×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Позитив, отпечатанный с цветного негатива, не всегда правильно передает цвета объекта съемки. Цветоискажения зависят от цветопередачи объекта в негативе, свойств фотобумаги, спектрального состава источника света, применяемого при печати, и режима фотографической обработки. Искажения цветов в некоторой степени можно устранить в процессе печати.

Представим себе, что позитивное изображение, отпечатанное с цветного негатива, получилось избыточно окрашенным в желтый цвет, особенно заметный на белых деталях объекта. Такое искажение произошо оттого, что верхний (синечувствительный) эмульсионный слой фотобумаги по сравнению с двумя другими слоями позитивного материала оказался экспонированным сильнее. Вследствие этого в верхнем слое образовалось больше красителя (желтого), чем в двух других.

Избыточное экспонирование верхнего слоя могло произойти от следующих причин:

  • синечувствительный слой у позитивного фотоматериала обладал наибольшей светочувствительностью (фотобумага разбалансирована по светочувствительности);
  • в негативе средний и нижний слои имели более плотное изображение, чем верхний слой;
  • в спектральном составе печатающей лампы был избыток синих лучей.

Чтобы уменьшить количество света, действующего на верхний эмульсионный слой фотобумаги, для любого из трех случаев необходимо уменьшить количество синих лучей, чем и устраняется нарушение цветового баланса в изображении. Понизить активность синих лучей можно с помощью желтого светофильтра, установленного на пути светового пучка, идущего от печатающей лампы. Этот желтый светофильтр как бы добавляется к негативному изображению, состоящему из желтого красителя. В результате действие желтого изображения на светочувствительный слой фотобумаги оказывается уравновешенным по действию с двумя другими негативными изображениями. Плотность желтого светофильтра, называемого корректирующим, должна быть такой, которой не хватает у желтого изображения в негативе для создания баланса в позитиве.

Причины возникновения цветоискажений в других эмульсионных слоях фотобумаги аналогичны с рассмотренными нами в отношении верхнего светочувствительного слоя.

Корректирующие светофильтры изготовляются трех цветов (желтые, пурпурные и голубые). Делаются они в виде желатиновых пленок, прокрашенных красителями. Для окрашивания желтых светофильтров пользуются тартрацином, для пурпурных — геранолом или фуксином, голубых—толу иди новой синей.

Светофильтры изготовляются комплектами по 11 или 20 штук, отличающихся друг от друга по плотности окраски. В каждой из этих групп самый плотный светофильтр называется 100%-ным, а самый слабый — 5%-ным.

При 20-штучном комплекте каждый светофильтр отличается от последующего по плотности на 5%. Такой комплект имеет следующий ряд: 5, 10, 15, 20% и т. д. до 100%.

В 11-штучном комплекте набор светофильтров состоит из 10, 20, 30% и т. д. до 100%, причем один из светофильтров имеет плотность 5%. Этот 5%-ный светофильтр предназначен для создания промежуточных плотностей. Если, например, необходим светофильтр с плотностью 15%, то пользуются двумя светофильтрами—5%-(-10%.

Процентное обозначение является условным и для каждого цвета самостоятельным. Одинаково обозначенные светофильтры, например 40%-ный желтый и 40%-ный голубой, имеют различную кратность для одного итого же фотоматериала.

Желатиновые окрашенные пленки в целях их сохранения заклеивают между двух плоскопараллельных стекол. На защитной бумажной обклейке обозначают процентную плотность светофильтра.

Корректирующие светофильтры производят разных размеров: 6 x 6, 9 x 9, 13 x 13 см. Эти светофильтры для удобства пользования помещают в ящик. Помимо крупноформатных светофильтров в продаже имеются малоформатные пленочные светофильтры, предназначенные для укрепления на оправу объектива или помещения в специальную приставку.

Под действием света красители, которыми окрашены светофильтры, постепенно выцветают, и потому освещать их следует лишь в момент печати.

Набор корректирующих светофильтров

Набор корректирующих светофильтров

В целях облегчения пользования корректирующими светофильтрами принята всегда одна и та же система расположения и обозначения корректирующих светофильтров. Располагаются они в следующем порядке: желтый, пурпурный, голубой. Если в записи по корректировке негатива указаны следующие цифры: 30—15—00, то это означает, что при печати пользовались 30%-ным желтым и 15%-ным пурпурным светофильтрами: а голубой светофильтр не устанавливался. Если же запись имеет следующий ряд цифр: 00—55—20, то это значит, что негатив печатался с 55%-ным пурпурным и 20%-ным голубым светофильтрами, без желтого.

Копировальные станки и фотоувеличители для цветной печати отличаются от применяемых для обычной черно-белой печати тем, что имеют приспособление для установки в потоке света печатающей лампы корректирующих светофильтров. Это приспособление допускает одновременную установку четырех корректирующих светофильтров и позволяет легко заменять их в процессе печати.

Корректирующие светофильтры могут быть установлены в различных участках светового пучка, даваемого печатающей лампой фотоувеличителя, например между лампой и конденсором, между конденсором и негативом, между объективом и фотобумагой. Но корректирующие светофильтры, особенно пленочные, часто имеют различные механические повреждения и пятна. Для того чтобы эти дефекты не воспроизводились на фотоизображении, их лучше всего следует помещать между источником света и конденсором.

При укреплении пленочных светофильтров на оправе объектива, а также между объективом и фотобумагой происходит снижение резкости изображения и понижение насыщенности цвета.

На цветовоспроизведение в позитиве помимо всего прочего влияет спектральный состав света печатающей лампы. При колебании напряжения в электрической сети спектральный состав света лампы может меняться в значительных пределах. Поэтому почти обязательной деталью любого копировального станка или фотоувеличителя является стабилизатор напряжения.

Наиболее сложным и трудоемким процессом при печати позитива является цветокорректирование, т. е. подбор таких корректирующих светофильтров, которые позволяют сбалансировать цветное негативное изображение с фотобумагой. Существует много приборов, позволяющих упростить технику прибора корректирующих светофильтров, но пока они или очень сложны и дороги, или настолько примитивны, что не обеспечивают должного качества изображения.

Наиболее распространен метод пробной печати. По этому способу с цветного негатива первоначально производят печать сюжетно важной части изображения без всякого светофильтра. После фотографической обработки пробный отпечаток рассматривают при дневном свете, устанавливают зрительно точность цветовоспроизведения, помещают в увеличителе предполагаемо необходимый светофильтр и делают второй пробный отпечаток. Если в первом пробном позитиве имеется излишний желтый тон, то требуется желтый корректирующий светофильтр, если же нужно устранить пурпурный тон, то применяют пурпурный светофильтр. При избытке голубого тона пользуются голубым светофильтром.

Следовательно, метод цветокорректировки основан на том, что избыточный тон в позитиве устраняется корректирующим светофильтром того же цвета

В позитивном изображении требуется ослабить

Избыточный цвет в позитивном изображении ослабляется тем больше, чем:

выше плотность светофильтров

ниже плотность светофильтров

желтый

пурпурный

голубой

синий

зеленый

красный

желтого

пурпурного

голубого

пурпурног+голубого

желтого+голубого желтого+пурпурного

пурпурного+голубого желтого+голубого

желтого+пурпурного

желтого

пурпурного

голубого

Цветоискажение, образованное двумя красителями, приводит к тому, что белая деталь изображения также окрашивается в определенный тон, например в синий.

Синий тон в позитиве появился вследствие избыточной экспозиции в среднем и нижнем эмульсионных слоях. Для создания баланса необходимо воспользоваться корректирующими светофильтрами, которые совпадают по окраске с красителями, образующими эти изображения. Причем плотность корректирующих светофильтров может быть различной: если в позитиве преобладает сине-фиолетовый тон, плотность пурпурного корректирующего светофильтра должна быть больше плотности голубого фильтра, и, наоборот, если преобладает сине-голубой тон, то плотнее должен быть голубой корректирующий светофильтр.

Для устранения красного тона пользуются комбинацией из желтого и пурпурного светофильтров, для ослабления зеленого тона—комбинацией из желтого и голубого светофильтров.

Исключается лишь одновременное применение корректирующих светофильтров трех цветов: желтого, пурпурного и голубого. В этом случае каждый из светофильтров повысит плотность соответствующего ему цветоделенного негативного изображения и лишь увеличит выдержку при печати. Причем если применить три корректирующих светофильтра, одинаковых по плотности, то цветоискажения в позитиве будут такими же, какими они были при печати без корректирующих светофильтров.

Печать проб продолжают до тех пор, пока не будет получено оптимальное позитивное изображение. Чтобы не забыть условий печати (комбинация светофильтров и выдержка), их записывают простым карандашом на оборотной стороне каждого отпечатка до его проявления.

Существенным недостатком этого способа является большая затрата времени и материалов, но пока этот способ дает наилучшие результаты.

Если фотограф уже знаком с фотографическими свойствами цветных негативов и фотобумаг, то первый пробный отпечаток делается сразу с какой-либо известной из опыта предыдущей работы комбинацией светофильтров. На основании этого пробного отпечатка и определяется оптимальный режим печати.

Следовательно, независимо от причин, вызвавших разбалансирование изображения в позитиве, с помощью корректирующего светофильтра (или двух светофильтров) повышают плотность того цветоделеиного негативного изображения (или двух негативных изображений), которое для эмульсионных слоев данной фотобумаги оказалось слабее двух других (или одного). Корректирующие светофильтры уравновешивают действие всех трех цветоделенных негативных изображений на данную фотобумагу и балансируют цветопередачу в позитиве.

Необходимо напомнить, что сбалансировать позитивное изображение не удается, если нарушен баланс контрастности между слоями у любого из применяемых цветных фотоматериалов.

Вследствие того что цветные фотобумаги часто бывают неодинаковыми по своему цветовому балансу, целесообразно для всех фотобумаг, до практического их использования, подбирать компенсационный светофильтр. Этот светофильтр, состоящий из одного или двух различных по цвету корректирующих светофильтров, приводит все фотобумаги по цветопередаче к одному типу. В результате можно на нескольких различных по свойствам фотобумагах печатать один и тот же негатив с одними и теми же корректирующими светофильтрами.

Техника подбора компенсационного светофильтра такова: с черно-белого негатива (с бесцветной основой) на цветной фотобумаге печатается позитив, причем корректирующие светофильтры подбираются так, чтобы на цветной фотобумаге получить почти нормальный черно-белый отпечаток.

Все прочие условия обработки, т. е. накал лампы фотоувеличителя, режимы проявления, отбелки, фиксирования, промывки и т. п., должны быть такими же, как и при нормальном цветном процессе. Корректирующие светофильтры, обеспечившие получение на цветной фотобумаге черно-белого позитива, и будут составлять компенсационный светофильтр.

Для разных номеров эмульсии компенсационные светофильтры могут быть неодинаковыми. Эти светофильтры обычно указываются на упаковке цветной фотобумаги. Руководствуясь показателями компенсационного светофильтра, можно подобрать в магазине одинаковую по свойствам фотобумагу.

Следует указать, что компенсационные светофильтры, подобранные на фабрике фотобумаги, часто не совпадают со светофильтрами, подбираемыми в какой-либо фотолаборатории. Расхождение в показателях компенсационных светофильтров возникает из-за различия в технологических режимах обработки, которые имеются на фабрике фотобумаги и в фотолаборатории, где эта фотобумага используется.

При работе с компенсационными светофильтрами поступают следующим образом. Если негатив первоначально печатался с корректирующими светофильтрами 60—30—00 и компенсационным светофильтром 00—20—30, подобранным для данной фотобумаги, то при переводе печати на другую фотобумагу, требующую, например, компенсационный светофильтр 10 — 30—00, в фотоувеличителе заменяется лишь компенсационный светофильтр, а корректирующие светофильтры, т. е. 60—30—00, сохраняются прежними.

Для того чтобы подогнать разные фотобумаги не только по цветопередаче, но и по светочувствительности, во время подбора компенсационного светофильтра уравновешивают фотобумагу по степени светочувствительности с помощью серых светофильтров, добавляя к цветным светофильтрам серые светофильтры различной плотности.

При нормальном режиме обработки и правильных компенсационных светофильтрах два отпечатка, сделанных на различных по своим свойствам фотобумагах, должны совпадать по цветопередаче и плотности.

На цветовоспроизведение в позитиве влияет величина выдержки при печати. Только правильная выдержка при печати обеспечивает полноценное цветное изображение. При недостаточной выдержке скорректированное изображение будет передавать цвета малонасыщенными, разбеленными. Избыточная выдержка также искажает цвета, изображение оказывается чрезмерно плотным, не имеет тонких переходов от светов к теням.

Поэтому помимо подбора корректирующих светофильтров для балансирования цветного изображения необходимо установить точную выдержку при печати. Продолжительность выдержки наиболее удобно определять путем изготовления ступенчатой пробы, подобной той, которую делают при черно-белой печати. Ступенчатую пробу печатают с цветного негатива без применения корректирующих светофильтров и обрабатывают с соблюдением нормального хода процесса.

Рассматривают ступенчатую пробу в подсушенном виде при дневном освещении или лампах дневного света, так как мокрая и рассматриваемая в свете ламп накаливания проба не позволяет правильно оценить цветовоспроизведение в позитиве.

Продолжительность выдержки, установленная по ступенчатой пробе, увеличивается с применением корректирующих светофильтров тем больше, чем плотнее окраска светофильтров. Каждый 50%-ный желтый корректирующий светофильтр требует повышения выдержки на 10%. Пурпурные и голубые корректирующие светофильтры приводят к значительно большему увеличению выдержки; так, 10%-ный пурпурный или голубой светофильтр удлиняет исходную выдержку на 10%.

Помимо этого каждое защитное стекло корректирующего светофильтра, поглощая свет, увеличивает выдержку на 5%.

Устанавливая величину выдержки для печати позитива, учитывают первоначальную выдержку, определенную по выбранному на ступенчатой пробе изображению, и поглощение света применяемыми корректирующими светофильтрами. Существуют специальные таблицы для определения выдержек при печати, учитывающие действие корректирующих светофильтров и рассчитанные по правилам сложных процентов.

Следует обратить внимание, что в процессе проекционной печати при изменении масштаба изображения возникает необходимость дополнительной цветокорректировки. Корректирующие светофильтры, подобранные для одного масштаба изображения, часто оказываются неправильными при другом размере позитива. Для разных типов цветной фотобумаги поправки в корректирующих светофильтрах могут быть весьма существенными и отличными друг от друга.

Объясняется это тем, что цветная фотобумага состоит из трех различных по свойствам эмульсионных слоев, и поправка поэтому часто оказывается для каждого полива различной.

Для упрощения цветокорректировки и приобретения навыков в цветной печати целесообразно пробные отпечатки делать в определенной последовательности, например, как указано в таблице:

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 3

Плотность фильтра

(в %)

Плотность фильтра

(в %)

Плотность фильтра

(в %)

Желтый

Пурпурный

Желтый

Голубой

Пурпурный

Голубой

25

25

25

50

50

50

75

75

75

100

100

100

25

25

25

50

50

50

___

75

75

75

100

100

100

25

25

25

25

25

25

25

50

25

50

25

50

25

75

25

75

25

75

25

100

25

100

25

100

50

25

50

25

50

25

50

50

50

50

50

50

50

75

50

75

50

75

50

100

50

100

50

100

75

25

75

25

75

25

75

50

75

50

75

50

75

75

75

75

75

75

75

100

75

100

75

100

100

25

100

25

100

25

100

50

100

50

100

50

100

75

100

75

100

75

100

100

100

100

100

100

 

Следует указать, что всеми тремя группами светофильтров пользуются лишь в том случае, если печатают на неизвестной фотобумаге и с неизвестного по характеру негатива. Обычно одна из групп обеспечивает относительно правильную цветокорректировку. Исходя из позитивов, полученных при печати с помощью одной из групп корректирующих светофильтров, легко добиться хорошего изображения, постепенно снижая разрыв между плотностями светофильтров разных цветов. Полезно из позитивов, отпечатанных при смене светофильтров в определенной последовательности, составлять таблицы, по которым в дальнейшем легче корректировать печать с других негативов.