×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Проблема зернистости фотографического изображения становится особенно актуальной при печати с малоформатных негативов.

Зернистость изображения зависит от характера освещения объекта съемки, негативного материала, процесса проявления, свойств фотобумаги, метода копирования и масштаба увеличения. Неудачным распределением света на объекте, в частности, объясняется и то, что два разных по освещению объекта, снятых на одной и той же фотопленке, дают изображения с различной степенью зернистости.

Зернистость изображения одного и того же объекта может быть неодинаковой и в том случае, если съемка ведется на различных по светочувствительности фотоматериалах. Как говорилось раньше, с повышением светочувствительности негативного материала зернистость изображения увеличивается. Из-за этого особо высокочувствительными эмульсиями, имеющими 350 и больше единиц ГОСТ, пользуются лишь тогда, когда по условиям освещения невозможно воспользоваться менее светочувствительными фотоматериалами.

Очень часто решающее значение в степени образуемой зернистости приписывают составу проявителя и процессу проявления. В связи с этим создано большое количество рецептов так называемых мелкозернистых проявителей.

Особенностями мелкозернистых проявителей является их малая активность, незначительная щелочность раствора, большая концентрация сульфита натрия и иногда присутствие в растворе растворителей галоидного серебра.

В качестве примера рассмотрим проявляющий раствор по рецепту «Д-76», как наиболее распространенный:

Метол

2 г

Гидрохинон

5 г

Сульфат натрия б/в

100 г

Бура

2 г

Вода

до 1 л

Этот проявитель, как и многие другие мелкозернистые растворы, имеют слабощелочную среду. В данном случае щелочность раствора определяется количеством вводимой буры. Причем сама бура никакого влияния на зернистость структуры изображения не оказывает, так же как не влияют на зернистость и другие щелочи.

В слабощелочной среде проявляющие вещества не выявляют в полной мере свою восстанавливающую способность. Причем метол и гидрохинон действуют в растворе по-разному. Если процесс проявления представить упрощенной схемой, то первоначально образование видимого изображения идет за счет метола, и лишь через некоторое время (примерно 7—8 мин.) начинает действовать гидрохинон.

Два негативных изображения, обработанных по 7 мин., будут почти одинаковыми, если одно изображение проявить в метол-гидрохиноновом растворе, а другое — в метоловом (количество сульфита натрия и буры в обоих растворах одно и то же). Только при более продолжительном проявлении негативное изображение создается совместным действием метола и гидрохинона.

Как говорилось выше, в процессе проявления отдельные микрокристаллы галоидного серебра, превращаясь в металлическое серебро, сращиваются в комки. Эти комки, расположенные во много рядов в толще желатинового слоя, в процессе печати проецируются на фотобумагу как укрупненные зерна. Изображение этих зерен будет тем больше, чем больше почернение в негативе, так как в этом случае количество проецируемых серебряных комков оказывается весьма значительным.

В проявляющий раствор для уменьшения размера серебряных комков вводят какой-либо растворитель галоидного серебра. В рассматриваемом нами рецепте таким веществом оказывается сульфит натрия. Поэтому в раствор прибавляется сульфит натрия не только для предохранения проявляющего вещества от окисления, но и для частичного растворения галоидного серебра. Избыток сульфита натрия в проявителе приводит к тому, что некоторая часть неэкспонированного галоидного серебра растворяется, что препятствует образованию больших серебряных комков в процессе проявления. Одновременно за счет растворяющей способности сульфитом натрия серебра снижается общая плотность изображения.

Помимо сульфита натрия в некоторых мелкозернистых проявителях используется роданистый калий. Он также растворяет галоидное серебро, но действует более активно, чем сульфит натрия. В результате обработки негативного материала таким проявителем изображение имеет пониженную плотность и незначительную зернистость.

Введение в проявляющий раствор борной кислоты, резорцина, лимоннокислого натрия и других химикатов на зернистость изображения влияния не оказывает.

Слабощелочные проявители, будучи малоактивными, весьма чувствительны к присутствию в растворе бромистого калия. Бромистый калий в слабощелочном растворе не только снижает плотность вуали, но и мешает образованию деталей в тенях. Чем больше бромистого калия в растворе, тем хуже будут проработаны на негативе детали в тенях. Поэтому большинство мелкозернистых проявителей либо совсем не имеют в своем составе бромистого калия, либо имеют его в очень малом количестве.

В процессе проявления из светочувствительного слоя фотоматериала непрерывно выделяется бромид. Накопление бромидов в растворе можно рассматривать как истощение проявителя, так как по мере повышения концентрации бромидов в растворе на негативе ухудшается проработка деталей в тенях. При большой концентрации бромидов в растворе снижается и общая плотность изображения на обрабатываемом фотоматериале. В связи с этим количество обрабатываемых в определенном объеме проявителя фотоматериалов строго регламентировано каждым рецептом. Попытка компенсировать истощение проявителя увеличением продолжительности проявления не приводит к положительным результатам. Если в истощенном проявителе продолжается обработка материала, например, сверх предусмотренной нормы 5—6 м в литре проявителя обрабатывается 10—15 м пленки, то характер получаемых негативов меняется. Удлинением времени проявления можно добиться нормальной плотности сильно экспонированных участков, но детали в тенях прорабатываются тем хуже, чем больше истощен проявитель. Контраст изображения также будет повышаться с увеличением количества обрабатываемого в одном и том же растворе фотоматериала.

Два негатива будут различаться по характеру изображения, если один из них обработан в проявителе «Д-76», а другой — в растворе, составленном по рецепту № 1. На негативе, проявленном в растворе «Д-76», отлично прорабатываются детали как в сильно освещенных, так и в слабо освещенных участках. В негативе, обработанном в обычном растворе проявителя № 1, хорошо освещенные детали будут по плотностям совпадать с этими же деталями негатива, проявленного в «Д-76»; остальные детали окажутся проработанными много слабее или будут совсем отсутствовать.

Проявив в слабощелочном и нормальном растворах две серии снимков, сделанных в одинаковых условиях и снятых, например, с выдержками 1/5,1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 и 1/500 сек., можно заметить, что среди негативов, обработанных в слабощелочном проявителе, значительно больше таких, с которых легко получить отличные позитивы. Среди негативов, обработанных в проявителе № 1, их оказалось меньше. Это свойство проявителя «Д-76» выравнивать снимки, сделанные с различными выдержками, и послужило причиной широкого распространения слабощелочных проявителей. Такие мелкозернистые проявители часто называют выравнивающими.

Проявляющие растворы, в которых не применяются сода, бура или другая щелочь (например, рецепт «Д-23»), работают за счет щелочной среды, создаваемой имеющимся в проявителе сульфитом натрия. Такие проявители истощаются еще быстрее, чем содержащие буру или малое количество соды.

Некоторые авторы вместо специальных мелкозернистых проявителей рекомендуют пользоваться обычными проявителями, разбавленными водой. Разбавление проявителя сказывается главным образом на характере изображения деталей в тенях объекта. Если путем удлинения времени проявления в разбавленном проявителе изображение сильно экспонированных участков по плотностям может быть подогнано к плотностям негатива, обработанного в мелкозернистом проявителе, то проработка деталей в тенях изображения будет всегда различна. Детали в тенях будут проработанными тем хуже, чем больше разбавлен проявитель. Помимо этого снимки, предназначенные для обработки в разбавленном проявителе, должны быть сделаны со значительно большими выдержками.

Наряду с метолом и гидрохиноном в качестве особо мелкозернистых проявляющих веществ применяются оксиэтилортоаминофенол, ортофенилендиамин, парафенилендиамин и др. Обычно в растворах с этими проявляющими веществами негативный материал обрабатывается продолжительное время, причем в некоторых случаях требуется увеличить и выдержку при съемке. Некоторые рецепты предусматривают трех- и четырехкратное увеличение выдержки при съемке и обработку фотоматериала в проявителе около одного часа.

Необходимо заметить, что степень снижения зернистости изображения с помощью любого из специальных проявителей весьма ограниченна.

Добиваясь проявкой в мелкозернистых проявителях больших почернений или повышенного контраста негатива, уничтожают даже те их малые преимущества, которые можно получить при работе с этими растворами. Негативное изображение, обработанное в мелкозернистом проявителе, должно быть несколько прозрачнее и мягче того, которое получается при обработке в обычном проявителе.

Мелкозернистыми растворами нельзя обрабатывать фотобумагу, так как должной плотности и контраста в позитивном изображении получить с помощью таких проявителей нельзя.

Часто негативы, обработанные в проявителе, содержащем растворитель серебра (большое количество сульфита натрия, роданистый калий), имеют на желатиновом слое едва заметный поблескивающий налет, легко различимый в отраженном свете. Этот налет состоит из мельчайших частиц металлического серебра, не мешает печати и не увеличивает зернистости изображения.

Мелкозернистые проявители, имеющие повышенное количество сульфита натрия, отлично сохраняются даже в продолжение нескольких месяцев.

На стенках и иногда на дне сосуда, в котором сохраняется работавший (но неистощенный) проявитель, может появиться сероватый осадок. Этот осадок представляет собой мельчайшие частицы металлического серебра. Обычно он не влияет на процесс проявления и не портит обрабатываемый фотоматериал, если только серебро не накопилось в таком количестве, при котором оно способно осаждаться на эмульсионном слое.

Зернистость изображения зависит не только от полученного негатива, но и от того, как будет отпечатан с него позитив.

Контрастные и глянцевые фотобумаги четко воспроизводят мелкие детали объекта, одновременно усиливают впечатление и о зернистости изображения. С повышением глянца зернистость делается заметнее.

Матовые и особенно структурные фотобумаги менее четко воспроизводят мелкие детали объекта и несколько смягчают передачу зернистости в позитивном изображении. Позитивы большого размера (30x40 см и выше) часто печатают на структурных фотобумагах. Структурная поверхность фотобумаги одинаково расчленяет все изображение на отдельные ячейки, которые мешают видеть зернистость изображения. Такие изображения рассматриваются на значительном расстоянии, при котором особо мелкие детали объекта почти невозможно разглядеть, и потому их отсутствие проходит незаметно.

Фотоувеличители с конденсором подчеркивают зернистость изображения.

Зернистость ограничивает степень увеличения негативного изображения при проекционной печати. Чем больше масштаб увеличения, тем заметнее зернистая структура в фотографическом снимке. Поэтому, фотографируя какой-либо объект, необходимо стремиться к такому расположению его в кадре, при котором не возникает необходимости кадрировать изображение во время печати за счет площади негатива.

Допустимый масштаб увеличения изображения зависит от качества негатива, позитивного процесса и условий, при которых рассматривается фотографический снимок.