×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Состояние баланса по светочувствительности в фотопленке может быть выражено графически с помощью характеристических кривых, подобных тем, которые приводились для черно-белых фотоматериалов. Вследствие того что цветная фотопленка имеет три эмульсионных слоя, понадобятся и три характеристические кривые. Каждая характеристическая кривая соответствует одному из трех светочувствительных слоев.

В сбалансированном фотоматериале все три характеристические кривые сливаются в одну. При повышенной светочувствительности (разбалансированной) у одного из слоев, например верхнего, соответствующая этому слою кривая расположится над двумя другими характеристическими кривыми. В этом случае сенситограмма и негативное изображение окажутся окрашенными в желтый тон из-за повышенной светочувствительности верхнего слоя. Такой материал считается разбалансированным.

Сбалансированный цветной фотоматериал

Сбалансированный цветной фотоматериал

Правильно сбалансированная фотопленка для съемки при дневном освещении будет разбалансированной, если на этой фотопленке производить съемку с лампами накаливания. В этом случае в негативном изображении будет преобладать голубой тон.

Разбалансированный цветной фотоматериал

Разбалансированный цветной фотоматериал

Причиной появления повышенного количества голубого красителя в негативе объясняется тем, что на нижний, красночувствительный слой, избыточно действовали оранжево-красные лучи ламп накаливания.

Различие в спектральном составе у дневного света и у ламп накаливания потребовало создания двух типов негативных фотоматериалов. У фотопленки, названной «ДС», эмульсионные слои сбалансированы по светочувствительности к дневному освещению.

Эти фотопленки могут применяться также при съемках с освещением, близким по спектральному составу к естественному дневному свету, например при съемках с электронной импульсной лампой, вспышкой магния или электрической дугой.

Негативный материал, обозначенный «ЛН», имеет баланс светочувствительных слоев, рассчитанный на спектральный состав света ламп накаливания

Баланс в цветном фотоматериале предусматривает определенные соотношения между эмульсионными слоями по степени светочувствительности с учетом спектрального состава света, для которого предназначена эта фотопленка. Если бы эмульсионные слои негативной фотопленки типа «ДС» разместить на отдельные подложки, то можно было бы обнаружить, что верхний слой имеет наименьшую светочувствительность и нижний слой — наивысшую.

Такое распределение слоев по светочувствительности вызывается не только спектральным составом дневного света, но и тем, что свет в верхний слой проникает без всякого препятствия, в средний слой — через верхний и желтый светофильтровый слои, а в нижний — через верхний, желтый светофильтровый и средний слои. Отдельные светочувствительные слои считаются сбалансированными лишь в том случае, если под действием света, идущего от белой поверхности, в каждом из них образуются одинаковые почернения.

Иногда путем съемки через светофильтр можно получить удовлетворительное изображение и на разбалансированной негативной фотопленке. Например, если верхний слой в фотопленке обладает значительно большей светочувствительностью, чем два других слоя, для устранения разбалансировки следует применить желтый светофильтр.

Подбор светофильтров, способных устранить разбалансировку между слоями, чрезвычайно затруднителен, так как при подборе светофильтров всегда оказывается необходимым сделать не только пробную съемку, но и получить с негатива позитив.

Обычно нарушения в балансе, которые выправляются подбором съемочных светофильтров, легко устраняются корректирующими светофильтрами в позитивном процессе. Поэтому принято вместо корректировки во время съемки производить ее в позитивном процессе.

При необходимости усилить какой-либо цвет в объекте съемка через светофильтр вполне оправдана; например, за счет голубого светофильтра изображение белого неба окрасится в голубой цвет.

Голубым светофильтром можно воспользоваться и для того, чтобы приблизить спектральный состав ламп накаливания к дневному, если съемка ведется на фотопленке «ДС», а объект освещается лампами накаливания.

Фотографируя пейзаж на фотопленке типа «ЛН», сбалансированной к свету ламп накаливания, иногда применяют оранжевый светофильтр, задерживающий лишние для этой фотопленки сине-голубые лучи дневного света.

Следует учесть, что светофильтры при съемке снижают освещенность эмульсионного слоя за счет поглощения части света и потому возникает необходимость увеличить экспозицию, что бывает затруднительно из-за недостаточной общей светочувствительности цветных фотоматериалов.

Негативные фотопленки различаются не только по цветочувствительности, указывающей на спектральный состав света, к которому они сбалансированы, но и но общей светочувствительности, служащей для определения экспозиции при съемке. Показатель светочувствительности определяется по характеристической кривой, подобно тому как это делается для чёрно-белых фотоматериалов.

В качестве критерия при оценке величины светочувствительности принято потемнение слоя, равное 0,85, над плотностью вуали. Количественно выражение светочувствительности определяется по формуле:

Коэффициент этой формулы подобран так, чтобы практически равные по светочувствительности цветные и черно-белые фотоматериалы имели одинаковые цифровые показатели. Следовательно, цветные и черно-белые материалы, имеющие один и тот же показатель светочувствительности, должны экспонироваться одинаково.

Необходимым условием получения доброкачественного цветного изображения является соблюдение баланса эмульсионных слоев по контрастности. Для наглядности представим, что какой-либо объект снят на трех черно-белых фотоматериалах, различных по контрастности. Очевидно, с трех разноконтрастных негативов изготовить на одной и той же фотобумаге при одновременном проявлении одинаковые позитивные отпечатки невозможно. Отпечатки в этом случае окажутся неодинаковыми по контрасту, так же как при печати с одного негатива на фотобумагах трех различных степеней контрастности, например на № 2, 5 и 7.

Этот пример указывает на то, что цвета объекта могут быть правильно воспроизведены лишь в том случае, если три негатива будут иметь равный контраст.

Фотобумага, на которой печатается этот негатив, должна быть так же сбалансирована по контрасту, т. е. все три светочувствительных слоя должны иметь одинаковый показатель коэффициента контрастности. При нарушении баланса контрастности у негативного или позитивного фотоматериала цветопередача объекта в позитиве будет искажена. Чем больше разбалансированы светочувствительные слои по контрасту, тем сильнее цветовые искажения.

Баланс фотоматериала по контрастности сильно зависит от режима фотографической обработки. Степень контрастности каждого из трех слоев может изменяться неодинаково; например, при увеличении продолжительности проявления контраст верхнего слоя изменяется незначительно, у среднего возрастает на 20—30%, а у нижнего возрастает на 5—10%.

Таким образом, при неправильной фотографической обработке и на доброкачественном фотоматериале может получиться разбалансированное изображение. Попутно заметим, что режим фотографической обработки влияет больше на негативные слои, чем на цветные фотобумаги. При нарушении режима обработки происходит не только разбалансирование слоев по свето чувствительности и по контрасту, но появляется также и интенсивная цветная вуаль.

Цветовые искажения, возникающие в результате разбалансировки изображения по контрасту, устранить с помощью корректирующих светофильтров невозможно.

Для практических целей, с достаточной для этого точностью, состояние баланса по светочувствительности и контрасту можно выяснить путем фотографирования нейтрально-серой ступенчатой шкалы. Такую шкалу можно изготовить из матовой фотобумаги. На фанерный подрамник наклеивается восемь листов фотобумаги, семь из которых предварительно проэкспонированы, проявлены, отфиксированы и промыты. Каждый из этих семи листов должен отличаться друг от друга по светлоте на некоторую равную величину. Восьмой лист не засвечивается и не проявляется, а лишь тщательно фиксируется и промывается.

Нейтрально-серая ступенчатая шкала

Нейтрально-серая ступенчатая шкала

Засветку фотобумаги следует делать дневным рассеянным светом, чтобы поля ступеней были равномерными по почернениям. Для такой шкалы пригодна фотобумага № 3 и 4, бесцветная, матовая.

Можно изготовить серую шкалу и путем окрашивания чертежной бумаги гуашью.

Шкала фотографируется с двумя-тремя выдержками, близкими к нормальной. Если проверяется фотопленка «ДС, то съемка производится при дневном освещении. Если же испытывается фотопленка «ЛН», то шкала освещается лампами накаливания.

При правильном балансе слоев по светочувствительности и контрасту обработанный негатив должен выглядеть при дневном освещении однотонным. (Обычный нормально экспонированный негатив имеет слабую пурпурную окраску.) Равномерная окраска негативного изображения шкалы, например желтым тоном, свидетельствует о том, что в испытуемом фотоматериале светочувствительность верхнего, синечувствительного, слоя выше, чем следует. Преобладание голубого тона в негативе говорит о завышенной светочувствительности нижнего, красночувствительного, слоя.

Если слабо экспонированные ступени шкалы в негативе окрашены в один цветовой тон, нормально экспонированные ступени — в другой тон, а сильно экспонированные — в третий цветовой тон, то из этого следует, что в испытуемом фотоматериале нарушен баланс контрастности. Чем больше ступеней шкалы будет отличаться по окраске от основного тона изображения, тем сильнее отразится разбалансировка на цветовоспроизведении объекта съемки.

Удовлетворительная цветопередача на разбалансированном негативном фотоматериале может быть достигнута только при фотографировании объектов с малым интервалом яркостей.

При фотографировании на цветных фотоматериалах следует учитывать, что фотографическая широта их несколько меньше, чем у черно-белых. Поэтому экспозиция должна определяться значительно точнее, чем при обычной съемке на черно-белых фотоматериалах.

В цветном фотографическом изображении зернистость менее ощутима, чем в черно-белом. Объясняется это тем, что отдельные зерна металлического серебра более контрастно выделяются на общем фоне, чем аналогичные им по размерам цветные пятна, образованные желтым, пурпурным и голубым красителями.

Ввиду того что в цветных фотоматериалах изображение объекта размещается в трех эмульсионных слоях, расположенных один над другим, разрешающая способность цветных фотоматериалов меньше, чем у черно-белых, равных им по светочувствительности.

Испытание фотобумаги с помощью серой шкалы так же, как и испытание негативного материала, имеет большое практическое значение. При испытании фотобумаги в качестве серой шкалы можно использовать негатив серой шкалы, изготовленный на черно-белой фотопленке (без противоореольного слоя) или фотопластинке. С этого черно-белого негатива делают серию отпечатков на испытуемой цветной фотобумаге. Один отпечаток изготовляют без применения корректирующих светофильтров, а другие отпечатки — с различными комбинациями светофильтров. Печать и фотографическая обработка проводятся в тех же режимах и условиях, которые существуют и при печати изображении.

Из серии позитивов, изготовленных на цветной фотобумаге, выбирается такой отпечаток, который воспроизводит черно-белый негатив нейтрально серым тоном. Если выбранный позитив оказался правильно отпечатанным, без применения корректирующих светофильтров, то это свидетельствует о точном балансе слоев фотобумаги по светочувствительности и контрасту.

Если только с помощью корректирующих светофильтров удается получить отпечаток, передающий все ступени шкалы нейтрально-серым тоном, то это означает, что в испытуемой фотобумаге между слоями нарушен баланс светочувствительности. Такая фотобумага для использования вполне пригодна.

Фотобумага считается бракованной, если имеется разбалансировка слоев по контрастности. В этом случае изображение серой шкалы передается и нейтрально-серыми и цветными тонами.

Цвет какой-либо детали объекта зависит главным образом от ее окраски, т. е. способности избирательно отражать падающий на нее свет. Изменение спектрального состава освещения влияет на цвет отдельных деталей. Например, при свете ламп накаливания голубые детали приобретают зеленоватый оттенок, синие и фиолетовые детали становятся красноватыми, красные цвета делаются еще более насыщенными.

Почти в каждом пейзажном снимке присутствует изображение неба. Очень часто качество цветопередачи в пейзажной фотографии определяется тем, насколько правильно воспроизведен цвет неба. Если сделать несколько снимков так, чтобы из них получилась круговая панорама, можно обнаружить, что цвет небосвода меняется от одного участка к другому. Белесым и даже розовым небо обычно получается тогда, когда съемка происходит при контровом солнечном освещении. При боковом освещении небо получается более синим.

Голубизна или синева неба увеличивается по мере того, как освещение становится более фронтальным.

Цвет неба зависит также и от состояния атмосферы. При влажном воздухе небо получается белесым, в пасмурную погоду — белым. В сухую погоду небо воспроизводится голубым. Если съемка ведется в горах или зимой при очень сухом воздухе, небо может получиться неестественно синим. Это объясняется тем. что помимо видимых лучей на синечувствительный слой интенсивное действие оказывают невидимые ультрафиолетовые излучения.

Цвета одних и тех же предметов воспринимаются различно в зависимости от расстояния между предметом и глазом наблюдателя. С удалением предметов цвета блекнут, как бы угасают, становятся разбеленными. Цветовой контраст между различно окрашенными предметами уменьшается. Даль всегда кажется по цвету монотоннее переднего плана.

Тени освещаются только небом, и потому их цвет зависит от света, всегда имеющего избыток сине-голубых лучей по сравнению с прямым солнечным светом. Например, если снежная поверхность, освещаемая прямым солнечным светом, воспроизводится на фотографии белой или даже желтоватой, то тени на снегу, освещаемые только небом, получаются сине-голубым и.

В пейзажном снимке не менее важной деталью, чем небо, является зеленая растительность: трава, цветы, деревья и т. д. Зеленые растения по своей окраске чрезвычайно разнообразны. Цвет зелени непрерывно изменяется в течение всего дня в зависимости от характера освещения, состояния атмосферы и многих других причин.

Воспроизвести правильно на фотографии портрет на фоне зеленой растительности значительно сложнее, чем одну зелень. В этом случае одна или несколько деталей пейзажа, как правило, получаются с заметным искажением. Если небо голубое, то на изображении зелени будет излишняя синева; при правильной окраске растения на снимке лицо портретируемого получается красным, а небо белесым.

Особенно сложна съемка в лесу. Освещение в лесу очень быстро меняется. Эти изменения вызываются не только движением облаков по небосводу, но и непрерывным покачиванием верхушек деревьев. Пробиваясь через листву или хвою, свет изменяется как по интенсивности, так и по спектральному составу.

Интенсивность натурного освещения может колебаться в зависимости от вида и расположения облаков на небосводе в очень больших пределах. Максимальная освещенность будет тогда, когда все небо, кроме солнца, закрыто мягкими кучевыми облаками. Если же облака закрывают солнце, то освещенность сильно снижается. Контрастность освещения при этом уменьшается очень заметно.

Равномерный рассеянный свет больше способствует правильному цветовоспроизведению, чем контрастный, создающий сложные световые взаимоотношения между деталями объекта. Поэтому натурные сцены воспроизводятся с меньшим цветоискажением в пасмурную погоду или в тех случаях, когда солнце закрыто прозрачными белыми облаками.

На поверхности воды нередко можно наблюдать очень большое разнообразие цветовых оттенков. Цвет того или иного участка поверхности воды зависит от того, какие предметы мы видим отраженными: небо, облака, деревья, здания и т. д. При голубом небе вода бывает синяя, при облачном — серая, поддеревьями — зеленоватая. При появлении волн или ряби возникает еще большее многообразие цветовых оттенков.

Сложно, а иногда и невозможно сохранить хотя бы относительно правильное соотношение между цветом водной поверхности и каким-либо окрашенным предметом. В этом случае стараются более точно передать цвет сюжетно важной части объекта, допуская довольно заметные искажения в цветопередаче воды.

Цветовые искажения чаще всего обнаруживаются и бывают наиболее заметны на фотографическом портрете. Объясняется это тем, что в портрете приходится обычно воспроизводить большое разнообразие насыщенных и сильно различающихся по яркости цветов. Каждый из элементов, составляющих портрет,— детали лица, костюм, цветной фон и т. д. — оказывает влияние на восприятие всего портрета как единого целого. Именно поэтому

искажение в передаче отдельных цветов нарушает цветовую гармонию портрета в целом и делает его малоудовлетворительным. В групповом портрете имеется еще большее разнообразие цветов, поэтому удовлетворительно воспроизвести цветной групповой портрет технически труднее, чем индивидуальный.

Обычно яркие цветные детали на фоне или в костюме на снимке получаются сильно искаженными. Происходит эго потому, что при съемках портрета стремятся возможно правильнее воспроизвести цвет лица.

На цветопередачу в портрете больше, чем в других объектах, влияют также цветные рефлексы и применение смешанного освещения.

Если человек фотографируется сидящим за столом, покрытым, яркой красной скатертью, причем эта скатерть сильно высвечена, то нижняя часть лица может оказаться окрашенной в красный цвет. Такой же цветной рефлекс возникает в портрете от других отражающих поверхностей, например от стен дома или комнаты, от зеленой растительности и т. д.

При съемке в помещении, а иногда и на натуре пользуются подсветкой. Если подсветка отличается по спектральному составу от основного источника света, то это может привести к большим искажениям в цветопередаче. Например, дополнительное освещение одной части лица светом ламп накаливания при общем дневном освещении может так исказить цветопередачу, что снимок окажется совершенно неудовлетворительным. Действительно, если одна часть лица будет воспроизведена относительно правильно, другая часть, дополнительно освещенная лампой накаливания, получится желтой. Портрет может быть освещен двумя различными источниками света лишь в том случае, если эти цвета оправдываются сюжетами, например, если видно что человек сидит у печки или у настольной лампы и т. д. Неоправданные сюжетом цветные пятна портят впечатление о снимке.

Добиваясь наиболее выразительного цветного изображения, следует учитывать. что всякий цвет на фоне своего дополнительного цвета по насыщенности как бы возрастает. Если фон имеет тот же цветовой гон, что и сюжетно важная деталь объекта, но по насыщенности несколько больше, то цвета объекта съемки как бы уменьшаются по насыщенности. Необходимо также учитывать, что цвет затемненной части объекта отличен от цвета его освещенной части. Между тенью и светом в объекте всегда наблюдаются цветовые переходные ступени. Пользуясь цветовыми контрастами, можно создать исключительную рельефность изображения. Объекты, не имеющие участков очень светлой и темной окраски, при средней интенсивности освещения передаются с богатым переходом от тени к свету. Светлые детали объекта воспроизводятся на фотографии плохо, особенно при ярком освещении. Цветовые различия между ними уменьшаются, как бы разбеливаются. При слабом освещении, наоборот, теряются градации в тенях.

Современные цветные фотографические материалы не могут обеспечить совершенно точного воспроизведения фотографируемых цветов. Цветовые искажения возникают из-за несовершенства красителей. Поэтому сейчас разрабатывают новые, более совершенные красители и новые способы получения цветного изображения.

Несмотря на недостатки, современный способ цветной фотографии на многослойных материалах представляет большой практический интерес так как в большинстве случаев фотографические изображения оказываются достаточно удовлетворительными.

Цветные обратимые фотопленки находят широкое применение в тех случаях, когда нет необходимости в размножении позитивных изображений, например, если требуется изготовить всего лишь один диапозитив. Большим преимуществом обратимых фотоматериалов является то, что они не требуют сложной и длительной операции по подбору корректирующих светофильтров в позитивном процессе.

Обратимая цветная фотопленка содержит три светочувствительных слоя с галоидным серебром и бесцветными краскообразующими веществами (цветными компонентами), переходящими в процессе проявления в красители, подобно тому как это происходит в обычных цветных фотоматериалах.

По степени светочувствительности обратимые цветные фотопленки близки к обычным негативным цветным фотопленкам.

Баланс между эмульсионными слоями как по контрасту, так и по светочувствительности у обратимой фотопленки должен быть очень точным, так как в процессе ее обработки цветовую коррекцию произвести невозможно.

Съемка на обратимых цветных фотопленках, по существу, не отличается от фотографирования на обычных цветных фотоматериалах, требуется лишь более точно определять экспозицию. Поэтому каждый объект обычно фотографируют с несколькими экспозициями.

Скрытое фотографическое изображение в момент съемки образуется в трех светочувствительных слоях аналогично тому, как это происходит в цветной негативной фотопленке. Скрытое изображение подвергают обработке в черно-белом проявителе, в результате чего на фотопленке образуется обычно черно-белое негативное изображение. На создание негатива расходуется примерно половина всего галоидного серебра, имеющегося в слоях. С помощью оставшегося галоидного серебра в светочувствительных слоях создается позитивное изображение. Для этого после отмывки фотопленки от химикатов черно-белого проявителя фотопленку равномерно засвечивают белым светом, а затем обрабатывают в цветном проявляющем растворе.

Одновременно с образованием позитивных изображений из металлического серебра в каждом из светочувствительных слоев получаются позитивные изображения из соответствующих красителей: желтого, пурпурного и голубого.

Для того чтобы в фотопленке осталось изображение лишь из красителей, ее тщательно промывают и подвергают обработке в отбеливающем растворе. Этот отбеливающий раствор переводит все металлическое серебро в растворимую соль. После промежуточной промывки и обработки в фиксажом растворе в эмульсионных слоях остаются только красители, создающие цветное позитивное изображение объекта съемки. Перед сушкой фотопленка должна быть тщательно промыта.

Цветные диапозитивы на обратимой фотопленке сохраняются обычно лучше, чем изображения на цветной фотобумаге или на позитивной фотопленке.

Если съемка на обратимой цветной фотопленке производится не в тех условиях освещения, на которые она рассчитана, то для получения более точной цветопередачи пользуются компенсационными светофильтрами.

Название

Цвет светофильтра

Для фотопленок типа «ДС»

При съемке в утренние и вечерние часы

При съемке с мощной лампой накаливания

При съемке в пасмурную погоду

При съемке внутри помещения

Светло-голубой

Голубой

Розовый

Голубовато-розовый

Для пленок типа «ЛН»

При съемке на натуре

При съемке с фотовспышкой

Оранжевый

Желтый или светло-желтый

Пользоваться компенсационными светофильтрами можно лишь после предварительной пробной съемки в тех условиях освещения, в которых будет в дальнейшем происходить фотографирование. Предварительные пробы необходимы не только потому, что компенсационные светофильтры увеличивают экспозицию, но также и потому, что при неправильном выборе светофильтра могут появиться цветовые искажения еще большие, чем при съемке без него.

При проекции диапозитивов на экран некоторое исправление цветопередачи может быть достигнуто путем применения соответствующих светофильтров. Например, если в изображении имеется избыток синего или голубого цвета, то в проекционный фонарь вставляют желтый светофильтр, при избытке красного цвета применяют голубой светофильтр, при зеленой окраске изображения — пурпурный.

Светофильтр может быть установлен в проекционном фонаре для целой серии одинаковых диапозитивов или подклеен к каждому отдельному диапозитиву. Плотность светофильтра подбирается визуально путем просмотра Диапозитива с различными светофильтрами.