×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

Для получения цветных изображений пользуются специальными фото материалами, отличающимися от обычных тем, что у них одна подложка несет три светочувствительных слоя, которые последовательно наносятся на прозрачную подложку негативных, позитивных и обратимых фотопленок или ма непрозрачную подложку фотобумаг.

Строение цветной фотопленки

Строение цветной фотопленки

Эти светочувствительные слои, содержащие галоидное серебро, различаются между собой по цветочувствительности. Верхний слой чувствителен лишь к синим лучам, поэтому он называется синечувствительным. Средний слой помимо естественной чувствительности галоидного серебра к синен зоне спектра дополнительно очувствлен к зеленым лучам. Между верхним и средним слоями расположен тончайший желтый светофильтровый слой, который не пропускает к нижним слоям синие лучи. Этот светофильтровый слой состоит из металлического серебра, имеющего желтую окраску. Вследствие этого на средний слой оказывают действие лишь зеленые лучи, поэтому он называется зеленочувствительным.

Нижний слой, прилегающий к подложке, чувствителен к синим и красным лучам. Однако вследствие поглощения желтым светофильтром синих лучей, на нижний слой оказывают действие лишь красные, поэтому он называется красночувствительным.

С внешней стороны подложки наносится противоореольный слой зеленого цвета (у обратимых фотопленок противоореольный слой имеет коричневый цвет). Противоореольный слой состоит из зеленого красителя, растворенного в воскообразной массе. При хранении фотопленки во влажном и теплом воздухе, а также от прикосновения пальцев к воскообразной массе на противоореольном слое появляются пятна, в результате чего в светочувствительной эмульсии возникают ореолы, снижающие качество изображения.

Противоореольный слой легко повреждается также при неаккуратной перемотке фотопленки. В этом случае мелкие частички слоя отрываются от подложки и приклеиваются к эмульсии. Эти частицы противоореольного слоя не пропускают свет к верхнему и нижнему светочувствительным слоям, поэтому на изображении появляются пятна. Следовательно, с цветной пленкой следует обращаться особенно аккуратно.

Каждый из светочувствительных слоев помимо галоидного серебра содержит еще и по одному отличному друг от друга бесцветному веществу, называемому компонентой цветного проявления, или цветной компонентой. Цветные компоненты, вводимые в светочувствительные слои, различаются между собой по образуемым красителям. В верхнем слое в процессе цветного проявления компонента переходит в желтый краситель, в среднем слое — в пурпурный, в нижнем — в голубой краситель.

Благодаря тому, что каждый из светочувствительных слоев имеет различную цветочувствительность, изображение цветного объекта на фотопленке оказывается расчлененным. В верхнем слое, синечувствительном, регистрируются детали объекта, имеющие синюю окраску. В среднем, зеленочувствительном слое получаются изображения зеленых деталей. В нижнем, красночувствительном слое регистрируются детали, окрашенные в красный цвет.

Свет, отраженный от деталей, окрашенных в желтый, пурпурный или голубой цвета, образует изображения одновременно в двух светочувствительных слоях. Желтое — в среднем и нижнем слоях, пурпурное в верхнем и нижнем, голубое — в верхнем и среднем.

Свет, отраженный от белой детали объекта, одновременно действует на все три светочувствительных слоя.

Каждая деталь объекта во время съемки образует в светочувствительном слое скрытое фотографическое изображение, соответствующее этой детали. Скрытое фотографическое изображение возникает в галоидном серебре подобно тому, как это имеет место при съемке на обычных черно-белых фотоматериалах.

Если цветную фотопленку после съемки обработать в проявляющем растворе, предназначенном для черно-белых фотоматериалов, например в метолгидрохиноновом проявителе, то скрытое изображение перейдет в видимое и будет состоять из такого же металлического серебра, из какого состоит видимое изображение в черно-белом негативе. Внешнее различие между негативами будет лишь в том, что изображение, полученное на цветной фотопленке, окажется равномерно окрашенным в оранжевый цвет за счет желтого светофильтрового слоя. Эта окраска легко удаляется путем обработки фотопленки в слабом растворе ослабителя, состоящего из красной кровяной соли и тиосульфата натрия. Процесс проводится на свету в течение очень короткого промежутка времени и прекращается немедленно после того, как исчезает оранжевая окраска. Более длительное пребывание Фотопленки в ослабляющем растворе может заметно ослабить плотности негативного изображения. Действие ослабителя прекращают энергичной промывкой в воде.

Негативное изображение на цветной фотопленке после удаления светофильтрового слоя будет выглядеть так же, как негатив, изготовленный на черно-белой фотопленке.

Следовательно, в цветной фотопленке процесс образования скрытого, а затем и видимого фотографического изображения аналогичен процессу образования изображения на черно-белом фотоматериале. Причем в обоих случаях основное изображение строится из металлического серебра.

Следует обратить внимание на то, что цветные компоненты при обработке фотопленки в черно-белом проявляющем растворе никакого участия в образовании негативного изображения не принимают.

Если же цветную фотопленку обработать в специальном цветном проявляющем растворе, а затем отфиксировать в водном растворе тиосульфата натрия, то при рассматривании полученного негатива на просвет можно обнаружить параллельно с черно-белым изображением из металлического серебра изображения из красителей. Такой негатив непригоден к печати, так как серебряное и красочные изображения делают его почти непрозрачным. Поместив этот негатив в раствор ослабителя (красная кровяная соль — тиосульфат натрия) и наблюдая за происходящим на свету процессом, можно видеть, как серебряное негативное изображение постепенно растворяется. По мере исчезновения серебряного изображения отдельные детали в негативе становятся более различными по цвету.

Цветная компонента, находящаяся в светочувствительном слое, обладает способностью в процессе проявления из бесцветной переходить в краситель. Образование красителя происходит лишь на тех участках, на которых в процессе проявления появляется металлическое серебро. Количество образующегося красителя пропорционально количеству серебра, восстановленного при проявлении.

Изображение синих деталей получается в верхнем слое из желтого красителя. Изображение в среднем слое создается пурпурным красителем, изображение красных деталей в нижнем слое — голубы м красителем.

Желтые детали воспроизводятся в негативе синим цветом, так как их изображения создаются в двух слоях — среднем и нижнем, из пурпурного и голубого красителей. Пурпурные детали объекта будут переданы в негативе зеленым цветом, образованным в верхнем и нижнем слоях. Голубые детали объекта будут переданы красным цветом, образованным в верхнем и среднем слоях.

Детали, имеющие белую окраску, получатся на негативе тёмно-серыми или черными, так как воспроизводятся они всеми тремя красителями.

Цветопередача объекта в негативе зависит от того, в каком количестве каждый из красителей принимает участие в создании изображения. Для наглядности рассмотрим воспроизведение в негативе белой детали. От белой детали к фотопленке идет поток света, содержащий все три зоны спектра. Каждая зона излучений, действуя на соответствующий по цветочувствительности слой, образует (после фотообработки) в каждом из них равное количество красителей, которые в сочетании образуют ахроматический тон и вследствие большой суммарной плотности передадут на негативе белую деталь в виде черной.

Очевидно, правильная цветопередача будет лишь в том случае, если в фотопленке все три слоя будут иметь одинаковую чувствительность к синей, зеленой и красной зонам спектра.

Если в результате действия лучей света, отражаемого белой поверхностью, желтого красителя в верхнем слое окажется больше, чем пурпурного в среднем и голубого в нижнем слоях, то изображение белой детали получится в негативе не совершенно черным, а с желтой окраской. Избыточное количество желтого красителя может возникнуть оттого, что наружный, синечувствительный слой оказался по светочувствительности выше, чем два других слоя.

Чем больше по светочувствительности отличается верхний слой от двух других, тем интенсивнее окрашивается изображение в желтый цвет. Если более светочувствительным окажется какой-либо другой слой, например средний, зеленочувствительный, то изображение белой летали в негативе приобретает пурпурный оттенок. При повышенной светочувствительности нижнего слоя изображение белой детали будет иметь голубой оттенок.

Изображение белой детали может быть окрашено в любой цвет. Зеленая окраска будет тогда, когда у наружного и нижнего слоев светочувствительность окажется выше, чем у среднего слоя.

Идеальным будет такой фотоматериал, у которого три эмульсионных слоя балансированы между собой по степени светочувствительности. ( создание такого сбалансированного фотоматериала, учитывая сложность полива тончайших и высокочувствительных слоев, очень затруднительно. Кроме того, фотоматериал, сбалансированный для одних условий освещения, может оказаться разбалансированным для других.