×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден

 

Ассортимент фотографических бумаг весьма разнообразен. Одни из них предназначаются для широкого пользования, другие - для специальных лабораторий.

Фотобумаги различаются по контрасту, светочувствительности, строению поверхности и тону изображения. Фотобумага изготовляется в виде листов (от 6 x 9 до 50 x 60 см) и рулонов (шириной 24, 36, 40. 60 и 100 см, длиной 150 — 250 м). Существуют и другие форматы бумаги.

Но контрасту фотобумаги разделяются на номера от № 1 до № 7. Чем выше номер, тем контрастнее светочувствительный слой.

Фотобумагу для печати подбирают по контрасту с учетом характера контраста негатива. Чем мягче негативное изображение, тем на более контрастной фотобумаге производят печать. С повышением контраста светочувствительного слоя фотобумаги обычно наблюдается снижение ее фотографической широты.

По светочувствительности фотобумаги тоже весьма разнообразны. Например, «Йодоконт», «Фотокопир» имеют низкую светочувствительность, «Фотоконт» и «Контабром» — среднюю и обычно используются для контактной печати. Проекционная печать на этих бумагах возможна лишь при мощном источнике света и длительной выдержке.

Светочувствительность у фотобумаг «Унибром», «Фотобром» и «Бром- портрет» значительно выше. На таких фотобумагах можно одинаково успешно печатать как проекционным, так и контактным способом.

Существует особый сорт фотобумаги, так называемая «Аристотипная», нидимое изображение на которой возникает уже в процессе печати негатива, без обработки бумаги проявляющим раствором. Это видимое изображение требуется лишь закрепить. Светочувствительность аристотипной фотобумаги очень мала, и потому печатать на ней можно только при дневном свете и при длительных выдержках.

По строению поверхности фотобумаги делятся на глянцевые, полуматовые, матовые, тисненые, бархатистые, структурные и зернистые. Подложка, на которую поливается фотографическая эмульсия, также бывает различной: белой и кремовой, тонкой и картонной.

Тон изображения, получаемый после проявления фотобумаги разных сортов, показан в табице:

Название фотобумаги

Тон изображения

«Унибром»

«Фотобром»

«Бромпортрет»

«Фотоконт»

«Контрабром»

«Йодоконт»

«Фотокопир»

Нейтрально-черный

Тепло-черный

Темно-коричневый

Нейтрально-черный

От черно-коричневого до красно-фиолетового различных оттенков

Зеленый разных оттенков

Черный

Чем контрастнее фотобумага, тем ниже ее светочувствительность. Например, «Унибром» № 3 имеет относительную светочувствительность 10, № 6 — всего лишь 5.

Высокая светочувствительность и семь степеней контрастности у фотобумаги «Унибром» позволяют считать ее почти универсальной. На этой фотобумаге удается получить вполне удовлетворительное позитивное изображение с любого по контрасту и градации тона негатива. Особенно хорошая проработка деталей в тенях наблюдается при печати изображения на глянцевых сортах этой фотобумаги. Отличные позитивы можно отпечатать на структурных типах бумаги «Унибром». Тип «А» создает изображение шелковистой структурой, тип «Б» со структурой, напоминающей полотно.

В течение 2-минутнои обработки в стандартном проявителе при 18—20 выявляются все положительные свойства фотобумаги. Но и более длительное проявление бумаги (до 10 мин.) не вызывает заметной вуали.

Почти такими же универсальными свойствами обладает бумага «Фото бром», хотя она и имеет всего три степени контрастности (№ 3, № 4 и № 5). Высокие плотности максимальных почернений у этой бумаги больше, чем в «Униброме», позволяют получить изображение на матовых и полуматовых типах фотобумаг, по сочности не отличающееся от позитивов, сделанных на глянцевых бумагах.

«Фотобром» проявляется несколько быстрее, чем «Унибром» (1,5 мин.), причем, обладая несколько большей практической широтой, эта фотобумага позволяет в некоторой степени исправить погрешности в экспозиции. Положительным свойством бумаги «Фотобром» является также и то. что проявляющие растворы истощаются ею меньше, чем фотобумагой «Унибром».

Фотобумага «Бромпортрет» изготовляется трех степеней контрастности (№ 2, №3 и № 4). Большая практическая широта обеспечивает отличную по градации проработку деталей изображения, поэтому эта бумага широко применяется при печати портретов. Средняя светочувствительность бумаги позволяет пользоваться ею как при контактном, так и при проекционном способе печати. Кроме того, путем подбора состава проявителя и выдержки можно менять тон изображения.

«Фотоконт» выпускается пяти степеней контрастности (№3, №4, №5, 6 и №7) и относится к среднечувствительным фотобумагам, одинаково пригодным и для контактного и для проекционного способов печати. Давая высокие плотности максимальных почернений, бумага обеспечивает получение сочных позитивов с отличной проработкой как светов, так и теней объекта съемки. Эта бумага особенно хороша для печати с прозрачных негативов. Необходимым условием для получения отличных изображений на5гой бумаге является обработка ее в чистых растворах, причем в 1 л проявителя должно быть бромистого калия не меньше 1 г.

«Контабром» относится к фотобумагам, самотонирующимся в процессе проявления. Светочувствительность ее значительно меньше, чем у всех предыдущих бумаг, и потому в основном эту фотобумагу применяют при контактном способе печати. Проекционная печать на «Контаброме» возможна лишь в том случае, если в фотоувеличителе имеется мощный источник света, а негатив прозрачен. Фотобумага изготовляется трех степеней контрастности (№2, №З и №4) и с различным строением поверхности. На этой фотобумаге можно печатать негативы весьма разнообразные по градации тонов и во всех случаях получать хорошо проработанные изображения. Состав проявляющего раствора и режим проявления подбираются в зависимости от желаемого тона изображения.

На фотобумаге «Йодоконт» изображения получаются зеленого тона. Из-за весьма малой светочувствительности этой бумагой пользуются почти исключительно при контактной печати. По контрастности она имеет две степени (№ 1 и № 2). Обладая относительно большой практической широтой, бумага позволяет получать позитивы с негативов с различной градацией тонов. Позитивы, сделанные на «Йодоконте» с контрастных негативов, оказываются хорошими по проработке даже в том случае, если с этих негативов не удалось получить удовлетворительных изображений ни на одном из других типов фотобумаги. Некоторая ограниченность применения этой бумаги объясняется тем, что не для всех отпечатков подходит зеленый тон изображения.

К специальным типам фотобумаг относятся: «Фотостатная», «Регистрирующая», «Фотокалька» и в известной мере «Фотокопир».

«Фотостатная» бумага предназначается для изготовления фотографическим способом копий со штриховых и полутоновых оригиналов, с помощью фотостатов й им подобных репродукционных аппаратов. Эта фотобумага относится к высокочувствительным, контрастным и ортохроматическим сортам. Тон изображения—черный, поверхность—полуматовая, подложка— белая. Выпускается рулонами (ширина 21 и 45,5 см, длина от 10 до 100 -и) и листами форматом 18x24; 24x30 и 30x40 см.

«Регистрирующая» — особо высокочувствительная ортохроматическая фотобумага, применяется в различных регистрирующих приборах (осциллограф, электрокардиограф и др.). Эта бумага — контрастная, полуматовая с черным тоном изображения. Выпускается в виде рулонов различной ширины и длины, перфорированная и неперфорированная.

«Фотокалька» широко применяется для копирования чертежей. Она изготовляется на прозрачной, тонкой и лакированной подложке. В целях повышения четкости воспроизведения линий чертежа на наружную сторону подложки нанесен красный противоореольный слой, устраняемый в процессе фотографической обработки бумаги.

«Фотокалька» выпускается различной светочувствительности в виде рулонов и отдельных листов.

Большой практический интерес представляет бумага «Фотокопир» На этой фотобумаге можно получать изображение текстов, чертежей и других документов без съемки их фотографическим аппаратом. В этом случае используется метод рефлексной печати.

При рефлексном способе фотобумагу эмульсионным слоем плотно прижимают к поверхности копируемого оригинала, например к странице журнала, после чего свет от печатающей лампы направляют на подложку фото, бумаги. Этот свет, проникая к поверхности копируемого оригинала через бумажную подложку и эмульсионный слой, отражается от белых участков оригинала. (В нашем случае от белой поверхности, на которой отпечатан текст журнальной страницы.)

Свет, отражаемый от белых участков копируемого оригинала, суммируясь со светом, прошедшим сквозь фотобумагу, создает фотографическое изображение.

От черных участков оригинала (букв) отраженный свет не возникает, следовательно, светочувствительный слой на этих участках будет находиться под воздействием лишь того света, который прошел сквозь фотобумагу.

Из-за чрезвычайно малой светочувствительности слоя (раз в 60 меньше, чем у «Униброма») и очень высокого контраста количества освещения, полученного только от света, прошедшего сквозь фотобумагу, оказывается недостаточным вызвать заметное почернение в эмульсии. И только дополнительный, отраженный от оригинала свет вызывает почернение.

В результате такого экспонирования на проявленной фотобумаге получается негативное изображение оригинала (зеркальное изображение) белых букв на черном фоне.

С этого негатива можно отпечатать любое количество копий, правильно воспроизводящих оригинал. Печать осуществляется рефлексным способом на бумаге «Фотокопир», как было указано выше, или на обычной фотобумаге. Для этого бумажный негатив промасливают олифой или подсолнечным маслом для повышения его прозрачности.

Единственным затруднением при пользовании бумагой «Фотокопир» является подбор экспозиции, которая должна быть точной. Ошибки в экспозиции приводят к неудовлетворительному фотографическому изображению, обычно серому и вуалированному.

Правильно используя фотографические свойства этой бумаги, можно копировать весьма трудные для репродуцирования оригиналы, например надписи и рисунки, выполненные карандашом, отпечатанные на тонкой просвечивающей бумаге, и т. д. Причем различаемость этих рисунков на фотографическом изображении может оказаться выше, чем в оригинале.