×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Изучив фотоаппаратуру, негативные материалы и их основные свойства, элементарную технику фотосъемки, фотографическую обработку негатива и позитивный процесс, фотограф как будто бы приобретает достаточные знания и умение сделать фотоснимок. Однако многочисленные примеры показывают, что, обладая только этими знаниями, фотограф в состоянии сделать лишь технически грамотный снимок, но часто получает неинтересный изобразительный результат, скучные, невыразительные и не привлекающие к себе внимания кадры.

Действительно, натюрморт, пейзажный снимок, портрет и репортажный снимок в техническом отношении удовлетворительны: они сняты резко, с правильной экспозицией, проявлены и отпечатаны элементарно грамотно. Но вместе с тем эти снимки никак нельзя назвать хорошими, удавшимися. Они производят впечатление каких-то случайных кадров, где видна скорее работа фотоаппарата и объектива, чем самого фотографа — их автора. Более того, взятая тема в этих снимках не раскрывается с необходимой ясностью и убедительностью: не сразу догадываешься, например, что изображено на фото 28. Чтобы разобраться в содержании снимка, нужно долго и пристально его рассматривать.

Низкие художественные качества этих снимков становятся особенно очевидными при сравнении приведенных кадров с родственными им по характеру фото 29, 30, 31 и 32. Становится очевидным, что знание одной только техники еще не обеспечивает получения выразительного, яркого и запоминающегося снимка.

Неудовлетворительное композиционное решение натюрморта

Фото 25. Неудовлетворительное композиционное решение натюрморта

Неудовлетворительный пейзажный снимок

Фото 26. Неудовлетворительный пейзажный снимок

Портретный снимок, неточный по композиции

 

Фото 27. Портретный снимок, неточный по композиции

Снимок неудовлетворительный по композиции

Фото 28. Снимок неудовлетворительный по композиции

А. Княжинский (студент ВГИК). Натюрморт

 

Фото 29. А. Княжинский (студент ВГИК). Натюрморт

 

 

Чем же так выгодно отличаются фото 29, 30,31 и 32 от фото 25,26, 27 и 28? В чем здесь секрет успеха работы фотографа и причины выразительности фотографических картин?

Рассмотрим фото 25. Мы видим, что все предметы, составляющие натюрморт, сосредоточены в одной части кадра — расположены вдоль его горизонтальной оси. Все они здесь совершенно равнозначны, и потому зритель не в состоянии сосредоточить свое внимание на какой-то определенной детали снимка, самой важной для данной темы. Взгляд зрителя равнодушно скользит по всему кадру, ни на чем определенном не останавливаясь, а сама картина не впечатляет зрителя, ибо не овладевает его вниманием.

В связи с размещением всего изобразительного материала в центральной части кадра сверху и внизу образовались свободные, незаполненные пространства, которые никак не используются и легко могут быть исключены простым обрезом снимка, причем от этого, по существу, ничего не меняется и снимок беднее не становится.

Проанализируем с точки зрения распределения материала в кадре фото 29. Здесь картинная плоскость использована значительно правильнее. Предметы гармонично распределены в рамке кадра, причем сразу привлекают к себе внимание предметы, попадающие в световое пятно от настольной лампы. И несмотря на то, что мы видим здесь значительно меньше предметов, чем на фото 25, взятая тема раскрывается на снимке полнее и убедительнее, чем в первом случае, в результате имеющегося изобразительного акцента на основных предметах натюрморта.

В фото 29 нет пространств свободных и незаполненных, которые легко могли бы быть исключены простым обрезом изображения без того, чтобы не пострадала цельность и законченность картины.

Обратимся к фото 26. Как построен этот кадр? Трудно ответить на этот вопрос, так как в основе распределения материала в картине нет никакого принципа. Как, например, выбраны границы кадра? Можно с уверенностью сказать, что при съемке фотограф не задумался достаточно серьезно над определением их местоположения. И это очень легко доказать. Попробуем, как мы это делали и раньше, смещать к центру кадра или от него верхнюю, правую или левую сторону прямоугольника кадра. Образуются новые варианты снимка, ничуть не худшие, чем первый, основной вариант, но тоже не представляющие собой ничего интересного.

Такую операцию невозможно проделать с фото 30. Здесь границы кадра выбраны так, что каждая из них обусловлена включенным в снимок элементом объекта съемки. И теперь границы невозможно сдвинуть без того, чтобы не исключился из поля зрения один из этих элементов, что приводит к обеднению изобразительного результата, к ухудшению снимка.

В портрете на фото 27 отсутствует необходимая направленность композиции: девушка помещена точно в центре кадра, вследствие чего справа образуется лишнее свободное пространство, а взгляд девушки упирается в рамку кадра. Здесь слева явно ощущается недостаток свободного пространства, в то время как с противоположной стороны это освобожденное пространство совершенно не нужно. Портрет на фото 31 с этой точки зрения построен гораздо точнее.

А. Лобов. Молодая тайга

Фото 30. А. Лобов. Молодая тайга

В репортажном снимке 28 отсутствует зрительный центр. Это значит, что главное в кадре не выделено, и четкость изображения в результате теряется, весь снимок выглядит пестрым, перегруженным деталями.

В репортажном снимке 32 есть необходимые акценты, организующие изображение, обращающие внимание зрителя на главное в кадре.

Приведенные примеры показывают, что далеко не безразлично, как распределены в кадре составляющие его элементы. Чрезвычайно важно определить, какое место займут на снимке фигуры и предметы, как они будут сопоставляться и связываться друг с другом, как будут выбраны границы кадра и организованы необходимые смысловые и зрительные акценты.

М. Ардабьевский (студент ВГИК). Портрет

Фото 31. М. Ардабьевский (студент ВГИК). Портрет

Д. Коржихин (студент ВГИК). На ринге

Фото 32. Д. Коржихин (студент ВГИК). На ринге

Отсюда следует вывод, что фотографический снимок должен быть построен по каким-то закономерностям, обеспечивающим четкость изображения, ясность, определенность и выразительность рисунка фотографической картины, глубокое и убедительное раскрытие ее содержания.

Это построение снимка по определенным закономерностям иначе называется композицией кадра. Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, соединение, составление, связь, т. е. построение изображения, установление соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое — завершенное и законченное фотографическое изображение.

Какими же изобразительными приемами может осуществить фотограф композиционное построение задуманного им снимка?

Заполнение картинной плоскости, распределение в кадре отдельных элементов и их взаимосвязь зависят от многих факторов, к которым прежде всего следует отнести выбор точки зрения на снимаемый объект, выбор точки съемки. И здесь важны как направление, с которого ведется съемка, так и расстояние от места установки аппарата до снимаемого объекта и, конечно, высота точки съемки. Ведь эти координаты точки съемки уже обусловливают включение в кадр некоторых частей объекта съемки и, следовательно, введение в картинную плоскость того или иного композиционного элемента, а также и их место в картине.

Композиция кадра зависит от того, насколько крупно снят объект, как выбраны границы кадра, в какой части кадра находятся перемещающиеся элементы композиции (мчащийся локомотив, идущий человек и пр.) и как они связываются с другими элементами композиции, как выбран момент съемки.

Решению композиционных задач активно помогает свет, ибо световые пятна и блики, лучи света и тени наравне с материальными предметами участвуют в заполнении картинной плоскости.

Технические средства фотографии (сменные объективы с различными фокусными расстояниями, светофильтры и пр.) и технические приемы (установление глубины резко изображаемого пространства и др.) также могут быть использованы для завершения композиционного рисунка фотографической картины.

Перейдем теперь к определению и изучению главных закономерностей композиционного решения фотоснимка.