Ломоносову

Л. Шоломович. Зимний корт «Динамо»

Фото 46. Л. Шоломович. Зимний корт «Динамо»

В. Генде-Роте. В жаркий день

Фото 47. В. Генде-Роте. В жаркий день

В фото 47 главный объект изображения отчетливо и ясно выделяется потому, что наводка на резкость сделана именно на это расстояние и главный объект изображается с хорошей степенью резкости. В то же время фон воспроизведен с меньшей резкостью и потому не останавливает внимания зрителя.

Следовательно, высокая степень оптической резкости главного объекта изображения и потеря резкости на второстепенных деталях помогают выделению основного, главного объекта.

Перечисленные выше изобразительные приемы не исчерпывают, конечно, всех творческих возможностей решения поставленной проблемы. Можно изыскать еще целый ряд способов, столь же эффективных, помогающих ясно и четко построить фотографический снимок.

Усвоив основные принципы, каждый фотограф в своей практической деятельности найдет эти средства и приемы, решающие одну из важнейших закономерностей композиционного построения кадра — выделение главного объекта изображения из всего материала, попадающего в поле зрения объектива съемочного аппарата.