×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

 

Галоидное серебро чувствительно к фиолетовым, синим и голубым лучам видимого спектра. Дополнительная цветочувствительность фотослоя достигается тем, что в процессе изготовления фотографической эмульсии в ее состав вводят специальные красители, называемые оптическими сенсибилизаторами.

Эти оптические сенсибилизаторы, относящиеся к весьма сложным органическим соединениям, обладают способностью расширять зону цветочувствительности галоидного серебра, делают его чувствительным к другим лучам — зеленым, желтым, оранжевым, красным.

Дополнительная цветочувствительность фотографической эмульсии определяется типом введенного в нее оптического сенсибилизатора.

Современные фотографические материалы разнообразны по своей цветочувствительности. Каждому из них присваивается соответствующее название, характеризующее его свойства воспроизводить различные цвета,

Однако даже наиболее совершенные по цветочувствительности фотоматериалы воспринимают цвета объекта иначе, чем глаз. Фиолетовые и синие цвета глазу кажутся весьма темными, в фотографическом изображении (в позитиве) эти цвета оказываются наиболее светлыми. Такое тональное нарушение происходит вследствие того, что фотографические материалы независимо от приобретенной дополнительной цветочувствительности почти всегда сильнее реагируют на фиолетовые и синие излучения, чем на любые другие.

В целях приближения впечатления от фотографического изображения к впечатлению, которое создается при непосредственном рассматривании объекта съемки, при фотографировании пользуются светофильтрам и. Эти светофильтры называют съемочными в отличие от светофильтров, применяемых для освещения лаборатории или других целей.

Светофильтры различаются по окраске и плотности этой окраски. Светофильтры, установленные на пути света, идущего от объекта съемки к фотографическому материалу, способны ослаблять определенные цветные лучи. Степень и цвет ослабляемых лучей зависят от концентрации красителя, которым окрашен светофильтр.

Вследствие того что любой светофильтр поглощает часть лучей, идущих от объекта, возникает необходимость увеличить выдержку при съемке со светофильтром, чтобы получить тот же фотографический эффект. Величину, показывающую, во сколько раз необходимо увеличить выдержку» называют кратностью светофильтра. Кратность светофильтра — величина переменная и зависит не только от характеристики самого светофильтра, но и от цветочувствительности фотоматериала и от спектрального состава света, при котором происходит съемка.

Светофильтрами пользуются при съемке с дневным освещением и лишь на цветочувствительных (сенсибилизированных) фотоматериалах. При освещении объектов лампами накаливания светофильтры применяются редко, главным образом в научно-исследовательской фотографии.

Наиболее универсальным фотографическим материалом является изопанхроматический, чувствительный ко всем видимым лучам. Поэтому на данном материале можно снимать практически с любыми светофильтрами. Желтые светофильтры (помимо плотного) способствуют получению правильного по тональности изображения вследствие того, что эти светофильтры задерживают синие и фиолетовые лучи, чрезмерно действующее на светочувствительный слой. Съемка через плотный желтый светофильтр может привести к искажению тональности в изображении, так как такой фильтр полностью поглощает синие и фиолетовые лучи. К еще большим искажениям приводит съемка через оранжевый и красный светофильтры потому, что эти светофильтры поглощают не только синие и фиолетовые лучи, н0 и желтые. Такими фильтрами, следовательно, можно пользоваться только в специальных целях, точно представляя себе, какой изобразительный результат они дают.

Начинающие фотолюбители иногда избегают съемки на изопанхроматическом фотоматериале лишь из-за того, что его необходимо обрабатывать в абсолютной темноте. Это создает некоторое осложнение в работе, так как фотограф лишен возможности наблюдать за процессом проявления.

Объекты, в которых нет зеленых деталей, хорошо фотографировать на панхроматическом материале, так как светочувствительные слои этого типа реагируют на все видимые излучения, за исключением зеленого. К зеленому излучению панхроматические эмульсии имеют пониженную чувствительность, что позволяет обрабатывать их при темно-зеленом освещении. Действие съемочных светофильтров на панхроматические материалы аналогично с изопанхроматическими.

Панхроматическими фотоматериалами часто пользуются при съемке объектов, освещенных лампами накаливания, так как в составе света этих ламп оранжево-красных лучей значительно больше, чем сине-голубых. Повышенное количество оранжево-красных лучей в спектре ламп накаливания и наличие дополнительной цветочувствительности к этим излучениям у панхроматического материала позволяют производить съемку с более короткими выдержками, чем при фотографировании в этих же условиях освещения, но на фотоматериале, не чувствительном к оранжево-красным лучам.

На изоортохроматическом материале, не чувствительном лишь к красным излучениям, отлично воспроизводится большинство пейзажей. На этой фотопленке фотографируют объекты, у которых нет деталей красного цвета или они являются несущественными для изображения. Отсутствие чувствительности к красному излучению позволяет обрабатывать эту фотопленку при темно-красном освещении. Желтые светофильтры, особенно средний и плотный, способствуют получению правильной тональности в изображении.

Изохроматический материал по своей цветочувствительности занимает промежуточное место между панхроматическим и изоортохроматческим фотоматериалами. На такой фотопленке хорошо получаются пейзажи и объекты, детали которых имеют помимо фиолетовой, синей, бой, желтой и зеленой окраски еще оранжевую и светло-красную. При съемке на изохроматических и ортохроматических материалах желтые светофильтры значительно улучшают цветопередачу в изображении и несколько повышают его контраст. Проявление этого негативного материала ведется при темно-красном освещении.

Из сенсибилизированного фотоматериала наименьшей цветочувствительностью обладает ортохроматический. Он имеет пониженную чувствительность к зеленому и практически совсем не чувствителен оранжевым и красным лучам. Единственное преимущество этого типа фотопленок в том, что их можно обрабатывать при красном освещении и наблюдать за ходом процесса проявления.

К простейшим фотоматериалам, не подвергавшимся оптической сен сибилизации, т. е. имеющим только естественную чувствительность галоидного серебра к голубым, синим и фиолетовым лучам, относятся фотобумаги, диапозитивные фотопластинки и позитивные фотопленки. Такие фотоматериалы применяются для печати позитивов, для отдельных вида репродукционной съемки и пр. Несенсибилизированные эмульсии можно обрабатывать при оранжевом и красном лабораторном освещении.

Существуют также негативные фотоматериалы, чувствительные к инфракрасным лучам и носящие название инфрахроматические Инфрахроматические материалы значительно расширяют область применения фотографии. На этих фотоматериалах можно произвести съемку абсолютной темноте; создать изображение с лунным эффектом освещения получить доброкачественное изображение с документа, залитого краской или пожелтевшего; расшифровать неразличимые глазом тексты, снять уда ленный пейзаж сквозь плотную дымку и т. д.

Инфрахроматические материалы отличаются от несенсибилизированных фотоматериалов тем, что они очувствлены к той части инфракрасной зоны спектра, которая называется «фотографические инфракрасные лучи». Эти неразличимые глазом лучи непосредственно примыкают к красной части видимого спектра.

Спектральная чувствительность инфрахроматических фотоматериалов определяется той длиной волны, к которой они наиболее чувствительны! Например, «Инфрахром 760» имеет максимальную чувствительность к излучению с длиной волны в 760 mμ; «Инфрахром 880» — к излучению с длиной волны в 880 mμ и т. д.

Инфрахроматические материалы помимо дополнительной чувствительности к инфракрасному излучению чувствительны и к синей зоне видимого спектра, вследствие чего съемка на этих фотоматериалах всегда ведется через светофильтры. Причем эти светофильтры обязательно должны поглощать синюю зону видимого спектра, в противном случае изображение, снятое на инфрахроматическом материале, окажется таким же, как сделанное на обычном, несенсибилизированном фотослое. Такими светофильтрами являются красные и инфракрасные. Красные светофильтры обозначают двумя буквами «КС» и номерами от 10 до 18. Инфракрасные светофильтры — тремя буквами «ИКС» («ИКС-1», «ИКС-2» и «ИКС-3»).

Светофильтры выбираются в зависимости от степени сенсибилизации ифрахроматического материала. Чем плотнее окраска светофильтра, тем большей должна быть экспозиция при съемке.

Зеленая растительность, снятая на инфрахроматическом фотоматериале, вместо привычного темного тона, которым она воспроизводится на обычном светочувствительном слое, воспроизводится светлой (в позитиве). Происходит это потому, что инфракрасные лучи, в отличие от видимых, не по мотаются зеленью, а, наоборот, отражаются листвой и образуют интенсивные почернения на негативном материале. Летний пейзаж, снятый на инфрахроме, становится похожим на зимний, деревья выглядят как бы осыпанные инеем.

Фотографирование «в темноте» относится к такому случаю съемки, когда объект освещается мощным источником света, перекрытым инфракрасным (по цвету черным) светофильтром, пропускающим лишь невидимые глазом инфракрасные лучи. Объект может быть сфотографирован «в темноте» и в том случае, если он сам или окружающие его детали слегка нагреты и являются излучателями невидимых инфракрасных лучей. Такими излучателями могут быть электрический утюг, чуть нагретые спирали электроплиток и т. д. В качестве источника света для съемки в невидимых лучах при годна и электронно-импульсная лампа, закрытая инфракрасным светофильтром.

Практически фотографирование в инфракрасных лучах возможно почти со всеми источниками света, применяемыми для съемки в видимых лучах. Инфракрасные лучи имеются в свете обычных ламп накаливания, причем активность их увеличивается с повышением мощности лампы. Также много этих лучей в свете солнца, когда оно близко к горизонту.

Общая светочувствительность инфрахроматических фотоматериалов значительно меньше обычных, предназначенных для съемки в видимой части спектра. Светочувствительность обычно тем меньше, чем выше зона сенсибилизации, например «Инфрахром 760» имеет светочувствительность 1.4 единицы ГОСТ, «Инфрахром 840» — 0,18 единицы ГОСТ. «Инфрахром 880» — только 0,02 единицы ГОСТ.

Следует учесть, что определение светочувствительности этих фотоматериалов происходит при источнике света, перекрытом очень плотным красным светофильтром («КС-14»).

Не каждый фотоаппарат пригоден для съемки на инфрахроматических материалах из-за того, что фотослой, помещенный в фотоаппарат, может оказаться вуалированным. Вуаль возникает потому, что инфракрасные лучи легко проходят сквозь вулканизированную ткань, кожу, эбонит, целлулоид, дерево и прочие материалы, из которых иногда делаются шторки затвора, мех камеры, стенки кассеты и другие детали.

Инфрахроматические фотоматериалы обрабатывают в абсолютной темноте или при освещении через очень плотный зеленый светофильтр обычными растворами, например проявителем по рецепту Чибисова и кислым фиксажем.

Серьезным недостатком современных инфрахроматических материалов является плохая сохраняемость фотографических свойств. Наибольшая светочувствительность и наименьшая плотность вуали наблюдаются лишь тотчас после изготовления этих фотоматериалов. Чем выше область сенсибилизации фотослоя, тем быстрее происходит снижение его общей светочувствительности.

Одни фотоматериалы сохраняются без значительного изменения свойств 5—6 месяцев, а другие всего 1—2 недели. Фотографические свойства сохраняются тем лучше, чем ниже температура помещения, в котором находятся фотоматериалы. Поэтому инфракрасные материалы часто хранят в холодильниках. Даже температура ниже 0 не вредит эмульсионному слою.

Охлажденный фотоматериал перед съемкой следует выдержать некоторое время при нормальной температуре (от 30 мин. до нескольких часов).

Отрицательно сказывается на свойствах фотоматериала и влажность. Поэтому инфрахроматические материалы до самой съемки хранят в фабричной упаковке, предохраняющей их от действия влаги.