×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Фотобумагу обрабатывают в горизонтальных ванночках, а при большом количестве — в вертикальных бачках.

Ванночки и бачки могут быть изготовлены из стекла, пластмассы, нержавеющей стали и из эмалированного железа. Предпочтительнее стеклянные или пластмассовые ванночки и бачки, так как в них легче обеспечить нужную чистоту. Ванночки для проявляющих растворов желательно иметь несколько больших размеров, чем формат фотобумаги, которая будет в них обрабатываться. Для фиксажных, отбеливающих растворов и воды ванночки должны быть в два-три раза больше формата фотобумаги. Чем выше борта у ванночки, тем она удобнее в работе. Каждая ванночка предназначается для какого-либо одного раствора.

Располагаются ванночки на столе по ходу ведения процесса. Количество раствора в каждой ванне должно быть достаточным для свободного покрытия листа фотобумаги; чем больше будет раствора, тем стабильнее будет режим обработки.

Все звенья процесса обработки фотобумаги целесообразно выполнять при одной и той же температуре.

Оптимальное время проявления бромосеребряных фотобумаг 2,5—3 мин., йодосеребряных и хлоросеребряных—1—2 мин., цветных—3—4 мин., самотонирующихся в процессе проявления фотобумаги—от 2 до 15 мин. За это время в нормальном по составу растворе фотоотпечаток успевает полностью проявиться. Исправить ошибку в выдержке, допущенную при печати, путем изменения продолжительности проявления почти невозможно. Обычно эти попытки приводят к изменению тона изображения в фотоотпечатке. При недодержке и длительном проявлении чаще всего получаются желтовато-серые изображения, а при передержке и коротком проявлении — вялые и зеленоватые. На цветных фотобумагах нарушение правильного режима в выдержке или проявлении приводит к значительным цветоискажениям. Для того чтобы получить высококачественный фотоотпечаток по проработке деталей и по тону, нужна не только правильная выдержка при печати, но и полное проявление отпечатка.

Погружать фотобумаги в проявитель необходимо достаточно быстро, плавным толчком вдоль ванночки, так, чтобы фотобумага мгновенно оказывалась на дне ванночки.

Опущенная в проявитель фотобумага вначале имеет склонность сворачиваться в сторону эмульсионного слоя, поэтому ее следует придержать за края с помощью пинцета. (Точки прижима бумаги необходимо менять во избежание образования белых пятен в местах прижима.)

При быстром погружении на поверхности фотобумаги могут появиться мелкие пузырьки воздуха, которые мешают нормальному ходу проявления в этих местах. Их необходимо смыть, покачивая энергично ванночку с раствором. Пузырьки хорошо устраняются, если немедленно после погружения фотоотпечаток перевернуть эмульсией вниз. Фотобумагу не следует вынимать из раствора в начале проявления, так как при этом возможно образование вуали. Черно-белые фотоотпечатки можно рассматривать у фонаря лишь в конце проявления, при этом нужно учитывать, что изображение при красном свете будет казаться много плотнее и контрастнее, чем оно окажется при белом освещении.

Фотобумагу можно проявлять в одной ванночке по нескольку отпечатков одновременно. В этом случае фотоотпечатки погружаются в проявитель один за другим, каждый последующий— под предыдущий отпечаток. Одновременно ванночка с раствором энергично покачивается. Нельзя допускать, чтобы отпечатки в растворе плотно прилегали друг к другу. По окончании обработки отпечатки вынимаются из ванночки в той же последовательности, в какой они погружались в раствор, т. е. опущенные в раствор первыми, первыми из него и вынимаются.

Изображение на фотобумаге появляется через несколько секунд после начала проявления. Сначала появляются темные детали, а затем и более светлые. Почернение деталей идет быстро и достигает через определенный отрезок времени полной силы для каждого типа фотобумаги. Более продолжительное проявление вызывает лишь образование вуали.

Если часть изображения проявляется более энергично, чем следует, то проявление можно затормозить путем промывки водой энергично проявляющегося участка фотобумаги. Наоборот, если какая-либо часть изображения проявляется медленнее, чем нужно, то эту часть фотобумаги обрабатывают ватным тампоном, смоченным в концентрированном растворе проявителя. При работе тампоном его нужно смочить и затем слегка отжать, чтобы излишек проявителя не растекался по всей поверхности фотобумаги. Однако возможности исправления погрешностей негатива путем затормаживания или допроявления отдельных участков изображения в позитиве крайне ограниченны. Плотности сильно передержанных или недодержанных деталей объекта не смогут быть исправлены путем дополнительной обработки отдельных участков фотобумаги. Кроме того, эти исправления возможны лишь для такой фотобумаги, продолжительность проявления которой не менее 2,5—3 мин.

Проявляя фотобумагу, необходимо следить за чистотой рук, так как прикосновение к бумаге пальцев, загрязненных фиксажем, приводит к появлению неудалимых пятен на изображении.

Когда требуется получить большое количество одинаковых по плотности и контрасту изображений, можно сделать следующее: первый пробный фотоотпечаток, отвечающий всем требованиям, после проявления погружают в останавливающий кислый раствор и без фиксирования помещают рядом с ванной, где производится проявление. Во время обработки всех последующих фотоотпечатков их сравнивают с контрольным и добиваются стандартных позитивных изображений путем регулирования времени проявления. Значительно лучших результатов добиваются в том случае, если вся фотобумага обрабатывается строго одинаковое время в достаточно большом объеме проявителя в ванночке.

Пользование при работе бачками не только обеспечивает стандартность обработки большого количества снимков, но и оберегает изображение от появления пятен, полос и других дефектов. Особенно это важно при обработке цветной фотобумаги, где весь процесс занимает длительное время.

Конструкций бачков для проявления существует очень много. В одних экспонированная фотобумага укладывается в рамки из пластмассы, а затем вся рамка погружается поочередно из одного раствора в другой. В других пользуются пластмассовыми пластинками, имеющими по углам ножки высотой 4—5 мм. Экспонированную фотобумагу эмульсионным слоем наружу укладывают на гладкую поверхность пластинки, затем на фотоотпечаток ставят следующую пластинку так, чтобы ножки ее по углам прижимали фотобумагу. На эту пластинку укладывают следующий отпечаток и так продолжают до тех пор, пока все отпечатки не окажутся уложенными в один общий пакет или не будут израсходованы все пластмассовые пластинки. Весь этот пакет пластинок и фотобумаги скрепляют с помощью резинового кольца или каких-либо планок и погружают первоначально в проявитель, а затем и в другие растворы.

В процессе обработки фотобумаги в бачках рамки следует непрерывно покачивать.

Бачки дольше сохраняют температуру раствора, и в них легко осуществить душевую водную промывку, полезную при обработке черно-белой фотобумаги и совершенно необходимую для цветной фотобумаги.

Фотобумагу большого размера, которая не умещается в ванночки, можно обрабатывать с помощью губки или ватного тампона. Экспонированную фотобумагу предварительно замачивают в чистой воде, после чего накладывают на какую-либо гладкую поверхность, например лист пластмассы, целлулоида или фанеры, по размеру равную или несколько большую, чем фотоотпечаток. Затем губкой или ватным тампоном, обильно смоченным в разбавленном проявителе, осторожно протирают эмульсионный слой до тех пор, пока не будет получено полноценное фотографическое изображение. Прикосновение к эмульсионному слою должно быть легким и равномерным, чтобы не повредить желатиновый слой. Промывка, фиксирование и прочие процессы ведутся на том же листе, но другими губками или ватными тампонами.

На качество фотографического изображения и на сохранность его на фотобумаге в большей мере, чем при обработке негативных фотоматериалов, влияют последующие процессы, особенно фиксирование, так как обнаружить полноту фиксирования на фотобумаге без специального химического анализа невозможно. Поэтому часто пользуются двухванным способом фиксирования. Этот способ не только обеспечивает лучшее фиксирование, но и дает экономию химикатов на 30—50%. Осуществляется такое фиксирование различными методами. Например, можно разместить две ванны друг над другом. Удобно, если верхняя ванна имеет кран, через который можно слить раствор из этой ванны в нижнюю.

Первоначально фотобумагу обрабатывают в течение 3—5 мин. в нижней ванне, а затем фотоотпечатки вынимают из этой ванны, дают раствору с них стечь и погружают их на 3—5 мин. во второй раствор. Во время всей обработки фотоотпечатки из нижней ванны перекладываются в верхнюю. После того как в 1 л фиксажа второй ванны обработано свыше 50—70 фотоотпечатков размером 9 х12 см, его переливают в нижнюю ванну, а в верхнюю заливают свежий раствор. Обработанный фиксаж из нижней ванны сливают в сборник, где осаждают металлическое серебро.

Двухрастворная обработка фотоматериала целесообразна и для других звеньев процесса, например для водной промывки или для отбеливающей ванны при обработке цветной фотобумаги.

Чем толще подложка фотобумаги, тем продолжительнее должна быть окончательная водная промывка отпечатков: если тонкая фотобумага в проточной воде промывается около 30 мин., то бумага на картонной подложке — не менее 60 мин.

Определить конец промывки отпечатков можно при помощи щелочного раствора марганцовокислого калия (0,1 г марганцовокислого калия и 1 г едкого натра, растворенные в 500 мл воды). Для этого с отпечатка собирают несколько капель воды в пробирку с контрольным раствором. Если раствор в пробирке примет розовую окраску, отпечаток промыт хорошо, если же раствор будет иметь зеленовато-бурый цвет, отпечаток промыт не полностью.

Быстрое удаление тиосульфата натрия из отпечатков достигается путем обработки фотобумаги раствором следующего состава:

Перекись водорода 125 мл

Аммиак (3%-ный водный раствор) 100 мл

Вода до 1 л

До погружения отпечатка в этот раствор (на 5—6 мин.) фотобумагу предварительно подвергают кратковременной, но энергичной водной промывке.

В 1 л разрушителя тиосульфата натрия можно обработать около 60— 70 отпечатков размером 9 x 12 см. Раствор плохо сохраняется, поэтому его приготовляют непосредственно перед употреблением. Хранить раствор нужно только в открытом сосуде.

После обработки отпечатка в разрушителе тиосульфата натрия фотобумагу промывают в течение 10—15 мин. В случае возникновения окраски белых участков фотографического изображения отпечаток следует подвергнуть (доокончательной промывки) 2-минутной обработке в 1 %-ном растворе уксусной кислоты.

Переворачивая в ванне фотобумагу или перенося ее из одного раствора в другой, необходимо следить за тем, чтобы бумага не переламывалась, так как при переломах на изображении возникают полосы и даже отслаивание эмульсии.

Тонирование позитивных изображений. Черно-белые позитивы с помощью дополнительной обработки можно окрасить в какой-либо цвет, например коричневый, зеленый, красный, синий и др. Этот дополнительный процесс называют тонированием, или вирированием.

Тонирование черно-белых позитивов осуществляют несколькими способами, простейшие из них следующие: а) осернение; б) обработка позитивного изображения солями металлов; в) протравливание серебряного изображения с последующей обработкой красителем.

Характер окраски позитива, получаемый путем тонирования одним и тем же раствором, зависит от свойств фотобумаги, степени экспонирования и режима фотографической обработки.

Позитивы, предназначенные для тонирования, должны быть нормально экспонированы, проявлены, отфиксированы и промыты. Нарушение режима в любой из этих операций приводит к недоброкачественному окрашиванию, а иногда и к пятнам на изображении. Некоторые тонирующие растворы усиливают изображение; в этом случае правильно экспонированные позитивы немного недопроявляются; другие тонирующие растворы ослабляют изображение, поэтому позитив, предназначенный для тонирования, в этом случае должен иметь несколько повышенную плотность.

Окрашивание позитива в одном растворе называют прямым тонированием. Если позитив первоначально отбеливают, а затем окрашивают, такой процесс называют косвенным тонированием.

Осернение позволяет окрасить позитив в шоколадно-коричневые тона. Изображения, получаемые путем осернения, так же хорошо сохраняются, как и обычные черно-белые позитивы.

Для того чтобы окрасить отпечаток, позитив первоначально обрабатывают в отбеливающем растворе следующего состава:

Красная кровяная соль 30 г

Бромистый калий 10 г

Вода до 1 л

Этот раствор хорошо сохраняется в закупоренном виде в коричневом сосуде и может быть многократно использован.

Мокрые фотоотпечатки погружают в отбеливающий раствор и обрабатывают в нем до тех пор, пока все изображение не исчезнет или не станет слабым и желто-коричневым по окраске.

В процессе отбеливания красная кровяная соль, действуя на металлическое серебро, из которого состоит позитивное изображение, образует железистосинеродистое серебро, которое, реагируя с бромистым калием, имеющимся в растворе, переходит в бромистое серебро.

Обычно процесс отбеливания продолжается около 1 мин. Более длительная обработка никаких преимуществ или дефектов не дает. Одновременно можно отбеливать несколько позитивов, необходимо лишь непрерывно их перекладывать, чтобы избежать склеивания. В целях сохранения отбеливающего раствора процесс ведут при слабом белом освещении. Ванночки, а которых производят отбеливание, должны быть из стекла или пластмассы.

Отбеленный позитив подвергают водной промывке до тех пор, пока не исчезнет желтая окраска желатинового слоя. Затем отпечаток обрабатывают в следующем растворе:

Сернистый натрий 3 г

Сульфит натрия 5 г

Вода до 100 мл

Окрашивание в этом растворе происходит очень быстро, и от увеличения времени обработки отпечатка тон изображения не изменяется.

В этом растворе бромистое серебро, из которого состоит отбеленное изображение, при взаимодействии с сернистым натрием переходит в сернистое серебро, имеющее коричневый цвет.

После окрашивания следует длительная промывка отпечатка в проточной воде (10—20 мин.). Тон изображения зависит от свойств фотобумаг: на некоторых из них изображение окрашивается в рыжеватый тон. Для обработки таких фотобумаг можно воспользоваться способом с предварительным осернением, обеспечивающим глубокий коричневый тон изображения.

Применяя этот способ тонирования, черно-белый отпечаток первоначально обрабатывают в 1%-ном растворе сернистого натрия. Затем отпечаток споласкивают водой и переносят в отбеливающий раствор того же состава, что и для первого способа. В этом растворе отпечаток выдерживается 1—2 мин., причем изображение не исчезает, как обычно, а лишь немного ослабляется и окрашивается. После этой ванны отпечаток коротко промывается водой и вновь переносится в раствор с сернистым натрием, в котором изображение приобретает коричневую окраску.

Для окрашивания пользуются тем же раствором сернистого натрия, в котором отпечаток обрабатывался до отбеливания. После осернения позитив хорошо промывается водой.

Тонирование солями железа позволяет получить изображение синего и голубого тона. При тонировании в желатиновом слое образуется берлинская лазурь, создающая окраску изображения. Берлинская лазурь под действием света способна выцветать, и потому отпечатки, окрашенные солями железа, следует оберегать от прямого солнечного света.

Позитивы, предназначенные для окрашивания в синие тона, должны иметь несколько меньшую плотность, чем обычные черно-белые отпечатки, так как этот тонирующий раствор усиливает изображение. Наилучшие результаты получаются в случае, если отпечаток непосредственно после обработки, т. е. проявления, фиксирования и тщательной промывки, но без сушки, подвергается процессу тонирования.

Для тонирования можно воспользоваться следующим рецептом:

Раствор А

Железоаммиачные квасцы 1,5 г

Вода до 100 мл

Раствор Б

Красная кровяная соль 1 г

Вода до 100 мл

Рабочий раствор состоит из 50 мл раствора А, 5 мл соляной кислоты и 50 мл раствора Б.

Фотоотпечаток погружается в рабочий раствор и обрабатывается в нем до требуемого тона. Через несколько секунд пребывания отпечатка в растворе изображение начинает окрашиваться в слабо-голубой тон. По мере увеличения продолжительности обработки изображения интенсивность его окраски повышается.

Раствор с квасцами составляется на холодной воде. Рабочий раствор сохраняется плохо, и поэтому его составляют непосредственно перед употреблением.

Степень окраски изображения зависит от продолжительности нахождения отпечатка в тонирующем растворе; при достижении должного тона позитив коротко промывается в воде и переносится в кислый фиксаж, например, следующего состава:

Тиосульфат натрия 5 г

Борная кислота 1 г

Вода до 1 л

Азотнокислый свинец 1,5 г

Красная кровяная соль 1 г

Азотная кислота 2 капли

Вода дистиллированная до 100 мл

Фиксирование продолжается 3—5 мин., после чего отпечаток промывается не дольше 5—10 мин. в проточной воде. Длительное фиксирование и промывка ослабляют степень окраски. Перед сушкой с отпечатка следует удалить капли воды, чтобы избежать появления пятен.

Тонирование солями свинца позволяет окрасить изображение в красно-коричневый, зеленый и синий тона, в зависимости от состава раствора, примененного для второй ванны.

В процессе тонирования происходит некоторое усиление изображения, поэтому отпечаток должен быть немного слабее нормального. Процесс тонирования ведут в двух растворах. Первоначально позитив отбеливают в следующем растворе:

Этот раствор хорошо сохраняется и может быть многократно использован.

Хорошо промытый отпечаток обрабатывают в отбеливающем растворе до тех пор, пока изображение полностью не исчезнет, обычно на это требуется около 5 мин. После того как позитив полностью отбелен, его вынимают из раствора, дают стечь каплям раствора и, не промывая в воде, погружают в кислый раствор, состоящий из 1 мл азотной кислоты в 1 л воды.

При обработке позитива кислый раствор меняют каждые 2—3 мин. три-четыре раза. За обработкой в кислой ванне следует 20—30-минутная водная промывка, которая ведется до тех пор, пока не исчезнет желтоватая окраска изображения.

Для окраски в красно-коричневый тон отпечаток обрабатывают в следующем растворе:

Сернокислая медь 5 г

Азотная кислота 4 капли

Вода до 100 мл

Получив нужный тон окраски, позитив промывают водой.

Зеленый тон получается в случае, если отбеленный и хорошо промытый отпечаток обрабатывают в растворе следующего состава:

Железоаммиачные квасцы 1 г

Двухромовокислый калий 0,5 г

Бромистый калий 0,5 г

Вода до 100 мл

Для удаления желтого налета на окрашенном изображении отпечаток обрабатывают в растворе азотной или соляной кислоты (3—5 мл кислоты на 1 л воды), затем коротко промывают и сушат.

Изображение окрашивается в синий тон при обработке отпечатка в следующем растворе:

Железоаммиачные квасцы 2 г

Бромистый калий 1,2 г

Азотная кислота 2 капли

Вода до 100 мл

Если на изображении остается желтый налет, отпечаток обрабатывают в растворе азотной или соляной кислоты (3—5 мл кислоты на 1 л воды), затем отпечаток коротко промывают и сушат.

Тонирование солями меди дает возможность окрасить изображение в красно-коричневые тона. В отличие от отпечатков, окрашенных солями железа, эти тона хорошо сохраняются на свету.

Позитивы, предназначенные для окрашивания, должны иметь нормальную или слегка повышенную плотность изображения, так как в процессе тонирования изображение не только не усиливается, но даже немного ослабляется. Вследствие того что растворы меди способны окрашивать света, изображение должно быть без вуали и иметь несколько повышенный контраст.

Хорошо промытый отпечаток обрабатывают в растворе следующего состава:

Щавелевокислый аммоний 16 г

Сернокислая медь 5 г

Красная кровяная соль 4 г

Поташ 4 г

Вода до 1 л

При составлении этого раствора может появиться осадок, исчезающий после добавления к раствору нескольких капель аммиака. Правильно составленный раствор имеет сине-зеленую окраску и приготовляется непосредственно перед употреблением. Растворы, бывшие в работе, вторично не используются.

Продолжительность обработки отпечатков 10—15 мин., причем процесс может быть прерван в любой момент при достижении нужного тона окраски путем тщательной промывки отпечатка в воде. В целях большей сохранности изображения и повышения чистоты тона отпечаток обрабатывают в 5%-ном растворе тиосульфата натрия и вновь промывают водой.

В процессе тонирования изображения солями меди в желатиновом слое отпечатка образуется железистосинеродистая медь красно-коричневого цвета.

Протравное тонирование основано на том, что металлическое серебро, из которого состоит изображение, приобретает способность под действием протравных растворов удерживать на своей поверхности определенные органические красители и тем самым создавать цветовой тон. Важным свойством такого тонирования является то, что красители окрашивают изображение в зависимости от количества серебра на том или ином участке изображения. Особенно эффектно протравное тонирование для диапозитивов.

Протравное тонирование складывается из следующих операций:

  1. обработка позитива в протравном растворе;
  2. промывка в воде;
  3. окрашивание;
  4. водная промывка;
  5. осветление;
  6. окончательная водная промывка.

Из многочисленных рецептов для составления протравных растворов приведем раствор с роданистым аммонием:

Сернокислая медь 5 г

Лимоннокислый калий 50 г

Уксусная кислота (ледяная) 20 мл

Роданистый аммоний 20 г

Вода до 1 л

Составляя этот раствор, необходимо первоначально растворить сернокислую медь в 150 мл теплой воды. После того как сернокислая медь полностью растворилась, вводят лимоннокислый калий и уксусную кислоту. Отдельно в остальном количестве воды растворяют роданистый аммоний и небольшими порциями приливают его к первому раствору. Слив оба раствора в сосуд, доводят объем до 1 л.

Правильно составленный раствор пригоден для многократного применения и хорошо сохраняется.

Позитив в этом растворе обрабатывают 20—40 сек., причем в изображении почти никаких заметных на глаз перемен не происходит. Для того чтобы протравной раствор действовал равномерно на все изображение, позитивы обрабатывают по одному и ванночку энергично покачивают.

Окрашивание позитивов ведется в следующем растворе:

Краситель 0,5г

Уксусная кислота 1 мл

Вода до 100 мл

В зависимости от нужного тона применяют следующие красители: синий тон — основной бирюзовый, основной темно-синий «2К» или метиленовый голубой; коричневый тон — основной коричневый (бисмарк коричневый); красный тон — сафранин, фуксин (основной), родамин «С» или «Б»; зеленый тон — бриллиантовая зелень; оранжевый тон — аурамин или хризоидин; фиолетовый тон — метилфиолетовый краситель.

Любой из окрашивающих растворов хорошо сохраняется.

Промытый позитив укладывают на горизонтально расположенное чистое стекло, осушивают пропускной бумагой или полотняной тканью и обрабатывают ватным тампоном, смоченным в том растворе красителя, который необходим для получения нужного цвета. Для удобства работы раствор красителя можно разбавить водой: в этом случае изменится лишь продолжительность окрашивания, которая может длиться от нескольких секунд до 2 мин.

Изображение, обработанное в окрашивающем растворе без расчета времени обработки, иногда приобретает неправильный тон или покрывается пятнами. Поэтому продолжительность обработки в этом растворе устанавливается только по пробе, прошедшей все операции тонирования.

Окрашенный отпечаток промывается 5—10 мин. и переносится в следующий осветляющий раствор:

Продолжительность обработки в осветляющем растворе зависит от концентрации окрашивающего раствора и может колебаться от 1 до 3 мин.

После осветляющей ванны позитив промывается водой 3—5 мин. Если окрашивающая ванна содержит хризоидин, то промывка должна быть 20—30 мин. При окраске светов изображения позитив промывают в слабо подкисленной воде. С промытого позитива удаляют капли воды и затем сто сушат. Окончательный тон изображения позитив принимает только после полного высыхания.