×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Ценность того или другого фотографического снимка определяется прежде всего тем, что на нем изображено. Ни четкое композиционное построение кадра, ни блестящее световое решение, ни исключительно интересная тональность фотографической картины сами по себе интереса для зрителя не представляют, его, прежде всего, интересует содержание снимка. Ведь стенды с фотоснимками и фотографические выставки привлекают массу людей не потому, что авторы выставленных работ демонстрируют здесь свои композиционные приемы, свое умение работать со светом и пр. Зрителя притягивают показываемые на снимках события, картины человеческой жизни, люди и их характеры, живописная природа Родины и далеких, никогда не виданных стран и т. п.

«За мир!», «Москва строится», «Ночная уборка урожая на целинных землях», «Розлив стали», фоторепортаж о пребывании иностранных гостей в Советском Союзе и советских делегаций за рубежом, «На колхозный праздник!», «Зимний вечер», «Осень в Крыму», «Концерт для мамы», работа научных экспедиций на Северном полюсе и в Антарктике, «В детском саду», «На первенство страны», портреты знатных людей, «В рабочей изостудии», «Первый снег», «Студенческий бал», «Березы», «В новый дом», «Тигроловы», «Дождь», «Умелые руки», «На пляже», «Южные туристы в походе» — вот что показывают нам фотоснимки и вот ради чего тысячи людей посещают каждую фотографическую выставку.

Следовательно, главное, ведущее начало при создании фотографической картины принадлежит ее содержанию. Содержание и есть то, ради чего создается и существует фотоснимок. Что именно сказал нам автор своей работой,— это определяет нужность и ценность снимка.

Однако при всей важности и значимости содержания большое место в творчестве занимают и вопросы изобразительной формы. Очень важно, что изображено на снимке, но важно также и как построено изображение, насколько доходчиво и выразительно раскрыл автор в кадре взятую тему, насколько понятно и четко донес он до зрителя свою основную мысль.

И здесь важнейшим условием получения яркого и запоминающегося фотографического снимка является его правдивость, на чем мы и остановимся, прежде всего.

Говоря о правдивости фотоизображения, мы имеем в виду его верность действительности. Творчество автора, следовательно, должно быть направлено на правдивое отображение на снимке явления, события, сюжета, привлекших его внимание в жизни.

Поясним сказанное примером, сравнив между собой два снимка — фото 33 и 34. И на том и на другом снимке мы видим элементы архитектуры; более того, в основу композиционного решения кадра в обоих случаях положен один и тот же принцип — и там и здесь в кадре используется передний план. Однако в первом случае (фото 33) этот прием становится самоцелью, он обнажен в снимке, мы ясно ощущаем, что автор стремился получить «оригинальный» по композиции кадр, увлекся элементами изобразительной формы и в какой-то мере утратил живость изображения. Кадр становится несколько абстрактным, живая действительность уступает здесь место сочетаниям линий и тонов как таковых. Конечно, здесь не утерян здравый смысл, мы узнаем предметы, нам ясны и архитектурные формы этой части здания, но в снимке уже нет ни настроения, ни живости изображения, он суховат, схематичен.

В фотографии опасны такие тенденции, ибо в своем крайнем развитии они приводят к чисто формальным упражнениям, в которых полнокровная жизнь подменяется придуманными художником абстрактными сочетаниями тонов и линий.

Совершенно иначе воспринимается снимок 34. Он строг и точен по композиции, на нем хорошо выражена глубина пространства, чему и помогает введенный в кадр справа передний план. Автором выбран и использован в снимке определенный характер освещения, получено единое тональное решение. Все эти элементы изобразительной формы использованы с целью правдивого и выразительного раскрытия содержания, основной мысли автора — изобразить уголок города, имеющий свои специфические архитектурные особенности. Автор хорошо справился с поставленной задачей, добился не только правильной передачи архитектурных форм, но передал и атмосферу раннего вечера, настроение. Поэтому снимок и впечатляет зрителя, доставляет ему определенное эстетическое удовольствие, ибо фотографическое изображение здесь верно передает черты жизни, оно жизненно правдиво.

Пример формального использования переднего плана

Фото 33. Пример формального использования переднего плана

К. Новиков (студент ВГИК) Пейзаж

Фото 34. К. Новиков (студент ВГИК) Пейзаж

Правдивость передачи действительности касается всех сторон построения снимка. Размещение в кадре фигур, предметов и других элементов композиции не может быть произвольным, оно должно соответствовать тому, как эти фигуры и предметы обычно размещаются в действительности, иначе снимок теряет свою правдивость.

Например, как достоинство фото 35 следует отметить то обстоятельство, что присутствия фотографа мы здесь совершенно не ощущаем. Участники сцены и во время съемки продолжали двигаться и действовать, а не позировали перед объективом съемочного аппарата. Сцена проста и естественна. Но работа фотографа не сведена здесь к простой фиксации с помощью фотографической техники всего, что случайно попало в поле зрения объектива. Фрагмент действительности, показанный нам автором, тщательно им выбран, сценка, подсмотренная автором в жизни, характерна, передает атмосферу праздничной улицы города, заполненной народом. Кадр четок по композиции: в нем нет ничего лишнего, главное в кадре — мальчуган, пришедший на первомайскую демонстрацию,— сразу привлекает к себе внимание зрителя, так как он размещен на переднем плане и хорошо освещен солнцем.

На фото 36 эта простота и естественность утеряны. Действие сцены остановлено, ее участники просто позируют перед объективом съемочного аппарата. И несмотря на то, что формально картинная плоскость здесь заполнена относительно правильно, это не спасает положения, и снимок вследствие потери живости, жизненной правдивости становится статичным, позировочным.

Правдивость снимка требует также правильного взаимодействия людей в кадре, их общения, согласования направления движений, поворотов, взглядов, жестов и пр. Эта задача правильно решена в снимке 35, где есть центр внимания для всех участников сцены, единая направленность движений и взглядов к общему центру, находящемуся за пределами картинной плоскости.

В снимке 36 участники сцены разобщены, единым центром внимания стал объектив фотоаппарата, куда и смотрят все люди. В результате мы обнаруживаем присутствие фотографа, и вся сцена выглядит как специально поставленная в целях фотосъемки, а не как увиденная фотографом в жизни.

Требование правдивости фотографического изображения относится, как уже говорилось, ко всем без исключения элементам снимка, ко всем приемам его построения, в том числе и к работе со светом. Очень часто при использовании осветительных приборов фотограф утрачивает правду естественной световой обстановки, к результате чего сразу же обнаруживается техника фотосъемки. Так, в снимке 37 виден действующий источник света — электрическая лампа, освещающая снимаемый интерьер. Есть в кадре и окно, и мы видим, что на улице еще достаточно светло. Но фотограф не использовал в качестве основы светового рисунка кадра ни свет, падающий в комнату из окна, ни свет от висячей электрической лампы. Световые пятна и тени в кадре распределены вне всякой связи с этими действующими источниками. Дополнительные осветительные приборы, которые Фотографу следовало использовать как вспомогательные (для снижения контрастов естественного освещения и пр.), он устанавливает вне связи сосновными видимыми в кадре реальными источниками света. При этом образуются случайные тени от абажура на потолке, от мебели — на стенах, приборы отражаются в стекле окна. На потолке, над абажуром, так же светло, как и под абажуром, где свет электрической лампы ничем не перекрывается, чего в жизни никогда не бывает. Все это нарушает правдивость освещения, выдает присутствие фотографа и обнаруживает его технические приемы, а небрежность светового построения нарушает правдивость снимка и снижает общее впечатление от него.

В фото 38, 39 и 40 удачно воспроизведены реальные эффекты освещения и их закономерности, что делает снимки более живыми и непосредственными.

Фотоснимок должен правдиво отражать действительность — такова первая и важнейшая закономерность композиционного творчества.

Х. Рехе (студент ВГИК). На демонстрации

Фото 35. Х. Рехе (студент ВГИК). На демонстрации

Пример позировочного снимка

Фото 36. Пример позировочного снимка

На снимке обнаруживается работа вспомогательных осветительных приборов

 

 

Фото 37. На снимке обнаруживается работа вспомогательных осветительных приборов

А. Невежин. В кабинете физиотерапии

 

Фото 38. А. Невежин. В кабинете физиотерапии

С. Кропивницкий. Сварщики

 

Фото 39. С. Кропивницкий. Сварщики

Б. Игнатович. Розлив стали

 

Фото 40. Б. Игнатович. Розлив стали